ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во коммент.
3830 Антимонопольный комитет Республики Узбекистан 10/06/2019 25/06/2019 101

Обсуждение завершено

Закон Республика Узбекистан
Закона Республики Узбекистан «О РЕКЛАМЕ» (новая редакция)
ID-3830

ПРОЕКТ

 

Закона Республики Узбекистан

«О РЕКЛАМЕ»

(новая редакция)

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цель и задачи настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с производством, распространением и размещением рекламы.

Основными задачами настоящего Закона являются:

формирование информационного потока о юридических и физических лицах или продукциях;

совершенствование предпринимательской и потребительской культуры;

обеспечение защитных мер от посягательств рекламы на государственные и общественные интересы, общепринятые нормы морали и нравственности, деловую репутацию юридических и физических лиц, состояние окружающей среды;

предотвращение распространения посредством рекламы ложных или неточных сведений, способных ввести в заблуждение потребителей относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и иных характеристик продукции, условий ее реализации;

защита субъектов предпринимательской деятельности от недобросовестной рекламы;

создание благоприятных условий для осуществления рекламной деятельности и развития рекламного рынка.

 

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

 

Настоящий Закон распространяется на отношения, связанные с производством, распространением и размещением рекламы на территории Республики Узбекистан.

Настоящий Закон не распространяется на:

информацию, отражающею интересы политических партий, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

информацию, предназначенную для поддержки религиозных организаций и общественных объединений;

информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии законодательством в сфере защиты прав потребителей;

справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

информацию о товаре, его изготовителе, размещенную на товаре или его упаковке.

 

Статья 3. Законодательство о рекламе

 

Законодательство о рекламе состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Отношения в области рекламы в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Узбекистан о рекламе, то применяются правила международного договора.

 

Статья 4. Авторское право на рекламу

 

Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав.

Регулирование авторского права и смежных прав на рекламу осуществляется в соответствии с законодательством.

 

Статья 5. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

реклама — информация, распространяемая (размещаемая) в соответствии с законодательством в любой форме с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижение на рынке с целью прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода);

объект рекламирования — рекламируемая продукция, в том числе о товарном знаке, знаке обслуживания и технологии, специальная информация о юридическом или физическом лице, средства его индивидуализации, проводимые мероприятия коммерческого и некоммерческого характера;

рекламная деятельность — совокупность действий по привлечению внимания потребителей рекламы и формированию спроса на объект рекламирования;

субъекты рекламной деятельности — физические и юридические лица, осуществляющие рекламную деятельность с целью формирования и повышения спроса на объект рекламирования;

рекламодатель — лицо, являющееся заказчиком рекламы для ее производства и (или) распространения (размещения);

производитель рекламы — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения (размещения) в виде рекламы форму;

распространитель рекламы — лицо, осуществляющее распространение рекламы рекламными средствами;

потребитель рекламы — лицо или группа лиц, на которых направлена реклама;

рекламные средства — средства, используемые для доведения рекламы до ее потребителя;

продукция — товары, работы, услуги;

контрреклама — опровержение недостоверной рекламы (недобросовестной, заведомо ложной, неэтичной) распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий или могущих привести к ним;

социальная реклама — информация, распространяемая (размещаемая) в соответствии с законодательством в любой форме с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей в сферах здравоохранения, охраны окружающей среды, сохранения энергоресурсов, профилактики правонарушений, социальной защиты и безопасности населения, духовности и просветительства, обеспечения интересов государства, а также иная информация некоммерческого характера;

сравнительная реклама — реклама, которая прямо или косвенно идентифицирует конкурента или продукцию одного и того же рода, предлагаемую конкурентом;

ненадлежащая реклама — недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства;

недостоверная (недобросовестная, заведомо ложная) реклама — реклама, которая в результате неточности, двузначности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований в отношении времени, места и способа распространения и иных требований, предусмотренных законодательством, вводит или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, причинить убытки и моральный вред лицам, а также государству;

неэтичная реклама — реклама, которая путем использования оскорбительных слов и сравнений, касающихся национальности, расы, профессии, социальной принадлежности, возраста, пола, языка, религиозных, политических и философских убеждений физических лиц, нарушает общепринятые нормы гуманности и морали, посягает на объекты искусства, исторические и архитектурные памятники, составляющие национальное или мировое культурное достояние, порочит государственную символику (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Республики Узбекистан;

