ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во коммент.
588 Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан 20/09/2018 05/10/2018 0

Обсуждение завершено

Закон Республика Узбекистан
О гидрометеорологической деятельности
ID-588

ПРОЕКТ

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О гидрометеорологической деятельности

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и основные задачи настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области осуществления гидрометеорологической деятельности.

Основными задачами настоящего Закона являются:

установление требований к гидрометеорологической деятельности;

создание правовых основ для формирования рыночных отношений в области гидрометеорологической деятельности;

обеспечение согласованного и эффективного функционирования национальной гидрометеорологической системы в международной гидрометеорологической сети.

Статья 2. Законодательство о гидрометеорологической деятельности

Законодательство о гидрометеорологической деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о гидрометеорологической деятельности, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия, используемые в Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

гидрометеорологическая деятельность деятельность в области метеорологии, гидрологии, гляциологии, климатологии, агрометеорологии, аэрологии, авиационной метеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активного воздействия на гидрометеороло­гические процессы, направленная на производство (наблюдения, сбор, обработка, анализ, хранение и  использование) и распространение гидрометеорологической информации;

гидрометеорологическая информацияданные, полученные на основе наблюдений за гидрометеорологическими явлениями и загрязнением окружающей природной среды, а также информационная продукция (сведения и прогнозы, полученные путем анализа и обработки), предназначенная для использования и распространения;

гидрометеорологические явления – проявления отдельных видов гидрометеорологических элементов (атмосферное давление, ветер, влажность, температура воздуха и воды, уровень и расход воды, паводки, обледенение и другие), характеризующих состояние погоды и режим водных объектов;

гидрометеорологические процессы – последовательное развитие во времени и пространстве гидрометеорологических явлений, которые характеризуют состояние гидросферы и атмосферы;

мониторинг загрязнения окружающей природной среды система долгосрочных наблюдений (измерений) за загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвы;

национальная гидрометеорологическая система совокупность государственных, ведомственных организаций и служб, других производителей информации о гидрометеорологических явлениях и процессах на территории Республики Узбекистан;

международная гидрометеорологическая сеть совокупность технологически взаимосвязанных национальных гидрометеорологических систем, действующих на основе международных договоров;

наблюдательная сеть – система стационарных и передвижных пунктов наблюдений, в том числе станций, постов, лабораторий, центров, обсерваторий, предназначенных для наблюдения за гидрометеорологическими, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей природной среде, определения ее метеорологических, климатических, авиаметеорологических, агрометеорологических, гидрологических, аэрологических, гляциологических, гелиогеофизических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв и поверхностных водных объектов;

государственная наблюдательная сеть наблюдательная сеть специально уполномоченного государственного органа в области гидрометеорологии;

ведомственная наблюдательная сеть – станции и посты, ведущие наблюдения за гидрометеорологическими явлениями и загрязнением окружающей природной среды, не входящие в состав государственной наблюдательной сети;

реперный (вековой, опорный) пункт наблюдений (станция и пост) – стационарный пункт с непрерывным длительным во времени рядом наблюдений;

информация общего назначения – гидрометеорологическая информация, предназначенная для общего пользования и предоставляемая органам государственной власти, юридическим и физическим лицам в соответствии с настоящим Законом;

специализированная информация – целевая информация о гидрометеорологических явлениях и процессах, требующая дополнительных работ и затрат на ее получение, обработку, анализ, хранение и предоставление по требованию потребителя;

экстренная информация – незамедлительно передаваемая информация об угрозе возникновения опасных гидрометеорологических явлений, фактах их проявления, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей природной среде и хозяйственным объектам;

активное воздействие – воздействие на гидрометеорологические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда населению и экономике;

труднодоступные станции – станции,  расположенные в сложных физико-географических условиях, с которыми нет регулярного транспортного сообщения.

Статья 4. Основные принципы гидрометеорологической деятельности

Гидрометеорологическая деятельность осуществляется на основе следующих принципов:

комплексность, системность, непрерывность и репрезентативность гидрометеорологических наблюдений;

единство и сопоставимость измерений и методов производства гидрометеорологической информации;

полнота, достоверность, своевременность и доступность гидрометеорологической информации;

открытость и безопасность осуществления  гидрометеорологической деятельности.

Статья 5. Производители гидрометеорологической информации

Производителями гидрометеорологической информации являются:

специально уполномоченный государственный орган в области гидрометеорологии;

научно-исследовательские организации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

иные юридические лица, имеющие наблюдательную сеть.

Статья 6. Потребители гидрометеорологической информации

Потребителями гидрометеорологической информации являются юридические и физические лица, в том числе  иностранных государств, если законодательством Республики Узбекистан не предусмотрено иное.

