ID Muallif Muhokamaga chiqarish sanasi Yakunlanish sanasi Takliflar soni
123 Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды 13/08/2018 28/08/2018 0

Muhokama yakunlandi

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан
О мерах по дальнейшему повышению эффективности работ в области обращения с бытовыми отходами
ID-123

Во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2018 года № ПП-3730 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обращения с бытовыми отходами», а также в целях улучшения экологического и санитарного состояния территорий, обеспечения создания и надлежащего содержания объектов инфраструктуры санитарной очистки Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Правила размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами (далее – Правила) согласно приложению № 1;

Положение о взаимодействии Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан при проведении рейдового экологического контроля в области обращения с отходами и санитарной очистки согласно приложению № 2.

2. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды обеспечить организацию работ по санитарной очистке территорий в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

3. Внести изменения в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

4. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. и председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Кучкарова Б.Т.

Правила организации работ по санитарной очистке и обращения с бытовыми отходами

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок организации работ по санитарной очистке и обращения с бытовыми отходами, а также контроля за их осуществлением и являются обязательными для соблюдения юридическими и физическими лицами.

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

объекты благоустройства – улицы, переулки, дороги, центральные площади, тротуары, мосты, тоннели, пешеходные, подземные переходы, фонтаны, берега арыков, каналов, рек, озер и других водоемов, объекты, используемые для удовлетворения культурно-бытовых нужд и отдыха населения (парки культуры и отдыха, лесные массивы, сады, бульвары, скверы), наружное освещение, рекламные панно, дорожные указатели, порталы и вывески, дренаж (вертикальный, закрытый и открытый горизонтальный, закрытый коллектор дренажа), сети ирригационных лотков, сети наружного освещения;

твердые бытовые отходы – органические и неорганические отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических и деятельности юридических лиц, а также отходы, образующиеся в результате природных процессов на их территориях и на объектах благоустройства (пищевые и растительные отходы, отходы текстильных изделий, упаковочных материалов, стекла, резины, бумаги, пластмассы, древесины, предметы домашнего обихода, утратившие свои потребительские свойства, смет, а также отходы, образующиеся в результате использования бытовых печей и отопительных котлов на твердом топливе и т.д.);

жидкие бытовые отходы – отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических лиц и деятельности юридических лиц  (сточные воды, различные виды жидких нечистот, которые скапливаются в выгребных ямах и септиках, помойные отходы от производственных процессов, фекальные отходы нецентрализованной канализации);

крупногабаритные бытовые отходы – твердые бытовые отходы, образующиеся в результате замены морально и физически устаревшей бытовой техники (холодильники, стиральные машины, телевизоры и т.п.), оргтехники (компьютеры, принтеры и т.п.), технического оборудования, автотранспорта, а также образующиеся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки, листья и др.)  и строительные отходы, размеры которых не позволяют размещать их в контейнерах объемом 0,75 m3;

строительные отходы – отходы, образующиеся в процессе строительных работ, реконструкции, ремонта и сноса жилых домов, административных зданий, квартир многоквартирного дома и т.д.;

опасные бытовые отходы отходы, образующиеся после утраты потребительских свойств товаров, представляющие опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды, а также подлежащие утилизации  и требующие использования специальной технологии сбора, транспортировки  и обезвреживания (отработавшие ресурс ртутьсодержащие лампы, отходы ртутных термометров, все виды аккумулирующих элементов и т.п.);

вторичные материальные ресурсы – отходы производства и потребления, образующихся в бытовом хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки (отходы металла, пластмассы, стекла, бумаги и т.п.);

«сигнальный» метод – сбор и вывоз твердых бытовых отходов в индивидуальном жилом секторе с объездом населенного пункта мусоросборочной техникой и оповещением Потребителей путем подачи звукового сигнала.

Глава 2. Организация работ по санитарной очистке

3. К работам по санитарной очистке относятся уборка территорий (объектов благоустройства, территорий домовладений и организаций), сбор и вывоз бытовых отходов.

4. Уборка территорий осуществляется:

на объектах благоустройства – городскими и районными управлениями благоустройства;

на придомовых территориях многоквартирных домов – товариществами частных собственников жилья или управляющими организациями;

на земельных участках индивидуальных жилых домов и организаций в пределах полосы отчуждения – физическими и юридическими лицами (владельцами, собственниками или постоянными пользователями земельных участков, а также арендаторами);

на автомобильных дорогах и искусственных дорожных сооружениях в пределах полосы отчуждения – организациями, обслуживающими данные объекты (балансодержателями);

на железнодорожных путях в пределах полосы отчуждения (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути и т.д.) – железнодорожными организациями, эксплуатирующими данные объекты;

на территории рынков и прилегающих к ним территорий – администрацией рынков;

на территории временных объектов торговли, услуг и т.п., расположенных на остановках общественного пассажирского транспорта – владельцами этих объектов (если иное не предусмотрено договорами аренды);

в радиусе 5 m на территориях, прилегающих к торговым павильонам и иным торговым точкам, в том числе и передвижным – хозяйствующими субъектами в сфере мелкорозничной торговли и общественного питания (палаток, ларьков, лотков для продажи пищевой продукции и предоставлению услуг в сфере общественного питания), а также оказания бытовых услуг (ремонт обуви и т.п.).

5. Сбор и вывоз бытовых отходов осуществляется организациями, специализирующимися на оказании услуг в области обращения с отходами (далее – специализированная организация) на договорных основах в порядке, установленном законодательством.