скрытая реклама — реклама, которая оказывает неосознаваемое воздействие на восприятие потребителя, в том числе и путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами;

спонсорство — осуществление физическим или юридическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, денежных средств), результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, выполнения работ) в деятельность другого физического или юридического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах;

лекарственное средство для несовершеннолетнихлекарственное средство, разрешенное к применению для профилактики, диагностики и лечения заболеваний, используемое в соответствии с инструкцией по медицинскому применению, лицами, не достигшими 18 лет;

рекламная акция — один из видов стимулирующих мероприятий по продвижению товаров (услуг), проводимое с использованием способов, не запрещенных законодательством, условием участия в котором не является приобретение определенного товара (услуги).

мониторинг — система наблюдения, сбора, анализа и обработки рекламных материалов, размещаемых в различных рекламных средствах;

фонограмма — любая исключительно звуковая запись какого-либо исполнения, иных звуков, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

паспорт рекламного места —  документ установленной формы, содержащий информацию о владельце и об объекте (конструкции) внешней рекламы;

документы и материалы рекламной информации — договора на производство, распространения (размещения) рекламы, объем производимых, распространяемых (размещаемых) реклам в натуральном и денежном выражении, отпечатанные и опубликованные материалы (рекламы), образцы, видео- и аудиокассеты, иные записывающие устройства;

видеоплашка — коммерческая информация, всплывающая во время телепередач;

специализированные рекламные каналы вещаниякоммерческий или некоммерческий телевизионный канал, который содержит телевизионные программы только рекламного жанра, тематики и ориентирован только на определённую демографическую аудиторию зрителей;

свободные от рекламы зоны места расположения зданий органов государственной власти, культурно-исторических и религиозных объектов, где запрещена размещение рекламы.

 

Статья 6. Язык рекламы

 

На территории Республики Узбекистан реклама распространяется на государственном языке Республики Узбекистан, и (или) по желанию рекламодателя — дополнительно на других языках.

Данное положение не распространяется на радио, телевещание, печатные издания и интернет осуществляемые исключительно на иностранных языках, а также на зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки (знаки обслуживания), слоговые литеры в типографском наборе (логотипы). 

Перевод содержания рекламы не должен искажать ее основной смысл.

Глава 2. Государственное регулирование и саморегулирование
в области рекламы

 

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области рекламы

 

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области рекламы;

координирует разработку и реализацию планов мероприятий по развитию рекламной деятельности с учетом интересов граждан, субъектов предпринимательской деятельности и государства;

устанавливает порядок производства и размещения внешней рекламы;

устанавливает порядок определения дифференцированных размеров сборов за право размещения внешней рекламы;

утверждает порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о рекламе;

осуществляет международное сотрудничество в области рекламы.

 

Статья 8. Полномочия уполномоченного органа в области рекламы

 

Уполномоченный орган:

участвует в реализации единой государственной политики в области рекламы;

участвует в разработке и обеспечивает реализацию планов мероприятий по развитию рекламной деятельности;

осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе;

утверждает порядок проведения анализа соблюдения требований законодательства о рекламе;

предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе;

проводит экспертизу рекламы по вопросам ее добросовестности, достоверности и этичности;

осуществляет мониторинг размещаемых (распространяемых) реклам;

выносит решение о признании рекламы недостоверной, скрытой и неэтичной, а также несоответствующей законодательству о рекламе;

возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе;

выдает рекламодателям, производителям и распространителям рекламы обязательные для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе;

рассматривает обращения граждан или организаций и иные материалы о нарушении законодательства о рекламе;

обращается в суд о наложении соответствующих финансовых санкций, в случае если лицо, совершившее нарушение законодательства о рекламе, в течение установленного срока, со дня принятия в отношении него решения, добровольно не уплатит сумму финансовых санкций, предусмотренную законодательством за совершенное им правонарушение.

направляет в соответствующие органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства о рекламе;

участвует в рассмотрении судом дел, связанных с применением и нарушением законодательства о рекламе;

в пределах своих полномочий дает разъяснения по вопросам применения законодательства о рекламе;

дает требования об отмене или изменении принятых рекламодателям, производителям и распространителям рекламы актов, противоречащих законодательству о рекламе;

принимает в установленном законодательством порядке решение о наложении административного штрафа;

проводит анализ рынка рекламы.

