ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во коммент.
4085 Министерство экономики и промышленности Республики Узбекистан 26/06/2019 11/07/2019 0

Обсуждение завершено

Постановление Президента Республика Узбекистан
Концепция дальнейшего развития сельскохозяйственного машиностроения Республики Узбекистан до 2025 года
ID-4085

Текущая ситуация

В промышленности сельскохозяйственного машиностроения действуют 17 предприятий, в которых занято более 2,5 тыс. человек, а вклад отрасли в бюджет в виде налогов и других выплат составляет 92,2 млрд. сум. За последние 5 лет производственная мощность предприятий отрасли увеличилась более в 2 раза (в 2014 году – 12,5 тыс. ед. техники) и составляет 25 тыс. ед. техники в 2018 году, но уровень загрузки мощностей в зависимости от видов техники составляет 30-82%.

Объем экспорта продукции сельхозмашиностроения в 2018 году составил 1,4 тыс. ед. техники на сумму 10,6 млн. долл. Основная доля экспортного рынка пришлась Туркменистану (85%).  В частности, в структуре производимой продукции отрасли экспорториентированным товаром прошлого года была навесная и прицепная техника (культиватор, опрыскиватель, хлопкоуборочная и куракоуборочная машина).

При этом, в 2018 году в республику импортировано сельскохозяйственной техники на сумму 90 млн. долл. Основная доля импорта в самоходной технике приходится на трактора с мощностью до 110 л.с. и в навесной и прицепной техники – сеялки, плуги, опрыскиватели и глубокорыхлители.

На начало 2019 года парк имеющейся техники с учетом объемов производимой в республике и импортируемой из-за рубежа сельхозтехники покрывает лишь 74% потребности сельского хозяйства, что показывает возможности увеличения производственной мощности предприятий отрасли. Наряду с этим, более 85% существующего парка оборудования морально и физически устаревшие и нуждаются в обновлении.

Средний уровень механизации сельского хозяйства в хлопководстве и зерноводстве – 88%, животноводстве – 48%, овощеводстве – 42% и садоводстве – 26% .

Проблемы отрасли

Отрасль характеризуется высоким уровнем импортозависимости – доля импорта по отношению к стоимости выпуска составляет 70%, уровень локализации по тракторам – 25%, по зерноуборочным комбайнам – 30%, по навесной технике составляет 65%.

Номенклатура производимой продукции (161 видов техники, в частности 21 видов тракторов, 19 видов плугов, 16 видов сеялок и др.) слишком большая для имеющихся объемов. На рынке одновременно присутствует 12 отечественных производителей сельскохозяйственной техники, осуществляющих деятельность в сотрудничестве с 11 иностранными партнерами, что является избыточным. При этом, значительная часть техники производится по методу крупноузловой сборки

Малый объем производства приводит к экономической нецелесообразности проектов локализации (межотраслевой кооперации) в связи с удорожанием производственной себестоимости локализуемой продукции.

Расширению производства в сельхозмашиностроении препятствует отсутствие собственных оборотных средств и недостаточность стабильного финансирования производства сельхозтехники, ограниченного в основном бюджетными средствами.

Ситуация осложняется неэффективной системой сбыта производимой продукции на фоне низкой платежеспособности потребителей на внутреннем рынке и слабой платёжной дисциплины производителей сельхоз товаропроизводителей. При системном подходе к проблеме, данный фактор также является низкой урожайностью сельхозугодий. К примеру, при использовании средней стоимости пневматических сеялок, урожай зерна увеличивается до 25% (или на 10,7 млн. центнеров по республике). Кроме этого, использование лазерных планировщиков позволяет экономить водные ресурсы до 30%, современных дождевых и капельных систем до 5 раз, при этом урожайность увеличивается до 30%.

По итогам анализа, оплата производительности труда рабочей силы в среднем превышает в хлопководстве на 28% и в овощеводстве на 22% оплаты механизации. Также, несмотря на превосходство стоимости механизации зерновых культур, на сегодняшний день остается низким.

Уровень участия государства в хозяйственной деятельности предприятий сельхозмашиностроения сохраняется на высоком уровне.

На предприятиях отрасли в последние годы освоено производство техники ведущих мировых брендов, но собственного бренда сельхозтехники не разработано.

Собственный инжиниринг развит слабо – только создан конструкторско-инженерный центр, оснащенный современным оборудованием, но наполнение его квалифицированными кадрами, заказами на исследовательские работы и их финансовое обеспечение пока что остается на низком уровне.

Это тесно связано с недостатком квалифицированных инженерных кадров и отсутствие эффективной системы привлечения и подготовки необходимых кадров, отрасль не обладает научным потенциалом, необходимым для создания и внедрения перспективных, инновационных технологий.