Сбор и вывоз бытовых отходов осуществляется в многоквартирном жилом секторе – с мусоросборочных пунктов, а в индивидуальном жилом секторе – «сигнальным» методом.

Минимальная периодичность вывоза твердых бытовых отходов с мусоросборочных пунктов составляет один раз в день, при «сигнальном» методе – один раз в три дня.

Периодичность вывоза твердых бытовых отходов с мусоросборочных пунктов составляет не реже одного раза в день, при «сигнальном» методе – не реже одного раза в три дня.

Глава 3. Размещение и эксплуатация урн для сбора твердых бытовых отходов

6. В целях предотвращения засорения объектов благоустройства, придомовых территорий многоквартирных жилых домов и прилегающих территорий, земельных участков организаций твердыми бытовыми отходами, на этих объектах устанавливаются урны, специально предназначенные для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов.

7. Обязательными объектами установки урн являются:

придомовые территории многоквартирных жилых домов (входы в подъезды, детские, спортивные площадки и др.);

объекты, используемые для удовлетворения культурно-бытовых нужд и отдыха населения (парки культуры и отдыха, лесные массивы, сады, бульвары, скверы, аллеи и др.);

центральные площади, тротуары и пешеходные зоны вдоль магистральных улиц, а также мосты и тоннели;

входы (выходы) в здания организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности;

пляжи и территории рекреационных зон, прилегающие к водной акватории (рек, озер, заливов или прудов);

дворовые территории лечебных учреждений;

остановки общественного транспорта;

въезды (выезды) в автостоянки и парковки;

специально выделенные места для курения;

входы (выходы) в метро, подземные и надземные переходы;

входы (выходы) в торговые объекты;

прилегающая территория в радиусе 5 m к временным торговым павильонам (палаток, ларьков, лотков для продажи пищевой продукции и предоставлению услуг в сфере общественного питания).

8. Урны устанавливаются:

у входов в подъезды многоквартирных жилых домов – 1 шт.;

у каждого входа (выхода) в здания организации и торговых объектов – 1-2 шт.;

у каждого входа (выхода) в метро, подземные и надземные переходы –2 шт.;

у каждой скамейки в независимости от ее места расположения – 1 шт.;

на рынках и торговых объектах (супермаркет, гипермаркет и др.) – 1 шт. на каждые 250 m2 площади объекта и на расстоянии не более 10 m друг от друга при установке вдоль линии торговых прилавков;

на объектах, используемые для удовлетворения культурно-бытовых нужд и отдыха населения (парки культуры и отдыха, лесные массивы, сады, бульвары, скверы, аллеи и др.) – 1 шт. на каждые 800 m2 площади объекта и на расстоянии не более 30 m друг от друга при установке вдоль линии дорожек и тротуаров;

на остановках общественного пассажирского транспорта –1-2 шт.;

на въездах (выездах) в автостоянки и парковки – 1-2 шт.;

на дворовой территории лечебных учреждений – 1 шт. на каждые 700 m2 площади объекта, а на главных аллеях – не далее 10 m друг от друга;

на специально выделенных местах для курения 1-2 шт.;

на пляжах и территориях рекреационных зон, прилегающих к водной акватории (рек, озер, заливов или прудов) – 1 шт. на каждые 1600 m2 площади объекта и на расстоянии не более 50 m друг от друга, с размещением далее 10 m от уреза воды и далее 3-5 m от полосы зеленых насаждений;

на других объектах в зависимости от интенсивности использования территории, по 1 шт. на расстоянии не более чем через каждые 50 m – с интенсивным пешеходным движением и не более чем через каждые 100 m – на малолюдных местах.

9. Стационарные уличные урны должны обладать подвижной конструкцией (опрокидывающимся механизмом) и иметь основу для устойчивого закрепления на отведенном месте для их установки.

На территориях, прилегающих к временным торговым павильонам, в том числе передвижным (палатки, ларьки, лотки для продажи продуктов питания
и оказания услуг в сфере общественного питания) – в радиусе до 5 m устанавливаются переносные урны с механизмами их поднятия или съемными ведрами внутри для их опорожнения.

10. Урны должны устанавливаться на местах, удобных для их использования по назначению и обслуживания (очистки, опорожнения и т.д.), не препятствовать передвижению пешеходов, инвалидных и детских колясок и велосипедов, содержаться в исправном и опрятном состоянии, а также соответствовать санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

Опорожнение и очистка урн должна проводиться систематически по мере их наполнения, но не реже одного раза в сутки.

Промывка и дезинфекция урн должна производиться не реже одного раза в месяц, либо могут быть применены специальные мусорные мешки (пакеты) для обеспечения их чистоты и удобного опорожнения (за исключением установленных урн на специально выделенных местах для курения).

11. Установление, обеспечение своевременного обслуживания (очистка, опорожнение, промывка, дезинфекция и ремонт) урн осуществляется за счет средств, не запрещенных законодательством физических и юридических лиц, ответственных за уборку территорий в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил.

Глава 4. Создание мусоросборочных пунктов и их эксплуатация

12. Органы исполнительной власти на местах при содействии органов самоуправления граждан по обращению товариществ частных собственников жилья, управляющей организации или непосредственно жителей соответствующей территории, решают вопросы, связанные с определением мест размещения мусоросборочных пунктов.