 

Статья 9. Полномочия негосударственных некоммерческих организаций в области рекламы

 

Негосударственная некоммерческая организация в области рекламы  самоуправляемая организация, созданная предусмотренной законодательными актами на добровольной основе рекламодателями, производителями, а также, распространителями рекламы и иными лицами, в целях представительства и защиты интересов своих членов в государственных и иных организациях, совершенствование предпринимательской и потребительской культуры, выработки требований соблюдения общепринятых норм морали и нравственности и обеспечения контроля за их выполнением.

Негосударственные некоммерческие организации в сфере рекламы:

представляют и защищают права и законные интересы своих членов и участников с органами государственной власти и управления;

выступают с инициативами по вопросам рекламы, вносят предложения в органы государственной власти и управления;

участвуют в выработке решений органов государственной власти и управления по вопросам рекламы в порядке, предусмотренном законодательством;

участвуют в рассмотрении дел, возбужденных уполномоченным государственным органом по признакам нарушения членами организации законодательства о рекламе;

участвует в проведении мониторинга;

проводить собрания, конференции по вопросам рекламы.

 

Статья 10. Проведение анализа соблюдения требований законодательства о рекламе

 

Уполномоченным государственным органом проводятся анализ соблюдения требований законодательства о рекламе (далее — анализ) при наличии следующих оснований:

письменное или устное обращение граждан или хозяйствующих субъектов, а также информация государственных органов, органов государственной власти на местах и средств массовой информации о нарушении требований законодательства в сфере рекламы;

план работы на соответствующий период, утвержденный руководителем уполномоченного государственного органа;

выявление фактов нарушения требований законодательства о рекламе непосредственно в ходе мониторинга  сотрудниками уполномоченного государственного органа;

отдельные поручения правительства Республики Узбекистан.

Анализ проводится посредством изучения материалов по соблюдению требований законодательства о рекламе, предоставленных по запросу уполномоченного государственного органа гражданами, хозяйствующими субъектами, государственными органами, а также проведения выездного обследования (мониторинга) для наблюдения действий хозяйствующих субъектов рекламной деятельности.

В случае необходимости уполномоченный государственный орган направляет запрос по предоставлению дополнительной информации, письменных или устных разъяснений гражданам, хозяйствующим субъектам, государственным органам, заявивших о фактах нарушения требований законодательства в сфере рекламы, а также привлекает экспертов или специалистов для тщательного изучения материалов.

В ходе проведения анализа ответственный сотрудник уполномоченного государственного органа вправе назначить экспертизу рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства о рекламе.

Запрос уполномоченного государственного органа по предоставлению информации о фактах (признаках) нарушения требований законодательства в сфере рекламы должен содержат следующую информацию:

полное наименование и местонахождения хозяйствующего субъекта, государственного органа или органа государственной власти на местах, а также имя, фамилия, отчество гражданина которому направляется запрос;

основания для направления запроса;

перечень запрашиваемых документов;

необходимость разъяснений по факту нарушения требований законодательства о рекламе;

разумный срок для предоставления запрашиваемой информации;

предупреждение об ответственности за не предоставление в установленный срок или представление заведомо ложной информации.

Выездное обследование (мониторинг) осуществляется на основании приказа руководителя или его заместителя уполномоченного государственного органа, в котором указывается наименование и местонахождение хозяйствующего субъекта, в отношении которого проводится выездное обследование (мониторинг), срок, не превышающий одного дня, имя, фамилия, отчество ответственного сотрудника и место проведения обследования. По результатам выездного обследования составляется акт (справка) в двух экземплярах, один из которых предоставляется руководителю (или лицу, временно исполняющему его обязанностей) хозяйствующего субъекта.

В течение выездного обследования (мониторинга) запрещается требовать от хозяйствующего субъекта предъявления документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности.

При выявлении по результатам выездного обследования (мониторинга) фактов о нарушении требований законодательства в сфере рекламы сотрудник уполномоченного государственного органа принимает меры по возбуждению дела о правонарушениях в установленном порядке.

 

Статья 11. Проведение экспертизы рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства о рекламе

 

Экспертиза рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства о рекламе назначается уполномоченным государственным органом в случаях, когда сведения о фактах нарушения могут быть получены с помощью специального исследования, проводимого экспертами или специалистами, обладающими специальными знаниями. При этом уполномоченный государственный орган должен ставить в известность в письменном порядке руководителя хозяйствующего субъекта, в отношении которого проводится анализ, о проведении экспертизы.

