ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во коммент.
985 Главная государственная инспекция по карантину растений 19/10/2018 05/11/2018 112
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ID-985

ПРОЕКТ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Статья 1. Внести в Кодекс Республики Узбекистан
об административной ответственности, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года № 2015-ХII (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., № 3; Ведомости Олий 
Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 9, ст. 193, № 12, ст. 269; 
1996 г., № 5-6, ст. 69, № 9, ст. 144; 1997 г., № 2, ст. 56, № 4-5, ст. 126, № 9, 
ст. 241; 1998 г., № 3, ст. 38, № 5-6, ст. 102, № 9, ст. 181; 1999 г., № 1, ст. 20, 
№ 5, ст. 124, № 9, ст. 229; 2000 г., № 5-6, ст. 153, № 7-8, ст. 217; 2001 г., 
№ 1-2, ст. 23, № 9-10, ст.ст. 165, 182; 2002 г., № 1, ст. 20, № 9, ст. 165; 2003 г., № 1, ст. 8, № 5, ст. 67, № 9-10, ст. 149; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 25, ст. 287, № 37, ст. 408, № 51, 
ст. 514; 2005 г., № 37-38, ст. 280, № 51, ст. 374, № 52, ст.ст. 384, 385; 2006 г., № 25-26, ст. 226, № 39, ст. 385, № 41, ст. 405, № 51-52, ст.ст. 498, 501; 2007 г., № 14, ст.ст. 134, 135, № 15, ст. 154, № 17-18, ст. 170, № 37-38, ст. 377, № 39, ст. 400, № 50-51, ст.ст. 504, 512, № 52, ст. 532; 2008 г., № 14-15, ст. 88, № 16, ст. 117, № 17, ст. 129, № 37-38, ст. 367, № 39, ст. 391, № 52, ст.ст. 513, 514; 2009 г., № 3, ст. 9, № 38, ст. 414, ст. 415, № 39, ст. 423, № 41, ст. 439, 
№ 50-51, ст. 529, № 52, ст.ст. 551, 553, ст. 555, ст. 557; 2010 г., № 20, ст. 146, № 21, ст. 161, № 22, ст. 174, № 37, ст.ст. 313, 317, № 38, ст. 329, № 40-41,
ст. 343, № 51, ст.ст. 479, 484, 485; 2011 г., № 1-2, ст. 1, № 16, ст. 162, № 17, 
ст. 168, № 36, ст. 365, № 40, ст. 410, № 52, ст. 556; 2012 г., № 15, ст. 166, 
№ 37, ст. 423; 2013 г., № 1, ст. 1, № 18, ст. 233, № 41, ст. 543; 2014 г., № 4,
ст. 45, № 20, ст. 222, № 36, ст. 452, № 50, ст. 588, № 49, ст. 579; 2015 г., № 23, 
ст. 301, № 32, ст. 425, № 33, ст. 439, № 52, ст. 645; 2016 г., № 3(I), ст. 32, 
№ 17, ст. 173, № 39, ст. 457, № 52, ст. 597; 2017 г., № 1, ст. 1, № 16, ст. 265, 
№ 24, ст. 487, № 37, ст. 978; Национальная база данных законодательства, 05.01.2018 г., № 03/18/456/0512; 10.01.2018 г., № 03/18/459/0536; 
30.01.2018 г., № 03/18/463/0634, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087), следующие изменения и дополнения:

1) в статье 107:

в санкции части первой слова «от одной третьей до одного, 
а на должностных лиц — от одного до двух» заменить словами «от одного 
до трех, а на должностных лиц — от трех до пяти»;

в санкции части второй слова «от одной третьей до одного, 
а на должностных лиц — от одного до двух» заменить словами «от одного 
до трех, а на должностных лиц — от трех до пяти»;

2) в статье 108:

в санкции слова «от одной второй до двух, а на должностных лиц 
— от двух до пяти» заменить словами «от двух до пяти, а на должностных лиц — от пяти до десяти»;

дополнить частью второй следующего содержания:

«То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, —

влечет наложение штрафа на граждан от пяти до семи, 
а на должностных лиц — от семи до пятнадцати минимальных размеров заработной платы с конфискацией предметов правонарушения.»;

3) в части первой статьи 245 цифры «107, 108,» заменить словами «частью второй статьи 108, статьями»;

4) дополнить статьей2591следующего содержания:

«Статья 2591. Государственная служба по карантину растений

Государственной службе по карантину растений подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 107 и частью первой статьи 108 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях 
и применять административные взыскания в виде наложения штрафа 
от имени государственной службы по карантину растений вправе:

главный государственный инспектор по карантину растений Республики Узбекистан и его заместители, главные государственные инспектора по карантину растений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, их заместители — налагать штраф 
на граждан до пяти, а на должностных лиц до десяти минимального размера заработной платы;

инспекторы по карантину растений районов и городов, пограничных пунктов по карантину растений на автомобильных дорогах, железнодорожных станциях, в аэропортах, речном порту 
и в пункте на почтамте — налагать штраф на граждан 
до трех, а на должностных лиц до пяти минимального размера заработной платы».

