ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во коммент.
398 Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан 06/09/2018 21/09/2018 10

Обсуждение завершено

Постановление Кабинета Министров Республика Узбекистан
Об утверждении положения о порядке осуществления органами государственной налоговой службы тематических и экспресс изучений
ID-398

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 июня 2018 года № ПП-3802 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы» в целях совершенствования налогового контроля, направленного на выявление дополнительных источников поступлений в государственный бюджет, Кабинет Министров Республики Узбекистан постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке осуществления органами государственной налоговой службы тематических и экспресс изучений согласно приложению.

2. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра - министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д.А., председателя Государственного таможенного комитета Азимова М.Б. и первого заместителя председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Мусаева Б.А.

 

 

            Премьер-министр Республики Узбекистан                                           А. Арипов

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Кабинета Министров

 от «___» ________ 2018 года № ____

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке осуществления тематических и экспресс изучений органом государственной налоговой службы

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления налоговыми органами тематических и экспресс изучений с выходом на места по результатам камерального контроля для подтверждения достоверности предоставленной информации налогоплательщиком и правомерности применения налоговых и таможенных льгот, отраженных в отчетах налогоплательщика.

2. Действие настоящего Положения распространяется на всех налогоплательщиков, имеющих налоговые обязательства в соответствии
с налоговым законодательством.

3. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

тематическое изучение - это изучение, осуществляемое в порядке контроля за исполнением требований постановлений Президента и правительства, других нормативно-правовых актов, а также при наличии поступившей информации из внешних источников.

экспресс-изучение - это изучение, проводимое в целях подтверждения достоверности представленной информации по результатам камеральной проверки.

Глава 2. Порядок организации проведения тематических и экспресс изучений

4. Критерием для проведения тематических изучений являются:

правомерность использования налогоплательщиком налоговых и таможенных льгот, а также правильность их отражения в бухгалтерском учете;

нарушения налогового законодательства, установленные у одного налогоплательщика и характерные для предприятий отрасли в целом;

перевод денежных средств в оффшорные зоны;

наличие информации о просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым контрактам;

наличие информации, поступившей из внешних источников, по которым имеются факты или признаки, указывающие на неуплату налогов и других платежей, а также контрольные функции органов государственной налоговой службы, вытекающие из требований постановлений Президента и правительства, а также других нормативно-правовых актов.

5. Критериями для проведения экспресс изучений являются:

наличие расхождений в отчетах о чистой прибыли и начислении дивидендов хозяйственными обществами с государственной долей в уставном капитале 50 процентов и более, а также определении чистой прибыли и отчислений в Государственный бюджет Республики Узбекистан государственными унитарными предприятиями в размере 30 процентов от их чистой прибыли;

наличие несоответствий объемов приобретаемых и реализуемых товарно-материальных ценностей, выявленное при анализе расчетных счетов налогоплательщиков, а также бухгалтерских счетов предприятия, отражающих товары, сырье, материалы и готовую продукцию;

наличие расхождений по нескольким видам налогов и других обязательных платежей, а также выявленных расхождений в отчетности налогоплательщика, требующих дополнительного изучения;

наличие информации о предоставлении в органы государственной таможенной службы при таможенном оформлении ввозимых товаров  недостоверных сведений с целью необоснованного завышения (занижения) фактурной стоимости товара.

Глава 3. Права и обязанности

6. Налогоплательщики имеют право:

представлять органам государственной налоговой службы, осуществляющим изучение, пояснения по вопросам, касающимся исполнения налогового законодательства;

знакомиться с материалами и получать сведения по результатам изучения;

не выполнять акты и требования должностных лиц органов государственной налоговой службы, не соответствующие настоящему Положению и другим нормативно-правовым актам;

обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) должностных лиц органов государственной налоговой службы;

приглашать к участию в проведении изучения членов торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан и ее территориальных управлений;

Налогоплательщики могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

7. Налогоплательщики обязаны:

представлять органам государственной налоговой службы во время проведения изучения документы и сведения, связанные с исчислением, уплатой налогов и других обязательных платежей, а также обоснованность применения льгот;

допускать должностных лиц органа государственной налоговой службы, проводящих изучение, на территорию или в помещения, используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением.

выполнять законные требования должностных лиц органов государственной налоговой службы, а также не препятствовать законной деятельности указанных органов и их должностных лиц;

налогоплательщики могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

8. Должностные лица органов государственной налоговой службы имеют право:

проводить сверки результатов, установленных при проведении камерального контроля с данными первичных бухгалтерских документов налогоплательщика;

обследовать территории, производственные, складские, торговые и иные помещения налогоплательщика. Обследования осуществляются в целях подтверждения наличия товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, отраженных в документах налогоплательщика, предоставленных налогоплательщиком в ответ на требование налогового органа;

производить инвентаризацию имущества, истребовать документы, получать объяснения от налогоплательщика, а также от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально ответственных работников налогоплательщика. В необходимых случаях при обследовании производится фото и видеозапись, снимаются копии необходимых документов. По результатам обследования составляется протокол, по форме утвержденной Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.