В качестве эксперта могут быть привлечены специалисты государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций и представители других организаций.

Срок проведения экспертизы не может превышать трех дней с момента письменного уведомления руководителя хозяйствующего субъекта о проведении экспертизы.

По результатам экспертизы эксперт составляет и подписывает заключение, в котором указываются:

дата и место проведения экспертизы;

основание проведения экспертизы;

сведения об органе (лице), назначившем экспертизу;

сведения об эксперте (имя, фамилия, отчество, должность);

вопросы, поставленные перед экспертом;

содержание и результаты экспертных исследований;

оценка результатов экспертного исследования, обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Заключение эксперта оценивается государственным уполномоченным органом, назначившим экспертизу в совокупности с другими собранными материалами по анализу.

 

Статья 12. Доступ к документам и материалам рекламной информации

 

Субъект рекламной деятельности по требованию уполномоченного государственного органа, в установленный им срок обязан представить документы и материалы рекламной информации.

Должностные лица уполномоченного государственного органа наделяются правом беспрепятственного доступа к касающимся рекламы документам и материалам субъектов рекламной деятельности.

Сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные должностными лицами, указанными в части второй настоящей статьи, разглашению не подлежат.

В случае разглашения должностными лицами уполномоченного государственного органа сведений, составляющих коммерческую тайну, убытки, а также моральный вред, причиненные субъектам рекламной деятельности, возмещаются в установленном законодательством порядке.

 

Статья 13. Сроки хранения документов и материалов рекламной информации

 

Субъекты рекламной деятельности обязаны хранить документы и материалы рекламной информации или их копии, включая все вносимые в них последующие изменения, в течение одного года со дня последней публикации (передачи, распространения) рекламы (за исключениям тех документов, срок которых устанавливается иными способами), а если рекламный материал оказался спорным — до разрешения этого спора.

Глава 3. Права и обязанности субъектов рекламной деятельности

 

Статья 14. Права и обязанности рекламодателя

 

Рекламодатель имеет право:

на публичное предложение о заключении договора о рекламе (публичную оферту);

самостоятельно определять размеры и формы подачи рекламных материалов;

обратиться в суд с иском о возмещении причиненных убытков и компенсации морального вреда в случаях необоснованного расторжения договора производителем и распространителем рекламы.

Рекламодатель обязан:

представлять документальные подтверждения достоверности рекламной информации по требованию производителя и (или) распространителя рекламы;

представлять соответствующую лицензию (если деятельность подлежит лицензированию) при рекламе продукции или при рекламе самого рекламодателя, а также сертификат в случае рекламы товара, подлежащего обязательной сертификации;

осуществить контррекламу в случае установления государственным антимонопольным органом нарушения законодательства о рекламе по решению этих органов и в указанный ими срок. Расходы по контррекламе в полном объеме несет нарушитель.

 

Статья 15. Права и обязанности производителя и распространителя рекламы

 

Производитель и распространитель рекламы имеют право:

обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом рекламодателя в заключении договора, в случаях уклонения рекламодателя от заключения договора после получения в установленном порядке акцепта лица, которому адресована публичная оферта;

требовать у рекламодателя соответствующую лицензию и сертификат соответствия в случаях, установленных законодательством.

Производитель и распространитель рекламы обязаны:

выполнять правила рекламной деятельности и спонсорства, установленные настоящим законом;

не разглашать сведения о лице, передавшем информацию или иные материалы, без его согласия;

своевременно поставить в известность рекламодателя в случае представления рекламодателем информации, которая может привести к нарушению законодательства;

по запросу уполномоченного государственного органа представить в установленный срок документы и материалы рекламной информации.

Глава 4. Общие и специальные требования к рекламе

 

Статья 16. Основные требования к рекламе

 

Основными требованиями к рекламе являются законность, точность, достоверность, использование форм и средств, не приводящих 
к недобросовестной конкуренции и не причиняющих потребителю рекламы убытков, а также морального вреда.

Ненадлежащая, неэтичная и скрытая  реклама запрещается.

Сравнительная реклама допускается, если в ней объективно и добросовестно сравниваются материальные, существенные, достоверные свойства продукции, если при этом реклама не вводит и не может ввести в заблуждение, не приводит к смешению личности рекламодателя и конкурента или товарных знаков (знаков обслуживания), фирменного наименования, продукции рекламодателя и конкурента и не дискредитирует, не ущемляет деловую репутацию конкурента или его товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, продукции или деятельности.