Строительство мусоросборочных пунктов закрытого типа осуществляется в соответствии с типовым или индивидуальным проектом (эскизом), разработанным и согласованным в установленном порядке.

В зависимости от интенсивности использования территории на оживленных местах могут быть организованы временные сооружения не охраняемых (модульных) мусоросборочных пунктов.

13. Предварительное согласование мест размещения мусоросборочных пунктов, намеченных к строительству, производится с учетом утвержденной градостроительной документации о планировании и развитии территорий регионов Республики Узбекистан и населенных пунктов.

Мусоросборочные пункты размещаются удаленными от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, мест отдыха на расстояние не менее, чем 20 m и не более 100 m.

При этом, территория мусоросборочного пункта должна примыкать к проездам, но не мешать подъезду специального автотранспортного средства. При обособленном размещении площадки (вдали от проездов) предусматривается возможность удобного подъезда специального автотранспортного средства для опорожнения контейнеров и наличия разворотных площадок (12 m х 12 m).

14. Размещение мусоросборочных пунктов проектируется (по мере возможности) вне зоны видимости с транзитных транспортных и пешеходных коммуникаций, в стороне от уличных фасадов зданий.

15. Площадь мусоросборочного пункта и количество контейнеров, размещаемых в нем, определяется в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.

16. Расстояние мусоросборочных пунктов и контейнеров от окон и входов жилых помещений устанавливается строго в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.

17. Мусоросборочные пункты должны иметь благоустроенные подъездные пути, ночное наружное освещение, подвод питьевого холодного водоснабжения и стока в канализацию, а также ливневую канализацию для отвода дождевых вод.

18. Покрытие площадки для установки контейнеров должно быть с асфальтовым или бетонным покрытием. В целях не допущения застаивания воды и скатывания контейнеров уклон покрытия площадки устанавливается составляющим 5-10% в сторону проезжей части и удобным к подъезду специального автотранспортного средства.

19. На мусоросборочном пункте размещается информация: наименование или номер мусоросборочного пункта, наименование организации и его контактные данные, в том числе, номера телефонов диспетчерской службы, эксплуатирующей мусоросборочный пункт, номер телефона доверия территориальных органов по экологии и охране окружающей среды, а также график вывоза твердых бытовых отходов.

Глава 5. Оснащение мусоросборочных пунктов контейнерами

20. Мусоросборочные пункты должны быть оборудованы контейнерами для раздельного сбора твердых бытовых отходов с отличительными цветами и (или) маркированными специальными знаками и надписями в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил.

Для выгрузки контейнеров в мусоросборочную машину контейнеры (за исключением специальных контейнеров для опасных бытовых отходов) должны быть оборудованными четырьмя колесиками и иметь усиленную переднюю стенку, а также приспособления для работы с манипуляторами специального автотранспортного средства.

21. На контейнеры наносится информация (инвентарный номер контейнера и наименование балансодержателя) способом, обеспечивающим ее механическую стойкость.

22. По истечении срока службы, а также в зависимости от их фактического технического состояния (механические и другие повреждения) контейнеры должны быть заменены на новые или исправные (отремонтированные), отвечающим санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

Контейнеры должны располагаться на одном уровне с дорогой для проезда.

Глава 6. Обращение с бытовыми отходами

23. Размещение и хранение твердых и жидких бытовых отходов осуществляются в соответствии с настоящими Правилами, санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, экологическими требованиями и способами, обеспечивающими рациональное использование отходов или передачу их другим лицам.

24. Физические лица:

в многоквартирных домах размещают твердые бытовые отходы в контейнеры при складировании отходов на мусоросборочных пунктах.

в индивидуальном жилом секторе временно хранят твердые бытовые отходы на своих территориях до прибытия специального автотранспортного средства по графику «сигнальный» метод и размещают их в специальное автотранспортное средство.

При этом могут быть применены специальные мусорные мешки (пакеты) или контейнеры (40-120 l) с колесиками и плотно закрывающимся крышкой.

25. Юридические лица, расположенные в зоне обслуживания специализированной организации заключают с ним договор оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и организуют места временного сбора и хранения твердых бытовых отходов на занимаемом земельном участке с установлением контейнеров с колесиками и плотно закрывающимися крышкой для сбора твердых бытовых отходов и имеющими приспособления для работы с манипуляторами специального автотранспортного средства (если иное не предусмотрено договорами аренды).

В случае, если физическое или юридическое лицо, осуществляющий свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке (недвижимости) на основании договора аренды или иного соглашения с собственником земельного участка (недвижимости) не организовал сбор и вывоз бытовых отходов собственными силами, то обязанности по организацию сбора и вывоза бытовых отходов этих лиц возлагаются на собственника данного земельного участка (недвижимости).

Площадка для установления контейнеров внутри дворовых территориях должна быть расположена рядом с подъездными путями для специального автотранспортного средства.

