ID Muallif Muhokamaga chiqarish sanasi Yakunlanish sanasi Takliflar soni
12244 Министерство экономики и промышленности Республики Узбекистан 09/01/2020 24/01/2020 5
O'zbekiston Respublikasining qonuni
Об урбанизации
ID-12244

ПРОЕКТ

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об урбанизации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области урбанизации, направленных на устойчивое развитие населенных пунктов и рост благосостояния населения.

Статья 2. Законодательство в области урбанизации

Законодательство в области урбанизации состоит из настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов.

Статья 3. Область применения настоящего Закона

Настоящий Закон распространяется на действия органов государственного управления и органов государственной власти на местах, хозяйствующих субъектов, которые взаимодействуют и обеспечивают организацию, мониторинг и контроль за процессом разработки и реализации проектов в области урбанизации.

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

агломерация – территория, охватывающая несколько примыкающих друг к другу населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями.

город – это населенный пункт, выполняющий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административные функции, жители которых заняты преимущественно в несельскохозяйственных сферах деятельности;

городская инфраструктура – комплекс инженерных (система стоков, канализация, водо-, тепло-, газо- и энергоснабжение, наружное освещение
и другое) и дорожно-транспортных (асфальтированные дороги общего пользования, общественный транспорт (имеющийся либо проектируемый)) коммуникаций, а также социально-бытовых объектов (общее и профессиональное образование, наука, здравоохранение, сфера услуг), обеспечивающих процесс жизнедеятельности города;

город-спутник – город или городской поселок, развивающийся вблизи более крупного города и стремящийся к нему как к центру в производственном, демографическом, хозяйственном, культурно-бытовом и ином отношении;

городской поселок – населенный пункт, который по численности населения и другим параметрам занимает промежуточное положение между городом и сельским населенным пунктом;

городское планирование – комплекс мер по обеспечению жизнедеятельности и развития города, связанных с созданием (изменением) его облика (архитектура, ландшафтный и городской дизайн);

город-ядро – крупный центр, вокруг которого сосредоточены города-спутники, образующие агломерацию;

деурбанизация –  обратный процесс урбанизации, выражающийся в деконцентрации населения и расселении его вне городов;

мегаполис – крупный город, образовавшийся в результате слияния нескольких городских агломераций;

моногород – населенный пункт, экономическая деятельность в котором тесно связана с единственным предприятием или группой тесно связанных между собой предприятий;

населенный пункт – территория с комплексом жилых строений и объектов инфраструктуры дорог, трубопроводов, коммунальных, культурно-бытовых зданий и другое, место скопления, в котором люди живут постоянно или же временно;

общественные пространства – территория общественного и делового назначения свободные от транспорта, жилой и промышленной застройки (пешеходные зоны, площади, улицы, скверы, бульвары, а также наземные, подземные, надземные части зданий и сооружений, специально предназначенные для досуга, проведения массовых мероприятий, организации пешеходных потоков и другое);

реновация жилищного фонда – совокупность мероприятий, предусматривающих повышение комфортности жизни с применением методов капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реставрации;

реновация территории – совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан;

рурбанизация – процесс распространения городских форм и условий жизни на сельскую местность, может сопровождаться миграцией городского населения в сельские населенные пункты;

сельский населенный пункт – поселки, кишлаки, аулы и другие поселения, жители которых заняты преимущественно сельскохозяйственной деятельностью и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции;

субурбанизация – процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов, ведущий к формированию городских агломераций;

урбанизация – рост городов, вследствие перемещения населения из сельских населенных пунктов, а также процесс повышения роли городов, городского образа жизни и городской культуры;

Статья 5. Объекты урбанизации

Объектами урбанизации являются:

территория городских населенных пунктов Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан их системы и части;

общереспубликанские и региональные системы расселения;

земельные участки;

здания и сооружения;

территориально-производственные, градостроительные и ландшафтные комплексы;

рекреационные, природоохранные и промышленные зоны;

архитектурно-градостроительные, археологические памятники и их охранные зоны;

акватории;

территории инженерно-транспортных коммуникаций.

Статья 6. Субъекты урбанизации

Субъектами урбанизации являются:

органы государственной власти и управления;

предприятия, учреждения, организации;

органы самоуправления граждан;

юридические и физические лица, в том числе иностранные.