В рекламе запрещается:

распространять информацию о продукции, производство или реализация которой запрещены законодательством;

дискриминация по признакам пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, по иным обстоятельствам или дискредитация продукции других лиц;

призывать к действиям, которые могут повлечь нарушение законодательства, причиняют или могут причинить вред жизни или здоровью граждан и окружающей среде, а также побуждают к пренебрежению средствами безопасности;

рекламировать продукцию, которая подлежит обязательной сертификации или производство либо реализация которой требует наличия специального разрешения (лицензии), в случае отсутствия соответствующего сертификата, лицензии (за исключением продукций, которые реализуються за пределами Республики Узбекистан);

имитировать (копировать или подражать) общее решение, текст, изображение, музыкальные или звуковые эффекты, применяемые в рекламе другой продукции или используемые в киновидеопродукции, если иное не предусмотрено законодательством об авторском праве и смежных правах;

использовать имя или изображение физического лица без его согласия;

распространять порнографию;

использовать иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации;

указывать на то, что продукция одобрена государственными органами либо их должностными лицами;

рекламировать продукцию под видом рекламы другой продукции, товарный знак или знак обслуживания которой тождественен либо сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания продукции, реклама которой запрещена либо в отношении рекламы которой установлены соответствующие ограничения или требования;

распространять через звуковые сети оповещения пассажиров в транспортных средствах общего пользования, в т.ч. в вагоне метро, на станциях метрополитена, вокзалах, в портах и аэропортах, за исключением социальной рекламной информации.

использовать или имитировать государственные символы, а именно изображение Государственного Герба, Флага и звучания Государственного Гимна Узбекистана;

рекламировать на сетях телекоммуникаций, в том числе провайдерами сети Интернет, программного обеспечения для организации или проведения азартных и других основанных на риске игр;

рекламировать продукцию в полиграфических продукциях (учебниках, школьных дневниках, школьных тетрадях) используемой в сфере дошкольного, общего среднего и среднего специального профессионального образования;

указывать цены (тарифы) в иностранной валюте;

рекламировать продукцию без указания знака возрастной классификации;

участие или использование изображения детей в рекламе лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и биологически активных добавок (БАД);

использовать единицы измерения, применение которых не разрешено на территории Республики Узбекистан;

рекламировать продукцию электронной коммерции путем не предоставления необходимой информации о: продавце — юридического лица наименование, местонахождение, номер свидетельства о государственной регистрации, и идентификационный номер, продавце — физическом лице имя, фамилия, отчество номер свидетельства о государственной регистрации, и идентификационный номер, контактная информация (телефон, факс, адрес электронной почты).

 

Статья 17. Защита несовершеннолетних при производстве, распространении, размещении рекламы

 

В целях защиты несовершеннолетних запрещается производство, распространение и размещение рекламы:

с использованием изображений несовершеннолетних, потребляющих или использующих продукцию, предназначенную исключительно для совершеннолетних либо запрещенную для приобретения или потребления несовершеннолетними;

с использованием показа несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;

содержащая призывы к несовершеннолетним приобрести продукцию или обращений к третьим лицам с просьбой приобрести рекламируемую продукцию;

создающая у несовершеннолетних, впечатления о том, что обладание рекламируемой продукцией ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками и формирующая комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

с использованием настоящего или игрушечного оружия.

использующая детскую природную доверчивость или отсутствие опыта у детей;

создающая у несовершеннолетних нереальное (искаженное) представление о стоимости (цене) продукции, в частности, путем применения слов «только», «всего лишь», а также путем прямого или косвенного указания на то, что рекламируемая продукция доступна для любого семейного бюджета.

В рекламе не следует призывать детей увеличивать количество приемов пищи в день или заменять основное питание легкой пищей, кондитерскими изделиями и т.д.

 

Статья 18. Идентификация рекламы

 

Реклама должна быть отделена от другой информации, независимо от форм или средств распространения, таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу.

При размещении продукции (product placement) путем рекламы в кинофильмах или других телепередачах, информация об этом должна быть указана в кинофильме или телепередаче в начале и конце.

Реклама на телевидении и радио должна быть отделена от других программ в ее начале и в конце при помощи аудио-, видео-, комбинированных средств или комментариев ведущих.

Реклама в печатных изданиях и сети интернет (в социальных сетях) должны быть отделены от других информаций с применением (указанием) слов «Реклама».