Статья 7. Права и обязанности производителей
гидрометеорологической информации

Производители гидрометеорологической информации имеют право:

осуществлять деятельность по своим учредительным документам;

получать плату за представляемую гидрометеорологическую информацию;

на защиту авторских прав на научную и иную деятельность в области гидрометеорологии;

осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством.

Производители гидрометеорологической информации обязаны:

проводить наблюдения за гидрометеорологическими явлениями в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов;

соблюдать условия договоров о производстве и предоставлении гидрометеорологической информации;

вести учет и предоставлять в установленном порядке информацию о выполненных гидрометеорологических работах;

предоставлять потребителям достоверную гидрометеорологическую информацию.

Производители гидрометеорологической информации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности в установленном порядке предоставляют результаты наблюдений и информационную продукцию в специально уполномоченный государственный орган, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 8. Права и обязанности потребителей
гидрометеорологической информации

Потребители имеют право получать гидрометеорологическую информацию в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства.

Потребители гидрометеорологической информации обязаны соблюдать условия договоров, заключенных с производителями гидрометеорологической информации.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 9. Основные направления государственного регулирования
и управления в области гидрометеорологической деятельности

Основными направлениями государственного регулирования в области гидрометеорологической деятельности являются:

обеспечение проведения единой государственной политики в области гидрометеорологии;

определение взаимодействия специально уполномоченного государственного органа с юридическими лицами, осуществляющими гидрометеорологическую деятельность;

осуществление государственного контроля за соблюдением настоящего Закона, других нормативных актов, норм и условий в области гидрометеорологической деятельности;

организация международного сотрудничества в области гидрометеорологической деятельности.

Статья 10. Задачи специально уполномоченного государственного органа

Основными задачами специально уполномоченного государственного органа являются:

развитие и совершенствование государственной системы гидрометеорологических наблюдений, модернизация и техническое обновление гидрометеорологической отрасли, своевременное и качественное гидрометеорологическое обеспечение населения, отраслей экономики и вооруженных сил республики;

обеспечение органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, других государственных органов и организаций, а также граждан информацией о фактических и ожидаемых гидрометеорологических условиях, изменении климата, уровне загрязнения природной среды, экстренной информацией о возникновении опасных и стихийных гидрометеорологических явлений; проведение систематических наблюдений за состоянием сельскохозяйственных культур и пастбищной растительности, возникновением и развитием стихийных гидрометеорологических явлений, загрязнением атмосферного воздуха, почв и поверхностных водных объектов, общим содержанием озона в стратосфере;

проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в области гидрометеорологии, изменения климата и загрязнения окружающей природной среды; создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и поэтапное ее совершенствование, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в гидрометеорологическую деятельность;

развитие сотрудничества с зарубежными гидрометеорологическими службами в области совершенствования и внедрения передовых технологий системы гидрометеорологических наблюдений.

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 11. Объекты и субъекты гидрометеорологической деятельности

К объектам гидрометеорологической деятельности относятся климат, метеорологические и гидрологические условия, загрязнение окружающей природной среды.

Субъектами гидрометеорологической деятельности являются специально уполномоченный государственный орган и его территориальные организации, специализированные организации активного воздействия на метеорологические процессы, иные юридические лица, имеющие ведомственную наблюдательную сеть.

Статья 12. Требования к субъектам гидрометеорологической деятельности

Гидрометеорологическая деятельность осуществляется в едином порядке на всей территории Республики Узбекистан в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, требованиями настоящего Закона, Всемирной Метеорологической организации (ВМО) и международных конвенций, участником которых является Республика Узбекистан.

Субъекты гидрометеорологической деятельности обязаны соблюдать законодательство Республики Узбекистан об обеспечении единства измерений при проведении наблюдений за гидрометеорологическими явлениями, загрязнением окружающей природной среды, сборе, обработке, хранении, использовании и распространении гидрометеорологической информации.

Статья 13. Компетенция специально уполномоченного
государственного органа

Деятельность специально уполномоченного государственного органа в области метеорологии, гидрологии, климатологии, агрометеорологии, аэрологии, авиационной метеорологии, активного воздействия на гидрометеорологические процессы, мониторинга загрязнения окружающей природной среды включает:

реализацию государственной политики, участие в разработке и реализации государственных программ и мероприятий в области гидрометеорологической деятельности;

подготовку проектов нормативно-правовых актов, разработку национальных нормативов, методик и других общеобязательных требований в области гидрометеорологической деятельности;

распределение полномочий между центральными и местными (территориальными) органами по гидрометеорологии;

производство, сбор, обработку, анализ, хранение, предоставление и использование гидрометеорологической информации и связанные с ними иные работы и услуги;

осуществление международного сотрудничества в области гидрометеорологии и других смежных областях по направлениям деятельности, входящим в его компетенцию.