Глава 2. Направления, задачи и принципы урбанизации

Статья 7. Основные направления урбанизации

Основными направлениями урбанизации являются:

реализация принципиально новой жилищной политики, предусматривающей специальные меры поддержки инвестиций в строительство жилых домов с обеспечением инженерной, транспортной
и социальной инфраструктурой, в том числе доступных для семей с невысокими и средними доходами;

использование права собственности на земельные участки для физических и юридических лиц;

создание условий для свободного перемещения населения из сельской местности в города путем совершенствования системы административного регулирования миграционных процессов;

обеспечение повышения благосостояния населения крупных городов;

содействие обеспечению полной и продуктивной занятости населения с учетом расширения доступа к экономическим и производственным ресурсам;

создание и укрепление системы технопарков на основе региональных высших образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов;

внедрение международного опыта управления средними городами, в том числе районными центрами, с учетом использования преимущества агломераций как фактора роста доходов населения и формирования стационарных рабочих мест, прежде всего в сферах промышленности, услуг и сервиса;

расширение сети городов-спутников, прилегающих к крупным городам с удобным транспортным сообщением, расширение территорий общественно-деловых зон в центральной части крупных городов
с уменьшением территорий производственных и иных зон;

интенсивное развитие процессов субурбанизации и образования на этой основе новых пространственных форм городского расселения – городских агломераций, мегалополисов;

рурбанизация сельских населенных пунктов с обеспечением городской инфраструктурой.

Статья 8. Основные задачи урбанизации

Основными задачами урбанизации являются:

обеспечение устойчивого социально-экономического развития за счет экономического роста городов и повышения благосостояния населения;

оптимизация структуры урбанизации страны за счет увеличения численности малых, средних, больших и крупных городов, уделив при этом особое внимание ускоренному развитию больших и средних городов – индустриальных центров, формирования крупнейших городов (миллионников) – дополнительных центров социально-экономического притяжения;

создание городов-спутников, позволяющих разгрузить крупные и большие города в части производства потребительских товаров и оказания услуг, концентрации научного и инновационного потенциала, оптимизировать размещение жилья и разгрузить трафик в крупных городах;

развитие инфраструктуры городских поселков с целью доведения уровня жизни населения до городского;

поэтапный переход к интегрированному городскому управлению на уровне отдельных городов и городских агломераций;

развитие перспективных городов и населенных пунктов, с учетом сохранения архитектурного облика и определения полюсов роста, на базе эффективного использования имеющихся минерально-сырьевых
и трудовых ресурсов, благоприятного транспортно-географического расположения, формируемых центров туристического обслуживания и транспортной логистики;

осуществление градостроительной политики государства с учетом повышения эффективности градостроительного планирования и управления земельными ресурсами;

осуществление жилищной политики, программы реновации жилья;

обеспечение полного доступа всех слоев населения городов к инженерной, дорожно-транспортной социально-бытовой инфраструктурам;

управление земельными ресурсами и совершенствование землепользования в городах;

регулирование миграционными процессами в целях рационального расселения населения и эффективного использования трудовых ресурсов, сокращения нелегальной внешней трудовой миграции, на основе принимаемых комплексных государственных и региональных программ;

рациональное размещение производительных сил в городах;

повышение экологической устойчивости и обеспечение безопасности городов.

Статья 9. Основные принципы урбанизации

Основными принципами урбанизации являются:

комплексность – учет всех пяти сторон планировки населенных пунктов (социальной, эстетической, технической, экономической, экологической);

функциональность – распределение территорий населенного пункта по функциональному назначению;

комфортность городской среды – субъективное и объективное состояние полного здоровья при условиях окружающей человека городской среды, включая ее природные и социально-экономические показатели;

доступность городской среды – возможность любому человеку, в том числе лицам с ограниченными возможностями, пользоваться всеми услугами и сервисами в городе без посторонней помощи;

защита окружающей среды – принятие эффективных мер по недопущению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф;

безопасность жизнедеятельности – защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности;

самообеспечение – самостоятельные действия человека, заключающиеся в поддержании и улучшении личного жизненного уровня и жизненного уровня своей семьи.

Глава 3. Меры по регулированию урбанизации

Статья 10. Государственная политика в области урбанизации

Выработка и реализация единой комплексной государственной политики в области урбанизации ориентируется на:

эффективное городское планирование;

комплексное и устойчивое развитие городов;

демографическую тенденцию и занятость населения;

развитие городской инфраструктуры и жилищного строительства с применением современных строительных материалов и технологий, общественных пространств, способствующих повышению комфорта проживания в городах;

существующие миграционные процессы и эффективное управление миграционными потоками;

эффективность управления земельными ресурсами;

размещение производственных объектов;

безопасность среды обитания, экологию и другое.