Информационный, авторский и редакционный материал, целенаправленно обращающий внимание потребителей на конкретную марку (модель, артикул) продукции либо на ее производителя для формирования интереса и способствования реализации продукции, а также содержащий выходные данные (реквизиты) лица, производящего или распространяющего указанную продукцию, считается рекламой и должен быть помещен под рубрикой «Реклама» либо «На правах рекламы».

 

Статья 19. Спонсорство и партнерство в рекламе

 

В создании телерадиопередач, подготовке материалов для других средств массовой информации, организации театрально-концертных, спортивных и иных мероприятий могут участвовать спонсоры и партнеры.

В случае, когда реклама связана с телевидением и радио, аудиовизуальной продукцией и используются спонсорские услуги, информация о спонсорах должна быть кратко и отчетливо указана в начале и конце передачи. Рядом с именем (наименованием) спонсора или вместо него может указываться его товарный знак (знак обслуживания).

Спонсорские и партнерские обозначения должны содержать информацию «Спонсор программы и (или) «Партнер программы».

Хронометраж спонсорских и партнерских обозначений на телеканалах не может превышать 5 секунд, на радиоканалах — 20 секунд.

В телерадиопередачах новостей (информационно-аналитические) не допускается использование услуг спонсоров.

Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.

Спонсорский (партнерский) вклад является платой за рекламу и спонсор (партнер) является рекламодателем.

 

Статья 20. Социальная реклама

 

Рекламодателями социальной рекламы могут выступать органы государственной власти и управления, а также физические и юридические лица.

Деятельность лиц по производству и распространению (размещению) социальной рекламы на безвозмездной основе, передаче своего имущества (в том числе денежных средств) другим лицам для производства и распространения (размещения) социальной рекламной информации признается благотворительной. Такие лица пользуются льготами, предусмотренными законодательством.

В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации.

В социальной рекламе, распространяемой в радио и телепрограммах упоминания о спонсорах не может превышать три секунды, и такому упоминанию должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, не более чем пять процентов рекламной площади (пространства). Эти ограничения не распространяются на упоминания о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении и оказании им благотворительной помощи.

Распространители рекламы обязаны размещать социальную рекламу в объеме не менее 5 процентов от общего годового объема  эфирного времени, печатной или рекламной площади, отведенных для рекламы. При этом распространители рекламы, деятельность которых полностью или частично финансируется за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан, по заказу органов государственного управления и органов государственной власти на местах, размещают социальную рекламную рекламу бесплатно.

Глава 5. Особенности отдельных видов рекламных средств

 

Статья 21. Реклама на телевидении и радио

 

Общая продолжительность распространяемой рекламы в теле-, радио-, видео-, кинохроникальных программах  (в том числе такой рекламы, как телерадиомагазины), прерывания телерадиопрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) не может превышать 15 процентов времени вещания в течение часа. Это требование не распространяется на специализированные рекламные каналы вещания.

Прерывания теле—, видео—, кинохроникальных программ рекламой (в том числе спонсорской рекламой) осуществляеется каждые 15 (пятнадцать) минут, с общей продолжительностью не более 4 минут в одном рекламном блоке. теле—, видео—, кинохроникальных программы. 

Телерадиопередачи продолжительностью менее 10 минут не могут совмещаться с рекламой, а более 10 минут — без согласования с обладателем авторского права на телерадиопрограммы.

Запрещается дублирование рекламного ролика в одном рекламном блоке. Данный запрет не распространяется на рекламу конкретной продукции, имеющей разные ролики.

Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) иностранных каналов может прерываться рекламой, в том числе спонсорской рекламой, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок.

Запрещается:

прерывать с целью размещения рекламы трансляцию государственных мероприятий и церемоний.

реклама в передачах, рассчитанных на детскую (до четырнадцати лет) аудиторию. Этот запрет не распространяется на социальную рекламу.

увеличивать громкость звука рекламных заставок относительно громкости самой телерадиопередачи.

при трансляции телепередач использовать бегущую строку в целях рекламы, за исключением во время вещания самой рекламы.

вставлять видеоплашки в телепередачах, за исключением во время вещания самой рекламы, а также передачи, выходящей в эфир на правах рекламы;

Работникам телевидения и радио запрещается заниматься рекламой под видом информации: указывать реквизиты производителя продукции, адрес, контактный телефон, коммерческие признаки продукции.