Цели, задачи и направления

К 2025 году в секторе сельскохозяйственного машиностроения планируется достижение следующих показателей: рост объёмов производства до 14 тыс. ед. на общую сумму 3,2 трлн. сум или на 1,4 раза; обеспечение уровня локализации до 60% и снижения себестоимости до 35%; увеличение объемов экспорта в 4 раза, с повышением его удельного веса в структуре произведенной продукции с 6,2% до 9,5%; обеспечение потребности села сельхозтехникой не менее чем на 80%, учитывая импорт техники.

Учитывая уровень роста населения, ожидается увеличение спроса на сельхоз продукты, что требует увеличение роста механизации. По предварительным расчетам, ежегодно до 2025 года в натуральном выражении производится тракторов – 4315 ед., прицепов тракторных – 1509 ед., зерноуборочных комбайнов – 481 ед., плугов – 1047 ед., культиваторов – 1651 ед., сеялок хлопковых – 521 ед., сеялок зерновых – 365 ед., опрыскивателей – 787 ед., другой сельскохозяйственной техники – 3787 ед.

При этом, большой спрос на технику приходится на Джизакскую область. Так, за этот период превышение составит до 2 раз больше других регионов. Наряду с этим, в Навоийской области спрос будет ниже в 1,8 раза от среднего потребления.

Исходя из выявленных проблем основными направлениями развития отрасли в среднесрочный период является принятие мер по укреплению финансового состояния производителей, сокращению числа участников рынка и консолидации производства.

В рамках расширения производства продукции по полному циклу запланированы разработка и выпуск бюджетных тракторов и тракторов на электрической тяге, садово-огородной техники, сельхозтехники для уборки бобовых культур и т.д. Это позволит сформировать национальный бренд сельскохозяйственной техники с уровнем локализации не менее 40%.

Особое внимание будет уделено развитию системы сбыта и розничной реализации произведенной продукции за счет создания собственных лизинговых центров и расширения дилерской сети, повышения доступности производимой продукции потребителям, что позволит довести уровень загрузки мощностей до 80%.

Меры и механизмы

Развитию конкурентной среды будет способствовать поэтапное реализация частным инвесторам доли государственной компании АО «Узагротехсаноатхолдинг» в уставных фондах предприятий-производителей комплектующих, а также углубления государственно-частного партнерства.

Создание частных лизинговых центров, дилерских и сервисных сетей на внутреннем и внешних рынках будет осуществлено за счет активного привлечения средств международных финансовых институтов, а также развития сотрудничества с торговыми домами республики за рубежом и расширения партнерства с отечественным и иностранным частным бизнесом в стране.

Для дальнейшего пополнения оборотного капитала предприятий-производителей, реализации инвестиционной программы и программы по финансовому оздоровлению предприятий запланировано привлечение дополнительных средств через Фонд поддержки производителей сельхозтехники при Министерстве финансов Республики Узбекистан, кредитных средств коммерческих банков и других заёмных средств, в том числе льготных кредитных средств международных финансовых институтов.

В политике таможенного регулирования экспортно-импортных операций запланирован постепенный переход от тарифного регулирования к нетарифным мерам защиты интересов отечественных производителей. При этом, с учетом имеющейся международной практики, среди первоочередных мероприятий определено внедрение утилизационного сбора и обязательных испытаний на климатическую среду.

Глубокая локализация производимой продукции будет способствовать реализация ряда проектов по организации литейного производства, расширению производства современных видов кабин самоходной техники, производства зубчатых колёс и валов трансмиссии, дисков колес и изделий метизной группы на базе Ташкентского завода сельскохозяйственной техники на общую сумму в 40 млн. долл, а также расширение кооперации со смежными отраслями и экономия валюты до 123 млн. долл в год.

Так, в перспективе планируется организация закупа шин для сельхозтехники на Ангренском резинотехническом заводе, необходимого металлического сырья на местных металлических комбинатах республики, а также литий-ионных аккумуляторов, стартеров, генераторов, проводов и других электрических комплектующих деталей у предприятий АО «Узэлтехсаноат» и АО «Узавтосаноат».

В целях стимулирования повышения уровня локализации производимой сельхозтехники планируется организация осуществления льготного финансирования и других мер государственной поддержки производителей, которые обеспечивают уровень локализации продукции не менее 30%.

Всем предприятиям, осуществляющим производство и импорт сельхозтехники и комплектующих деталей к ней, будут сформированы равные конкурентные условия путем применения унифицированного налогового и таможенного режимов.

Общие комментарии

344