Должностные лица органов государственной налоговой службы могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

9. Должностные лица органов государственной налоговой службы обязаны:

перед началом проведения изучения ознакомить налогоплательщика с целью изучения;

вручить налогоплательщику под расписку о получении копии приказа органа государственной налоговой службы о назначении изучения;

соблюдать тайну сведений о налогоплательщике в соответствии с законодательством.

Должностные лица органов государственной налоговой службы могут иметь и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Глава 4. Порядок проведения изучений

10. Началом проведения изучения считается момент вручения налогоплательщику документов, являющихся основанием для осуществления изучения.

11. Изучению подлежит только тот налоговый период, за который был проведен камеральный контроль. Срок проведения изучения не должен превышать 10 (десяти) дней.

12. В необходимых случаях для участия в изучении могут быть привлечены специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками, а также переводчик, незаинтересованные в исходе изучения.

13. В случае непредставления необходимых документов и получения дополнительной информации, должностным лицом органа государственной налоговой службы, составляется акт, на основании которого срок проведения изучения может быть временно приостановлен.  

14. Приостановление и возобновление срока проведения изучения осуществляется на основании рапорта должностного лица органа государственной налоговой службы. При этом срок приостановления не включается в срок изучения.

15. В случае воспрепятствования проведению изучения или отказе в допуске должностных лиц органа государственной налоговой службы для обследования территорий, помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объекта налогообложения, орган государственной налоговой службы вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках.

16. По результатам изучения должностными лицами органа государственной налоговой службы составляется справка с подробным описанием выявленного нарушения (при его наличии) со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства с учетом объяснений налогоплательщика.

17. К справке изучения должны быть приобщены копии документов, послуживших основанием для проведения изучения, протоколы о совершении действий в рамках изучения, акты инвентаризации, материалы, полученные в ходе проведения изучения, а также иные документы, подтверждающие совершение действий в рамках изучения.

18. В случае если по завершении изучения не установлены нарушения налогового законодательства, об этом в справке изучения делается соответствующая отметка.

19. Завершением изучения считается день вручения налогоплательщику справки изучения или дата направления справки через персональный кабинет налогоплательщика.

20. Результаты тематических и экспресс изучений приобщаются к материалам камерального контроля.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

по проекту Постановления Кабинета Министров

Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке осуществления органами государственной налоговой службы тематических и экспресс изучений» 

 

I. Основание для разработки и внесения проекта

Настоящий проект разработан во исполнение пункта 18 «Программы мер по совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы и налогового администрирования», утвержденной Постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 июня 2018 года № 3802 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы».

II. Основная идея и цели разработки проекта

Принятие данного постановления приведет к созданию нормативной базы для осуществления налоговыми органами современных методов налогового контроля, таких как тематические и экспресс изучения налогоплательщиков. В результате чего будет исключена возможность незаконного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов со стороны контролирующих органов, с целью создания для них благоприятных условий осуществления бизнеса, а также снижения рисков неуплаты налогов.

III. Основные положения проекта постановления

Проектом постановления утверждается Положение о проведении налоговыми органами тематических и экспресс изучений деятельности хозяйствующих субъектов в соответствии с правом, предоставленным налоговым органам пунктом 7 Постановления Президента Республики Узбекистан от 26 июня 2018 года № 3802 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы» по осуществлению по результатам камерального контроля тематических и экспресс-изучений с выходом на места для подтверждения достоверности предоставленной информации налогоплательщиком и правомерности применения налоговых и таможенных льгот, отраженных в отчетах налогоплательщика;

Данным Положением введены понятия тематического и экспресс изучения, определены основания и критерии назначения данных изучений, указаны процедуры, выполняемые налоговыми органами в ходе данных изучений и их результаты.

IV. Ожидаемые результаты принятия проекта постановления

Принятие данного проекта постановления приведет к исполнению поручения, введению конкретных мер реагирования налоговых органов на нарушения налогоплательщиками налогового законодательства без проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности и созданию условий для дополнительных источников поступлений средств в государственный бюджет.

V. Апробирование проекта

Проект размещен на Едином портале интерактивных государственных услуг для публичного обсуждения среди населения и предпринимателей.

VI. Финансовые затраты и изменение законодательства

Принятие проекта постановления не повлечет дополнительных финансовых расходов из Государственного бюджета и изменений законодательства.

VII. Информация о согласовании проекта постановления
с заинтересованными органами с указанием их наименований

Проект постановления в установленном порядке согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Общие комментарии

1006