Реклама, распространяемая на территории Республики Узбекистан в средствах массовой информации иностранных государств (ретрансляция), противоречащая законодательству должна быть пресечена в соответствии с настоящим Законом.

 

Статья 22. Реклама в печатных средствах массовой информации

 

Объем рекламы, ее тематика в печатных средствах массовой информации определяются этими средствами массовой информации самостоятельно. Печатные средства, распространяемые по подписке, обязаны указать в условиях подписки количество рекламы в общем объеме издания.

В периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40 процентов объема одного номера периодического издания, остальная реклама должна подаваться в виде бесплатного приложения.

 

Статья 23. Реклама с использованием сетей телекоммуникаций

 

Реклама при помощи телексной и факсимильной связи при отсутствии специального запроса получателя допускается в виде одноразовой рассылки объемом не более одной страницы по одному адресу.

Распространение рекламы по сетям телекоммуникаций, в том числе подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При справочном телефонном обслуживании реклама должна предоставляться только после предоставления запрашиваемой информации. В случае распространения рекламы, время представленной рекламы не должно учитываться  при определении стоимости услуги.

Реклама услуги, предоставляемой с использованием местной, междугородной или международной телефонной связи, при распространении ее в рекламных средствах должна содержать точную информацию:

о платном или безвозмездном характере услуги и ее стоимости;

о содержании предложенной услуги;

о возрастных и иных ограничениях, установленных законодательством и производителем услуги в отношении круга потребителей;

о платном использовании канала телефонной связи и стоимости 1 минуты его использования для получения услуги в соответствующем регионе.

Информация, указанная в части четвертом настоящей статьи, должна печататься шрифтом размером не менее половины размера шрифта, которым набран номер телефона, используемый для предоставления рекламной услуги.

Запрещается использование бесплатно обслуживаемых номеров телефонов милиции, скорой медицинской помощи, пожарной охраны и других аналогичных служб для распространения рекламы.

 

Статья 24. Внешняя реклама и установка объектов (конструкций) внешней рекламы

 

К внешней рекламе относятся реклама, размещаемая на щитах, стендах, транспарантах-перетяжках, электронных табло и иных средствах стабильного территориального размещения, расположенных на земле, на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, а также остановках общественного транспорта, кабинах таксофонов, пешеходных ограждениях и других объектах наружно инфраструктуры на определенной территории исключительно для распространения рекламы.

Порядок размещения внешней рекламы устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Формирование списков земельных участков, зданий и сооружений государственной собственности, предоставляемых для сооружения объектов (конструкций) внешней рекламы, с перечнем рекомендуемых видов рекламных конструкций, составлением карт (схем) их расположения и публикацией в средствах массовой информации, осуществляется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента совместно с органами внутренних дел, строительства и антимонопольного органа.

Предоставление права на сооружение объектов (конструкций) внешней рекламы на земельных участках, а также зданиях и сооружениях государственной собственности осуществляется на основе открытых электронных аукционов через единую электронную торговую площадку.

По итогам открытого электронного аукциона хокимиятом соответствующего района (города) заключается договор на право сооружения объектов (конструкций) внешней рекламы с физическим или юридическим лицом, выигравшим торги.

За право размещения наружной рекламы взимается сбор, размер которого определяется органами государственной власти на местах в порядке, устанавливаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Средства, поступающие от предоставления по итогам электронных аукционов права на сооружение объектов (конструкций) наружной рекламы на земельных участках, зданиях и сооружениях государственной собственности, а также ежемесячные платежи за установленные объекты (конструкций) наружной рекламы направляются в бюджеты районов (городов).

Право на сооружение объектов (конструкций) наружной рекламы на земельных участках выдается сроком до 10 лет, на зданиях и сооружениях государственной собственности — до 5 лет.

В случае не установления объекта (конструкций) наружной рекламы на земельных участках, а также зданиях и сооружениях государственной собственности в течение трех месяцев со дня заключения договора, право на сооружение объекта (конструкций) наружной рекламы аннулируется.

Размещение внешней рекламы на опорах уличного освещения и над проезжей частью улиц и дорог производится с соблюдением требований техники безопасности и обеспечения видимости дорожных знаков, светофоров, перекрестков, пешеходных переходов, остановок транспортных средств общего пользования, а также при условии, что такая реклама не повторяет (либо не имитирует) изображение дорожных знаков.