26. Физическим и юридическим лицам запрещается:

выбрасывать и размещать твердые бытовые отходы в несанкционированных местах и объектах (улицы, дворы, водные артерии, арыки и иные места, не предназначенные для сбора, размещения и захоронения твердых бытовых отходов);

слив жидких бытовых отходов в несанкционированных местах и объектах (за территорией домов, коллекторы системы ирригации, водные артерии, арыки, системы ливневой канализации, открытый, закрытый коллектор горизонтального и вертикального дренажа и иные не предназначенные для этих целей места);

выбрасывать твердые бытовые отходы в несанкционированных местах и объектах из транспортных средств во время их остановки, стоянки или движения;

сжигать твердые бытовые отходы на объектах их размещения (в земляных ямах, емкостях и т.д.), территории организации, полях и в населенных пунктах без применения специальных технических устройств, оборудованных системой газоочистки продуктов сжигания;

сжигать листья;

организовать места сбора и хранения твердых бытовых отходов в помещениях общего пользования многоквартирного дома;

выбрасывать и размещать крупногабаритные бытовые отходы и строительные отходы в мусоросборочные пункты;

транспортировка твердых и жидких бытовых отходов (за исключением крупногабаритных бытовых отходов и строительных отходов, а также отходов, образующиеся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки и др.) на транспортном средстве, не предназначенным для этих целей (не предусмотренным документацией), а также в сопровождении посторонних лиц, не связанных с перевозкой данных отходов.

Глава 7. Крупногабаритные бытовые отходы

27. Крупногабаритные бытовые отходы должны собираться на специально отведенных площадках, оборудованных искусственным водонепроницаемым покрытием и системой отведения атмосферных осадков (уклон и водоотводящие желоба), площадью не менее 8-10 m2.

28. Площадки для сбора крупногабаритных бытовых отходов отводятся:

в многоквартирном жилом секторе – в непосредственной близости к мусоросборочным пунктам твердых бытовых отходов:

в индивидуальном жилом секторе – не ближе 20 m до ближайшего жилого дома и (или) иного объекта постоянного пребывания людей, с расчетом на эффективный радиуса охвата площадки 100-200 m.

Альтернативным вариантом площадок для сбора крупногабаритных бытовых отходов является установка контейнеров (сменных кузовов) емкостью 3-6 m3 транспортировка которого осуществляется с использованием специального автотранспортного средства, оснащенного системой мультилифт.

29. Вывоз крупногабаритных бытовых отходов с места их образования могут осуществляться специализированными организациями по заявке физических и юридических лиц за отдельную плату.

Глава 8. Строительные отходы

30. Лица, осуществляющие строительные, монтажные, ремонтные работы, а также снос зданий и сооружений должны обеспечивать сбор образующихся на этих объектах строительных отходов.

Строительные отходы, образующиеся у населения, складируются на площадках для сбора крупногабаритных бытовых отходов.

Организации, осуществляющие строительство, реконструкцию или снос объектов должны иметь техническую и технологическую документацию (экологический норматив), устанавливающую процесс обращения с образуемыми ими строительными отходами и положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Ответственность за вывоз отходов со строительных площадок и за соблюдение при этом природоохранных требований возлагается на физическое или юридическое лицо, выступающее подрядчиком при выполнении работ, если иное не предусмотрено в договоре с заказчиком.

Стоимость работ подрядчиков по процессу обращения с строительными отходами включается в сметную стоимость строительства, ремонта и реконструкции.

31. Организации, в результате деятельности, которых образуются строительные отходы, должны осуществлять комплекс мер для максимальной утилизации строительных отходов, реализации или передачи их другим юридическим и физическим лицам, занимающимся сбором, хранением и утилизацией отходов, а также обеспечивать экологически безопасное захоронение строительных отходов, не подлежащих утилизации.

32. Вывоз строительных отходов с места их образования могут осуществляться специализированными организациями по заявке физических и юридических лиц за отдельную плату.

Глава 9. Отходы автотранспорта

33. Физические и юридические лица (владельцы автомобильных стоянок, автозаправочных станций, мастерских по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, механизмов и другой техники) обязаны обеспечить сбор, вывоз, переработку и обезвреживание всех образующихся отходов автотранспорта.

34. Отходы всех видов транспорта, машин и механизмов подлежат разборке на составляющие и раздельному сбору по видам:

отработанные масла сдаются специализированным предприятиям, занимающимся сбором, утилизацией и переработкой этих отходов;

электролит из аккумуляторов сливается в специальные емкости и передается на обезвреживание специализированным предприятиям занимающимися сбором, утилизацией и переработкой этих отходов;

кислотные аккумуляторные батареи со слитым электролитом собираются в пунктах приема вторичного сырья и цветных металлов;

автомобильные покрышки собираются и сдаются на переработку специализированным предприятиям, занимающимся сбором, утилизацией и переработкой этих отходов;

прочие отходы (пластмасса, металл и т.д.), являющиеся вторичными материальными ресурсами сдаются в пункты приема.

Глава 10. Отходы от уборки отходов растительного происхождения и образующиеся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений

35. В период листопада опавшие листья необходимо убирать ежедневно.

Собранные листья вывозятся на специально отведенные места либо на поля компостирования. Вывоз собранных листьев обеспечивается лицами, ответственными за уборку территорий в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил самостоятельно или на договорной основе (по отдельным заявкам) с специализированными организациями.

Процесс компостирования осуществляется на специально подготовленной площадке с противофильтрационным основанием, системой сбора и отведения дренажных вод, отходы размещаются в буртах.

36. Захламление территории отходами, образующиеся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки, листья и др.) более чем на сутки не допускается.

Глава 11. Жидкие бытовые отходы

37. Для сбора жидких бытовых отходов в домовладениях, без системы центральной канализации, обустраиваются в установленном порядке выгребные ямы, представляющие собой герметичные резервуары. 

Выгребная яма должна располагаться с учетом свободного доступа движения специального автотранспортного средства (ассенизационного автомобиля) и соответствовать санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

38. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется специализированными организациями, имеющими специальное автотранспортное средство (ассенизационный автомобиль), на договорной основе или по отдельным заявкам.