Статья 11. Городское планирование, комплексное и устойчивое развитие городов

Городское планирование предусматривает комплекс мер по обеспечению жизнедеятельности и развития города, а также создание (изменение) облика малых, средних и больших городов, городских поселков или более обширных территорий, с учетом наличия объектов культурного и исторического наследия, сочетающих старинную архитектуру со строительством современных зданий и сооружений.

Комплексное развитие предусматривает процессы изменений в различных сферах жизни населения, которые направлены на достижение определенного уровня развития духовной и экономической сфер
на территории города, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и высоким уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов государства.

Устойчивое развитие городов делает их жизнестойкими, способными к адаптациям, к смягчению неблагоприятных воздействий, к стимулированию позитивных социально-экономических и экологических перемен, охватывающий все аспекты развития города и обеспечивающий решение финансово-экономических, социальных и экологических проблем.

Статья 12. Демографическая тенденция и занятость населения

При планировании развития населенных пунктов рассчитывается их демографическая емкость, для дальнейшего недопущения демографического давления и нагрузки на их инфраструктуру, эффективного размещения производственных сил и объектов социальной инфраструктуры, строительства жилья.

При планировании развития населенных пунктов необходимо учитывать следующие основные демографические показатели:

общую численность населения и среднесрочные прогнозы его роста;

половозрастную структуру населения;

количество домохозяйств;

число браков;

имеющиеся трудовые ресурсы;

занятость населения в отраслях экономики;

уровень безработицы;

наличие потоков маятниковых (трудовых и учебных) миграций из близлежащих населенных пунктов;

количество трудовых ресурсов, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом и в других регионах страны.

Для эффективного развития экономики населенных пунктов должно осуществляться рациональное распределение трудовых ресурсов. Расселение населения по территории страны осуществляется на основе принимаемых государственных программ по переселению с согласия граждан, путем создания приемлемых условий жизни в малонаселенных регионах.

Статья 13. Городская инфраструктура

Строительство, модернизация и развитие инженерной, дорожно-транспортной и социально-бытовой инфраструктуры является одним из основных элементов городского планирования.

При планировании развития городской инфраструктуры:

применять системный  и стратегический подход  при формировании и развитии комплексного инфраструктурного обеспечения, в том числе с внедрением современных энергосберегающих и экологически чистых технологий;

обеспечивать полный доступ населения к коммунальным услугам;

повышать охват городского населения социально-бытовыми и транспортными услугами.

Статья 14. Жилищный фонд и реновация жилья

Обеспечение жителей населенных пунктов жильем осуществляется с учетом их потребностей и миграционных потоков.

Расширение жилищного фонда основывается на:

удовлетворении потребностей населения в жилье;

реализации жилищной политики, обеспечивающей равные возможности и доступ к жилью для всех групп и слоев населения;

строительстве жилья с обязательным обеспечением социальной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной инфраструктур и общественных пространств для удовлетворения нужд населения.

Основными целями реновации жилья являются:

улучшение (обновление) жилищных условий с обеспечением соблюдения строительных норм и правил;

капитальный ремонт, реконструкция (восстановление) устаревшего строения;

изменение внешнего облика строения в сочетании с архитектурным стилем близлежащих построек.

Проведение реновации территории предусматривает – локальную (точечную), когда проводится работа над отдельным зданием или глобальную (комплексную), когда разрабатывается проект реновации целого квартала.

Статья 15. Регулирование земельных отношений

Регулирование земельных отношений направлено на повышение роли городов, городского образа жизни и городской культуры в развитии города, в том числе в рамках рационального использования и охраны земель, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, обеспечения прав юридических и физических лиц на земельные участки, а также укрепление законности в данной сфере.

Регулирование земельных отношений обусловлено непрерывным изучением состояния земель, своевременным принятием соответствующих нормативно-правовых актов о землеустройстве, организации и осуществлением государственного надзора в области землеустройства, разработкой схем планировки территорий Республики Узбекистан и другой градостроительной документации, а также управление государственным фондом информационных данных.