Статья 2. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Закона Республики Узбекистан «О внесении 
изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан 
об административной ответственности»

 

Проект Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений 
и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности» разработан в соответствии с пунктом 17 постановления Президента Республики Узбекистан от 28 марта 2018 года № ПП-3626 
«О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности государственной службы по карантину растений».

В абзаце втором постановления Президента Республики Узбекистан от 28 марта 2018 года № ПП-3626 предусмотрено внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений по усилению административной ответственности за нарушение законодательства 
в области карантина растений.

В связи с чем проектом предлагается, усиление ответственности 
за нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками (ст.107), вывоз материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку (ст.108) 
и предоставить инспекторам по карантину растений право привлекать 
к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные вышеуказанными статьями.

Анализ правоприменительной практики в области карантина растений показал неэффективность административных мер сдерживания граждан от нарушений законодательства в данной сфере.

В частности, среди основных проблем необходимо указать на:

чрезмерно низкие штрафы (наказание) за правонарушения в области карантина растений;

отсутствие возможности на месте составлять акт и решения по факту нарушения законодательства, что приводит к затягиванию вопроса рассмотрения административного дела, а также к дополнительным затратам субъектов предпринимательства.

Как показал опыт ряда зарубежных стран таких как Китай, Россия, Белоруссия, Грузия, Франция штрафные санкции за правонарушения 
в области карантина растений в этих странах в переводе на доллары США разняться, в частности в России и Белоруссии сумма штрафа 600-2500 долларов, в Китае в зависимости от факторов смягчающих деяние, 
от тяжести последствий применяются меры наказания от предупреждения вплоть до штрафа в размере 1500 долларов, а также привлечение 
к уголовной ответственности и тюремное заключение сроком до 10 лет.

Закон о защите растений США позволяет министру сельского хозяйства и, посредством делегирования полномочий, Службе инспектирования здоровья животных и растений Департамента сельского хозяйства США запрещать или ограничивать импорт, экспорт 
и перемещение между штатами растений, растительных продуктов, агентов биологической борьбы, сорных растений и других вредных организмов. Нарушители закона подвергаются более жестким санкциям 
за нелегальный ввоз растений или продукции, которые могут быть заражены или засорены вредными организмами. Сумма гражданско-правовых санкций может доходить до 50 тыс. долларов США, 
для организаций – до 250 тыс. долларов США.

Согласно Кодексу об административной ответственности Латвии, 
за нарушение требований по карантину растений, не выполнение фитосанитарных мер по предотвращению распространения карантинных вредных организмов, а также за невыполнение других правил 
по карантину растений, на физических лиц налагается штраф от 5 до 250 лат, а для юридических лиц от 10 до 500 лат, в случае повторного нарушения в течение года – для физических лиц от 250 до 500 лат, 
для юридических лиц от 500 до 1000 лат.

Законом по защите растений Эстонии предусмотрена ответственность за нарушение требований по защите растений в ходе возделывания, производства, хранения, упаковки растительных материалов или требований по их использованию в виде штрафа 
до 800 Евро, при повторном правонарушении – до 2000 Евро.

Кроме того, как показал опыт вышеуказанных государств полномочия по привлечению к административной ответственности закреплены за специально уполномоченными органами, осуществляющими контроль за исполнением соответствующего акта законодательства. Что обеспечивает своевременное принятие мер для предупреждения и недопущения последующего нарушения требований законодательства в сфере. Также необходимо отметить что в соответствии с требованием международных договоров по правам человека решения уполномоченных органов по привлечению к административной ответственности могут быть в любое время обжалованы 
в соответствующем суде, в некоторых странах право выбора органа, рассматривающего факт правонарушения предоставляется стороне, подозреваемой в совершении данного правонарушения.

Необходимо отметить, что полномочия по привлечению 
к ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 
107 и 108 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, возложенные на суды по административным делам 
не обеспечивают цели, предусмотренные Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

В связи с чем, предлагается предоставить соответствующие полномочия инспекторам государственной службы по карантину растений.

На основании вышеуказанного предлагается дополнить Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности статьей 2591, определяющей полномочия инспекторов государственной службы 
по карантину растений.

Проект Закона для обсуждения и оценки их воздействия 
на предпринимательскую деятельность размещен на официальном сайте Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Едином портале государственных услуг в порядке, предусмотренном законодательством.

Начальник

Государственной инспекции

по карантину растений

при Кабинете Министров

Республики Узбекистан И.Эргашев

Общие комментарии