39. Периодичность очистки выгребных ям осуществляется в соответствии с санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

Жидкие бытовые отходы вывозятся на сливные станции, ассенизационные поля или другие специальные объекты по приему жидких бытовых отходов.

Глава 12. Опасные бытовые отходы

40. Для сбора опасных бытовых отходов в мусоросборочных пунктах устанавливаются специальные контейнеры (накопительные емкости, обеспечивающие сохранность опасных бытовых отходов при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и транспортировании).

41. Собранные опасные бытовые отходы сдаются специализированным предприятиям, занимающимся сбором, утилизацией и переработкой этих отходов.

Глава 13.  Раздельный сбор и вывоз твердых бытовых отходов

42. Для организации раздельного сбора на мусоросборочных пунктах в обязательным порядке устанавливается три вида контейнеров:

перерабатываемые твердые бытовые отходы (представляющие смесь вторичных материальных ресурсов) – синего цвета;

не перерабатываемые твердые бытовые отходы (пищевые и прочие бытовые отходы) – зеленого цвета;

опасные бытовые отходы – оранжевого цвета.

Для полного раздельного сбора твердых бытовых отходов могут быть установлены контейнеры с отличительными цветами (пластмассовые отходы – желтый, отходы стекла и стеклобой – белый, бумажные отходы – голубой, пищевые отходы – коричневый, другие бытовые отходы – серый) и (или) маркированными специальными знаками и надписями.

При этом перерабатываемые твердые и опасные бытовые отходы направляются на сортировку для последующей или передачей юридическим лицам, занимающимся утилизацией и переработкой отходов на договорной основе, а не перерабатываемые твердые бытовые отходы направляются на захоронение в полигонах.

43. Для вывоза раздельно собранных или отсортированных твердых бытовых отходов могут быть использованы мусоросборочные машины путем организации нескольких графиков вывоза, либо специальные автотранспортные средства с раздельными камерами в бункерах для различных фракций твердых бытовых отходов.

Глава 14.  Основные требования к транспортировке бытовых отходов

44. Транспортировка бытовых отходов осуществляется способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми бытовыми отходами вреда здоровью населения и окружающей среде.

Вывоз и транспортировка бытовых отходов (за исключением крупногабаритных бытовых и строительных отходов, а также отходов, образующиеся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений) осуществляется специальными автотранспортными средствами (мусоросборочные машины и другие спецмашины).

К управлению специальными транспортными средствами, на которых перевозятся бытовые и другие отходы, допускаются водители, прошедшие специальную подготовку, инструктаж и медицинский контроль.

45. Транспортировка бытовых отходов осуществляется при наличии документации для их транспортировки с указанием цели и места назначения их транспортировки.

Глава 15.  Основные требования к размещению и захоронению твердых бытовых отходов

46. Твердые бытовые отходы вывозятся на полигоны, перерабатывающие и мусоросжигательные заводы, поля компостирования. Размещение и захоронение твердых бытовых отходов осуществляется в порядке, установленном законодательством.

47. Захоронение на полигонах твердых бытовых отходов, подлежащих переработке запрещается.

Глава 16.  Основные требования к специализированным организациям

48. Специализированные организации должны соответствовать следующим основным обязательным требованиям:

наличие на балансе потребного количества технически исправных мусоросборочных машин, обеспечивающих провозную возможность для полного обслуживания закрепленной территории;

наличие действующей лицензии на осуществление перевозки грузов и лицензионные карточки на каждое транспортное средство (за исключением государственных унитарных предприятий и учреждений, созданных решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан);

наличие производственной базы (автопарк, гараж);

наличие на балансе действующего полигона твердых бытовых отходов, или договоров на размещения твердых бытовых отходов организациями, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых бытовых отходов (при необеспечении 100 % ной утилизации и (или) переработки твердых бытовых отходов).

49. Специализированные организации обязаны:

заключать договора с физическими и юридическими лицами (далее – потребители) на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов в установленном порядке;

составлять маршрутные графики вывоза твердых бытовых отходов и обеспечить их выполнения;

оказывать потребителям услуги по сбору и вывозу бытовых отходов надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства и заключенными договорами;

внедрять систему электронной оплаты за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, и отслеживания состояния лицевого счета в режиме реального времени;

вести и обновлять на регулярной основе базу данных потребителей;

вести первичный учет по обращению с бытовыми отходами;

вести учет обращений потребителей по режиму и качеству предоставления услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, учет их исполнения;

осуществлять строительство мусоросборочных пунктов в необходимых количествах, обеспечивающих полный охват населения и в соответствии с требованиями законодательства;

производить текущий и капитальный ремонт мусоросборочных пунктов;

проводить надзор за состоянием мусоросборочных пунктов и полигонов, обеспечить надлежащее санитарное состояние закрепленной территории и специальных автотранспортных средств;

проводить технические осмотры оборудования для сбора и временного хранения бытовых отходов, согласно утвержденного плана-графика;

обеспечить необходимым количеством контейнеров мусоросборочных пунктов для сбора твердых бытовых отходов;

обеспечить содержание мусоросборочных пунктов и оплату коммунальных платежей;

вести планомерную работу по противодействию массовому скоплению отходов и развитию бактерий и иных вредных веществ, опасных для жизни и здоровья граждан, окружающей среды (путем дезинфекции или промывки контейнеров, мусоросборочных пунктов и т.п.);

принимать меры по разработке и внедрению технологий по утилизации твердых и жидких бытовых отходов, собственниками которых они являются;

обеспечивать хранение, переработку, утилизацию и захоронение твердых бытовых отходов в специально отведенных местах и объектах, предназначенных для этой деятельности;

размещать информацию на стенде, доске объявлений об оказываемых услугах, действующих тарифах на них, условиях оплаты, режиме предоставления услуг, а также образцы договоров (для юридических лиц) квитанций и других платежных документов;

предпринимать меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг;

в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных, связанных с оказанием услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и бухгалтерских документов.