Статья 16. Размещение производственных объектов

При размещении производственных объектов необходимо:

размещать предприятия не разрозненно, а объединяя в группы с кооперацией энергетических, вспомогательных и обслуживающих объектов, так называемых «Промышленные зоны»;

учитывать масштабы потребления ими электроэнергии, воды, и использование другой инженерной инфраструктуры для обеспечения их производственной деятельности;

размещать промышленные предприятия, возникающие в местах разработки полезных ископаемых, с сопровождением возведения при них жилых массивов, объектов социальной городской инфраструктуры, а также других разно профильных предприятий с дальнейшим образованием их в моногорода;

соблюдать требования утвержденных генеральных планов.

Устойчивое развитие городов прежде всего сопряжено с созданием рабочих мест для городского населения, индустриализацией городской экономики, что подразумевает размещение производственных объектов.

Статья 17. Безопасность среды обитания, экология

Развитие населенных пунктов должно обеспечиваться экологической устойчивостью путем поощрения применения экологически чистой энергии и устойчивого использования земель и ресурсов в области городского развития, охраны экосистем и биоразнообразия, включая выбор здорового образа жизни в гармонии с природой, содействия внедрению устойчивых моделей потребления и производства, укрепления жизнеспособности городов, сокращения риска бедствий с учетом природно-ландшафтных особенностей территории, смягчения последствий изменения климата и адаптации к нему.

Глава 4. Полномочия государственных органов в области урбанизации

Статья 18. Государственное управление в области урбанизации

Государственное управление в области урбанизации осуществляют Кабинет Министров Республики Узбекистан, специально-уполномоченный государственный орган, причастные министерства и ведомства, органы государственной власти на местах.

Решения специально-уполномоченного государственного органа, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для всех министерств, государственных комитетов, ведомств, других органов государственного управления и государственной власти на местах, а также юридических и физических лиц.

Эффективное управление процессами урбанизации, в рамках реализации единой государственной политики в сфере урбанизации обеспечивается взаимодействием и согласованностью принимаемых решений между субъектами урбанизации.

Статья 19. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан
в области урбанизации

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

разрабатывает и утверждает комплексные государственные программы в области урбанизации и содействует их реализации;

принимает нормативно-правовые акты в области урбанизации;

устанавливает порядок осуществления государственного контроля над соблюдением законодательства в области урбанизации;

определяет организационную структуру органов государственного управления в области урбанизации;

обеспечивает межведомственное взаимодействие в рамках реализации единой государственной политики в сфере урбанизации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 20. Специально-уполномоченный государственный орган

Специально-уполномоченным государственным органом в области реализации единой государственной политики в сфере урбанизации является Агентство урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан (далее-Агентство).

Агентство обеспечивает:

долгосрочное планирование темпов, этапов и результатов политики индустриализации, анализ долгосрочных демографических тенденций в городе и на селе, расчет демографической емкости городов в условиях быстрой индустриализации, расчет количества потребности в трудовой силе в городах;

выявление «полюсов роста», выбор мест административных центров, согласование политики в сферах образования, формирования рынка труда, внутренней и внешней миграции;

разработку комплексной программы по стимулированию передвижения рабочей силы из сел в города, предусматривающей ряд институциональных и организационных мероприятий, направленных на обучение и переобучение сельских жителей новым промышленным специальностям;

управление формированием городских агломераций с учетом создания городов-спутников, включающих социальную, инженерно-коммунальную и дорожно-транспортную инфраструктуры на основе внедрения передовых, энергосберегающих, экологически чистых технологий и материалов;

регулирование комплексного развития городской системы расселения, формирование эффективного соотношения малых, средних, больших и крупных городов с учетом мировой практики;

общую координацию по вопросам приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения и проектов в сфере урбанизации;

согласование разрабатываемых генеральных планов населенных пунктов, проектов детальной планировки, Программ реализации основных положений утвержденных генеральных планов, стратегий развития территорий на среднесрочный и долгосрочный периоды на завершающем этапе.

Агентство, в рамках своей компетенции, принимает решения, а также вносит требования в соответствующие органы и организации.

Решения Агентства, принятые в пределах его полномочий и имеющие нормативно-правовой характер, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

Агентство, в случаях выявления нарушений законодательства в области урбанизации, направляет требования в соответствующие органы и организации об отмене решений градостроительных советов и отвода земельных участков.

Все генеральные планы населенных пунктов согласовываются с Агентством.

Статья 21. Министерства и ведомства

Министерства и ведомства осуществляют выполнение задач в рамках положений настоящего Закона.

Взаимодействие Агентства с ответственными министерствами и ведомствами осуществляется в рамках задач, установленных настоящим Законом и иными законодательными актами.