 

Статья 14. Охрана имущества, используемого
в гидрометеорологической деятельности

Земельные участки для размещения станций и постов специально уполномоченного государственного органа предоставляются в безвозмездное постоянное пользование в порядке, установленном законодательством.

В целях обеспечения репрезентативности и непрерывности наблюдений вокруг гидрометеорологических станций и постов устанавливаются охранные зоны в установленном законодательством порядке. Порядок установления охранных зон и перечень ограничений в них хозяйственной и иной деятельности определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Земельные участки и водные пространства, находящиеся в пределах охранных зон гидрометеорологических станций и постов, не изымаются у землепользователей и водопользователей, а используются ими в соответствии
с правилами выполнения работ в этих зонах.

Земельные участки, закрепленные за специально уполномоченным государственным органом (гидрометеорологические станции, посты и другие объекты) могут изыматься для государственных нужд в соответствии с решением Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Земельные участки реперных (вековых, опорных) пунктов наблюдений (станций и постов) специально уполномоченного государственного органа изъятию не подлежат.

Имущество, находящееся в государственной собственности, используемое в гидрометеорологической деятельности приватизации не подлежит.

Отвод участков территорий и водных акваторий для размещения на них пунктов наблюдательной сети, включая технологические комплексы, производится местными органами исполнительной власти по ходатайству специально уполномоченного государственного органа в соответствии с законодательством.

Землевладельцы, землепользователи, а также собственники земельных участков и иные природопользователи, на участках которых расположены пункты наблюдательной сети, обязаны предоставлять возможность подъезда (подхода) к этим пунктам для производства наблюдений, отбора проб, ремонтных, восстановительных и иных работ.

Умышленная порча или уничтожение имущества, используемого в гидрометеорологической деятельности, преследуется законодательством Республики Узбекистан.

 

ГЛАВА 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 15. Единый государственный фонд данных о гидрометеорологических явлениях Республики Узбекистан

Все данные мониторинга гидрометеорологических явлений, поступившие с государственной наблюдательной сети, составляют Единый государственный фонд данных о гидрометеорологических явлениях, который находится в ведении специально уполномоченного государственного органа.

Документы единого государственного фонда гидрометеорологических данных, отнесенные в установленном порядке к составу архивного фонда государства, хранятся в соответствии с законодательством государства об архивах.

Статья 16. Порядок предоставления гидрометеорологической информации

Гидрометеорологическая информация предоставляется потребителям в соответствии с настоящим Законом и иными нормативно-правовыми актами.

Официальные предупреждения, прогнозы и другая гидрометеорологическая информация, связанная с обеспечением безопасности жизни, здоровья населения, охраны собственности, передается потребителям только специально уполномоченным государственным органом.

Статья 17. Условия предоставления гидрометеорологической информации

Гидрометеорологическая информация предоставляется потребителям безвозмездно или на платной основе.

Информация общего назначения и экстренная информация предоставляется специально уполномоченным государственным органом на безвозмездной основе.

Специализированная информация предоставляется потребителям на договорно-правовой основе.

ГЛАВА 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 18. Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение специально уполномоченного государственного органа осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, внебюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Финансовое обеспечение гидрометеорологической деятельности иных организаций осуществляется за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

ГЛАВА 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

Статья 19. Международное сотрудничество

Международное сотрудничество в области гидрометеорологии осуществляется на основе настоящего Закона и иных законодательных актов Республики Узбекистан, а также международных договоров и соглашений.

Специально уполномоченный государственный орган содействует:

формированию и развитию единых международных и региональных гидрометеорологических систем наблюдений и обмена информацией;

развитию международного научного сотрудничества в области гидрометеорологии путем участия и организации работы научных конференций, семинаров, проектов и других мероприятий по исследованию проблем гидрометеорологии, изменения климата и безопасности жизнедеятельности.

Отношения, возникающие при международном информационном обмене в области гидрометеорологии, регулируются законодательством Республики Узбекистан.

Статья 20. Представление и защита интересов Республики Узбекистан
в области гидрометеорологии в международных организациях

Специально уполномоченный государственный орган представляет и защищает интересы Республики Узбекистан по вопросам гидрометеорологической деятельности при взаимодействии с международными организациями  и метеорологическими службами других стран.

ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении законодательства о гидрометеорологической деятельности, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Статья 22. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути
и значения настоящего Закона

Государственным органам, осуществляющим гидрометеорологическую деятельность обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 23. Приведение законодательства в соответствие
с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления
их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

         Президент

Республики Узбекистан                                                 Ш.МИРЗИЁЕВ

Общие комментарии

634