соблюдать природоохранного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, экологических требований и требований настоящих Правил при обращении с бытовыми отходами;

Специализированные организации могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Глава 17. Организация мест для курения табачной продукции

50. Для курения табачной продукции организуются специально отведенные места на территориях и в помещениях учреждений и предприятий (за исключением учреждений здравоохранения, образовательных, спортивно-оздоровительных учреждений, пожароопасных мест, включая автозаправочные станции, и иных общественных мест).

51. Места для курения табачной продукции должны соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачной продукции, установленным в соответствии с санитарным требованиям.

52. Специально отведенные места для курения табачной продукции в помещениях общего пользования должны быть оборудованы:

дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны, которой размещен знак «Место для курения»;

специальными урнами для курения, сконструированных из несгораемых материалов;

искусственным освещением;

огнетушителем;

системой вентиляции;

информационными материалами о вреде потребления табачной продукции и вредном воздействии табачного дыма.

53. Специально отведенные места для курения табачной продукции на открытом воздухе должны быть оборудованы:

знаком «Место для курения»;

специальными урнами для курения, сконструированных из несгораемых материалов;

ночным наружным освещением;

информационными материалами о вреде потребления табачной продукции и вредном воздействии табачного дыма.

54. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно должен размещаться знак о запрете курения.

Глава 18. Уборка территорий по сезонам года

55. Весенне-летняя уборка территории производится с марта по август месяц года и включает в себя:

мойку (полив) и подметание проезжей части улично-дорожной сети, тротуаров, площадей;

ежедневную (кроме воскресенья) санитарную уборку всей придомовой территории многоквартирного жилого сектора, подметание тротуаров, крылец и ступеней входных групп;

очистку от твердых бытовых отходов и захламленности территорий;

уборку мусоросборочных пунктов, очистку урн и их промывку.

56. Осенне-зимняя уборка территорий проводится с сентября по февраль месяц года и включает в себя:

подметание и сгребание листьев, очистка канав;

подметание проезжей части улично-дорожной сети, тротуаров, площадей;

обработку твердых покрытий противогололедными материалами;

подметание и сдвигание снега, устранение скользкости, удаление снега и снежно-ледяных образований с поверхности проезжей части улично-дорожной сети, тротуаров, площадей;

ежедневную (кроме воскресенья) санитарную уборку всей придомовой территории многоквартирного жилого сектора, подметание тротуаров, крылец и ступеней входных групп, уборку снега, льда и грязи;

очистку от твердых бытовых отходов и захламленности территорий;

уборку мусоросборочных пунктов, очистку урн и их промывку.

57. Механизированная уборка придомовых территорий должна осуществляться в дневное время.

Места, недоступные для уборочных машин, должны убираться вручную до начала работы этих машин. Снег при ручной уборке тротуаров и проездов придомовых территорий должен убираться полностью под скребок.

Глава 19. Контроль за соблюдением правил размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами

58. Инспекция по контролю за образованием, сбором, хранением, транспортировкой, утилизацией, переработкой, захоронением и реализацией отходов Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и ее территориальные инспекции в аппаратах Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлениях по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента, а также государственные инспекторы, закрепленные за городами и районами (далее – должностные лица), осуществляют государственный экологический контроль за соблюдением требований настоящих Правил на постоянной основе.

59. В случаях выявления нарушения требований глав 3-5, 17 и 18 настоящих Правил, должностные лица принимают следующие меры реагирования:

выдают физическим и юридическим лицам предписания об устранении нарушения требований глав 3-5, 17 и 18 настоящих Правил с оформлением акта (справки) по результатам мониторинга соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами, либо государственного экологического контроля;

осуществляют контроль за устранением физическими и юридическими лицами нарушений, только по фактам и в сроки, отмеченных в акте (справке) по результатам предыдущего проведенного мониторинга, либо государственного экологического контроля или раньше установленного времени по обращению физического или юридического лица в течении одного рабочего дня, на основании приказа контролирующего органа;

применяют административные меры в случаях не выполнения физическими или юридическими лицами предписаний должностных лиц о прекращении нарушений природоохранного законодательства.

Функции, предусмотренные абзацами третьим и четвертым настоящего пункта производятся без дополнительного согласования с органами, координирующими деятельность контролирующих органов, с последующим их уведомлением в течение одного рабочего дня.

60. В случае невозможности установления лиц, разместивших бытовые отходы на несанкционированных местах, должностные лица имеют право выдать предписания (с установлением срока от двух до четырех рабочих дней) по ликвидацию несанкционированных и стихийных мусорных свалок или уборке территорий, а также рекультивацию территорий свалок за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил.