Ответственные органы также обеспечивают:

исполнение нормативно-правовых актов, требований отраслевых норм и методических документов, национальных стандартов, строительных и санитарных норм и правил;

разработку концепций и отраслевых программ перспективного развития территорий, в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, гарантирующих бесперебойное функционирование систем инженерной, транспортной, дорожной, социально-бытовой инфраструктуры, направленной на обеспечение промышленных и прочих объектов, а также потребностей населения в ресурсах и услугах;

обязательное предоставление Агентству, в установленном порядке, информации, графических и прочих материалов, необходимых для выполнения возложенных на него задач и функций.

Статья 22. Полномочия органов государственной власти на местах

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента в пределах своих полномочий:

принимают участие в разработке и реализации государственных программ в сфере регулирования урбанизации;

в рамках городского планирования, осуществляют координацию разработки программ территориального развития, в увязке с другими территориально-пространственными планами, а также с планами соседних территорий;

на постоянной основе осуществляют контроль за реализацией программ территориального и городского развития, находящихся в их ведении, а также обеспечивают их обновление;

обеспечивают выполнение требований законодательства по недопущению незаконной застройки, уделяя особое внимание территориям, имеющим историческое, экологическое и сельскохозяйственное значение;

путем создания механизмов контроля, оценки и подотчетности, готовят информацию по корректировке планов развития территорий, краткосрочных и долгосрочных проектов;

обеспечивают вовлечение населения в обсуждение проектов в области городского планирования, путем повышения уровня информированности общественности и расширения масштабов участия городских жителей в процессах принятия решений;

организовывают и принимают участие в проведении инвентаризации населенных пунктов;

принимают решения о строительстве объектов жилья, инженерной, транспортной и социально-бытовой инфраструктур;

решают вопросы регулирования миграционных процессов;

обеспечивают контроль за использованием земель под жилищную и промышленную застройку в населенных пунктах, принимают меры по целевому использованию земель сельскохозяйственного назначения;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 23. Межведомственная интеграция баз данных и программных продуктов.

Межведомственная интеграция баз данных и программных продуктов
в рамках реализации задач в сфере урбанизации осуществляется
во взаимодействии с:

Министерством строительства Республики Узбекистан;

Министерством жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан;

Министерством финансов Республики Узбекистан;

Министерством внутренних дел Республики Узбекистан;

Министерством Юстиции Республики Узбекистан;

Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан;

Государственным комитетом Республики Узбекистан по геодезии, картографии и государственному кадастру;

Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан;

Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике;

Агентством по управлению государственными активами Республики Узбекистан.

Межведомственная интеграция баз данных и программных продуктов осуществляется в целях:

формирования единой достоверной информации;

согласованности и системного подхода, обеспечивающего качественную организацию, координацию и контроль над процессом разработки
и реализации проектов в сфере урбанизации;

ведения единого реестра и контроля над процессом отчуждения, реализуемых и приватизируемых земельных участков несельскохозяйственного назначения;

объективного анализа демографических тенденций и миграционных процессов для рационального использования трудовых ресурсов при планировании социально-экономического развития населенных пунктов;

эффективного учета и прогнозирования перспективного развития жилищного фонда с учетом потребности населения.

Глава 5. Оценка урбанизации населенных пунктов

Статья 24. Оценка процессов урбанизации

Показателем роста или снижения уровня урбанизации населенных пунктов Республики Узбекистан является выраженные в процентном соотношении городское и сельское населения к общей численности населения Республики.

Для оценки развития урбанизации могут применяться методы сравнительного анализа: показатели экономического развития населенных пунктов, демография, городская недвижимость, доходы населения и городской бюджет, прочие.

Оценка процессов урбанизации осуществляется на основании заполняемых ежемесячно, ежеквартально и ежегодно органами государственной власти на местах, типовых форм сравнительного анализа данных по занятости населения, основным характеристикам работы промышленности и других сфер экономики городов, сведения по бюджетной обеспеченности населения и дефициту городских бюджетов, данных по обеспеченности жителей основными видами коммунальных и социальных услуг, уровню оплаты коммунальных услуг и другим показателям.

Глава 6. Заключительные положения.

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства об урбанизации

Процессы урбанизации не должны способствовать нарушению Конституционных и законных прав граждан, а также прав собственности на землю и имущество.

Лица, виновные в нарушении законодательства об урбанизации, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 26. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Агентству и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 27. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Umumiy takliflar

339