При невыполнении ответственными лицами предписаний в установленные сроки, должностные лица принимают меры по ликвидации несанкционированных и стихийных мусорных свалок или уборке территорий, а также рекультивацию территорий свалок с привлечением государственных унитарных предприятий «Тоза худуд» и «Махсустранс» с последующим выставлением счета оплаты услуг по санитарной очистке (с установлением срока выплаты) лицам, не выполнившим предписания.

В случае несвоевременной оплаты или отказа (отклонения) от уплаты за оказанные услуги по санитарной очистке, должностные лица предъявляют в суды иски, связанные с взысканием оплаты.

61. Министерство здравоохранения устанавливает текущий санитарный надзор за объектами очистки населенных мест в порядке, установленным законодательством.

62. Органы самоуправления граждан устанавливают общественный контроль и учет выполнения графика вывоза твердых бытовых отходов, за своевременным прибытием на определенную территорию специального автотранспортного средства и вывозом твердых бытовых отходов.

Глава 20. Заключительные положения

63. Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Положение

о взаимодействии Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан при проведении рейдового экологического контроля в области обращения с отходами и санитарной очистки

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок проведения оперативных контрольных мероприятий по выявлению и пресечению случаев правонарушений в области обращения с отходами и санитарной очистки (далее – рейдовый экологический контроль) и взаимодействия Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее – Госкомэкологии) и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

Глава 2. Проведение рейдового экологического контроля

2. Проведение рейдового экологического контроля осуществляется по выявлению и пресечению следующих видов правонарушений:

а) выбрасывание и размещение твердых бытовых и строительных отходов, а также слив жидких бытовых отходов в несанкционированных местах;

б) выбрасывание твердых бытовых отходов или иных предметов из всех видов транспортных средств;

в) сжигание стерни, сухих листьев и веток деревьев либо других растительных остатков, а также отходов на полях и в населенных пунктах;

г) нарушение правил транспортировки бытовых отходов;

д) нарушение природоохранных требований при транспортировке, размещении, утилизации, переработке, захоронении промышленных и иных отходов;

е) нарушение требований законодательства по размещению и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки;

ж) нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и санитарного порядка.

3. Рейдовый экологический контроль по выявлению и пресечению правонарушений, предусмотренных в подпунктах «а», «в» «г», «д» и «е» пункта 2 настоящего Положения осуществляется – Инспекцией по контролю за образованием, сбором, хранением, транспортировкой, утилизацией, переработкой, захоронением и реализацией отходов Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и ее территориальными инспекциями Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента, а также государственными инспекторами, закрепленными за городами и районами (далее – должностные лица) в соответствии с настоящим Положением.

Для выявления и пресечения всех видов правонарушений, предусмотренных в пункте 2 настоящего Положения, а также обеспечения эффективности и результативности рейдового экологического контроля – рейдовый экологический контроль будет осуществляться в порядке совместных оперативных контрольных мероприятий (далее – совместные рейды) по взаимодействию с органами внутренних дел в соответствии с настоящим Положением.  

4. Рейдовый экологический контроль, касающийся проверки деятельности субъектов предпринимательства осуществляется должностными лицами, аттестованными в установленном порядке и имеющими специальное удостоверение о допуске к проведению проверок.

5. Рейдовый экологический контроль проводимый:

должностными лицами Госкомэкологии – осуществляется на основе приказа Госкомэкологии, Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента соответственно;

в порядке совместных рейдов – осуществляется на основе плана, утвержденного Госкомэкологии по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан и их территориальными органами соответственно, в который включаются мероприятия по проведению совместных рейдов, объекты и сроки их проведения, а также должностные лица, ответственные за проведение утвержденных мероприятий.

6. Рейдовый экологический контроль может проводиться также, посредством организации внеплановых мероприятий на основе заявлений (обращений) физических и юридических лиц, по поручению вышестоящих и правоохранительных органов, а также собранных (накопленных) информаций (данные государственного мониторинга окружающей природной среды, средств массовой информации и других достоверных источников), содержащих признаки правонарушения, в том числе в виде фото- и видео фиксации специальных автоматизированных технических средств фото- и видеофиксации или средств фото- и видеозаписи (далее – технических средств фиксации), предусмотренных в пункте 2 настоящего Положения.

7. В приказе о проведении рейдового экологического контроля указываются:

основание проведения рейдового экологического контроля;

информация, сведения о признаках правонарушения, поступивших от их источника;

основные цели проведения рейдового экологического контроля;

объекты (место, маршрут, территория и др.) проведения рейдового экологического контроля;

сроки, даты начала и окончания проведения рейдового экологического контроля;

должностные лица, ответственные за проведения рейдового экологического контроля.

8. В ходе рейдового экологического контроля проводятся следующие мероприятия:

наблюдение за объектом рейдового экологического контроля;

фиксация результатов наблюдения, в том числе с применением технических средств фиксации;

предъявление служебного удостоверения;

установление личности правонарушителя (при выявлении правонарушения), в том числе через привод в ближайшее отделение органов внутренних дел или в помещение органа самоуправления граждан, если личность правонарушителя не может быть установлена на месте совершения правонарушения для составления протокола;

применение административных мер и (или) выдача предписаний об устранении или прекращении нарушений требований законодательства в порядке, установленном законодательством;

составление протокола об административном правонарушении;

составление справки (отчета) по результатам рейдового экологического контроля (не позднее следующего рабочего дня после завершения рейдового экологического контроля);

приложение протокола об административном правонарушении (при выявлении правонарушения) и материалов технических средств фиксации (при наличии) к справке (отчету) в виде записи на электронном или ином носителе.

9. В справке (отчете) указываются:

дата, время и место составления справки (отчета);

дата и номер приказа о проведении рейдового экологического контроля;

фамилия, имя, отчество и должность лиц, ответственных за проведение рейдового экологического контроля, а также лиц, привлеченных к его участию;

дата, время, продолжительность и место проведения (маршрут, территория, район) рейдового экологического контроля;

информация о принятом решении по результатам проведения рейдового экологического контроля;

сведения о лицах, допустивших правонарушения, в случае их установления;

информация об использовании технических средств фиксации хода и результатов рейдового экологического контроля с обязательным указанием модели применяемых технических средств фиксации;

сведения о приложениях к справке (отчету) протоколу об административном правонарушении и материалов технических средств фиксации (фото таблицы, видеоматериалы и другие материалы), полученные при проведении рейдового экологического контроля;

подпись (подписи) должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) рейдового экологического контроля;

подписи лиц, привлеченных к участию в рейдовом экологическом контроле.

10. Рейдовый экологический контроль может осуществляться в любое время суток.

Глава 3. Привлечение к рейдовому экологическому контролю органов самоуправления граждан, средств массовой информации, общественных инспекторов по экологии и охране окружающей среды и иных специалистов

11. Для проведения рейдового экологического контроля могут быть привлечены представители органов самоуправления граждан, средств массовой информации, а также общественные инспектора по экологии и охране окружающей среды и иные специалисты.

12. Специалисты привлекаются по мере необходимости для оказания содействия или участия в конкретных действиях и разрешения вопросов, возникающих в ходе рейдового экологического контроля.

Привлечение специалистов к рейдовому экологическому контролю осуществляется с направлением в компетентный орган письменного обращения, в котором указываются вопросы, поставленные перед специалистом, а также материалы, предоставляемые в его распоряжение, основные цели, объекты и срок проведения рейдового экологического контроля.

Глава 4. Функциональные обязанности

13. Функциональные обязанности Госкомэкологии при проведении рейдового экологического контроля:

выявление и пресечение случаев правонарушений (возможных правонарушений) в области обращения с отходами и санитарной очистки;

возбуждение административного производства при наличии выявленного по результатам визуальной, инструментальной или документальной проверки правонарушения в области обращения с отходами и санитарной очистки;

выдача физическим и юридическим лицам предписаний об устранении или прекращении нарушений требований законодательства в порядке, установленном законодательством.

составление протокола в случае установления наличия состава административного правонарушения в области обращения с отходами и санитарной очистки.

14. Функциональные обязанности органов внутренних дел при проведении рейдового экологического контроля:

применение мер административного принуждения к лицам, причастным к совершению правонарушения с доставлением их в ближайшее отделение органов внутренних дел для установления личности, если личность не может быть установлена на месте и (или) оказании с их стороны сопротивления либо неподчинения законным требованиям должностных лиц;

предоставление Госкомэкологии и его территориальным органам материалов содержащих признаки правонарушений в области обращения с отходами, зафиксированных специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации или средствами фото- и видеозаписи;

установление личности правонарушителей в области обращения с отходами, зафиксированных специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации или средствами фото- и видеозаписи;

привлечение к ответственности лиц за выбрасывание твердых бытовых отходов или иных предметов из всех видов транспортных средств в несанкционированные места;

обеспечение приостановления движения транспортных средств для привлечения к ответственности лиц, за нарушение правил транспортировки бытовых отходов.

Глава 5. Заключительное положение

15. Материалы результатов рейдового экологического контроля подлежат хранению на бумажном носителе в течение четырех лет.

Изменения, вносимые в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан

 

1. В Перечне видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, утвержденном постановлением Кабинета Министров от 7 января 2011 г. № 6 (СП Республики Узбекистан, 2011 г., № 1, ст. 3) позицию 66 исключить.

2. Пункт 40 Положения о порядке осуществления государственного экологического контроля, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 5 августа 2014 г. № 216 (СП Республики Узбекистан, 2014 г., № 8, ст. 80) дополнить абзацем следующего содержания:

«несоблюдения требований законодательства в области обращения с отходами».

3. Пункт 13 Положения о порядке осуществления государственного учета и контроля в области обращения с отходами, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 27 октября 2014 г. № 295 (СП Республики Узбекистан, 2014 г., № 10, ст. 109) изложить в следующей редакции:

«13. Мониторинг за обращением с отходами осуществляется Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и его территориальными подразделениями без согласования с структурами, координирующими деятельность контролирующих органов.

Мониторинг проводится в целях определения соответствия фактических объемов образования отходов, мест их временного хранения, методов переработки и утилизации, предусмотренных материалами инвентаризации источников образования отходов, путем обследования объектов обращения с отходами.

В случаях выявления нарушения требований законодательства в области обращения с отходами должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды применяют следующие меры реагирования:

выдают юридическим лицам предписания о прекращении нарушений природоохранного законодательства в области обращения с отходами с оформлением акта (справки) по результатам проведения мониторинга;

осуществляет контроль за устранением юридическими лицами нарушений, только по фактам и в сроки, отмеченных в акте (справке) по результатам проведенного мониторинга или раньше установленного времени по обращению юридического лица в течении одного рабочего дня, на основании приказа контролирующего органа.

применяют меры административных взысканий в случаях, не выполнения юридическими лицами предписаний о прекращении нарушений природоохранного законодательства.».

Umumiy takliflar

1136