Определение свободных от рекламы зон осуществляются органами государственной власти на местах совместно с соответствующими органами государственного управления в пределах их компетенции.

Запрещается размещать внешнюю рекламу на объектах материального культурного наследия, на дорожных знаках и светофорах, на их опорах или на любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения, а также путем уничтожения зеленых насаждений и нарушения элементов благоустройства прилегающей территории.

Информация (вывеска) о лице, размещенная на фасаде, возле входа (въезда), или с его продукцией в витрине здания, в котором это лицо занимает помещение, не является рекламой и не нуждается в получении паспорта рекламного места.

Установка объектов (конструкций) наружной рекламы без паспорта рекламного места не допускается.

Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, в т.ч. социальной. 

 

Статья 25. Реклама на транспорте

 

Реклама может размещаться на  транспортных средствах, в том числе в  метрополитене на основании договора, заключаемого рекламодателем с владельцами или собственниками транспортных средств и в соответствии с требованиями безопасности и  правилами дорожного движения.

Запрещается распространение рекламы через звуковые сети оповещения пассажиров в транспортных средствах общего пользования, на станциях метрополитена, вокзалах, в портах и аэропортах, за исключением социальной рекламной информации.

Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается.

 

Глава 6. Особенности рекламы отдельных видов товаров

 

Статья 26. Реклама лекарственных средств

 

Реклама лекарственных средств должна содержать:

полное (в том числе и международное фармакологическое) название лекарственного средства и наименование производителя;

информацию об использовании или применении лекарственного средства. Запрещается реклама лекарственных средств:

распространяемых только по рецепту врача;

содержащих наркотические средства и (или) психотропные вещества;

не разрешенных к медицинскому применению в Республике Узбекистан;

использующая любые упоминания о цене или ценовой политике рекламируемого лекарственного средства или создающая впечатление доступности лекарственного средства по цене;

с участием известных лиц, медицинских работников или лиц, внешний вид которых имитирует внешний вид врачей;

включающую рекомендации ученых, известных личностей или медицинских работников, а равно содержащую благодарности, рекомендации и рассказы о применении и результатах действия рекламируемых лекарственных средств от отдельных лиц;

использующая видеозаставку, изображение или визуальное представление об изменениях в организме человека вследствие болезни (травмы) и (или) действиях лекарственных средств на организм человека;

изображающую их применение или потребление;

провоцирующая их чрезмерное и ненадлежащее использование;

являющиеся объектом злоупотребления или приводящие к склонности к потреблению или зависимости;

изображающая видимость того, что консультация врача или хирургическое вмешательство является лишним, в частности, предлагающая самостоятельное лечение;

ссылающаяся на конкретные случаи их удачного применения;

с музыкальным сопровождением.

Порядок рекламы лекарственных средств, предназначенных для медицинских учреждений и медицинских работников, определяется Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Реклама рецептурных лекарственных средств может осуществляться только среди специалистов, имеющих право назначать и распространять лекарственные средства, и допускается в специализированных изданиях через справочно-информационные центры, на конференциях, симпозиумах, выставках и других мероприятиях посвященных медицинской или фармацевтической науке.

Реклама лекарственных средств, предназначенная для медицинских работников и учреждений, должна полностью соответствовать перечню научных данных о лекарственных средствах и содержать следующие сведения:

название активного вещества;

содержание активного вещества на дозировку (форму выпуска);

побочные явления и основные нежелательные реакции;

информацию по противопоказаниям, предупреждениям и случаям, когда данное лекарственное средство следует применять осторожно;

взаимодействие с другими лекарственными средствами;

ссылку на соответствующие научные источники;

информацию о том, что потребителем данной рекламы являются исключительно медицинские и фармацевтические работники;

ссылку на возможность и источник получения дополнительной информации.

Реклама лекарственных средств для несовершеннолетних должна:

содержать информацию о наличии сертификатов;

сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Этому предупреждению должно быть отведено не менее 10 процентов всей рекламы лекарственных средств и не менее 5 секунд эфирного времени в начале или в конце рекламного ролика на телевидении, а также сообщение в звуковом формате в начале или в конце рекламы лекарственного средства на радио.

Реклама лекарственных средств для несовершеннолетних не должна:

представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное по отсутствию побочных эффектов;

вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства;

подрывать репутацию предприятий-производителей, веру потребителей в действие лекарств;

содержать материал о предназначении исключительно или преимущественно для детей;

утверждать, что безопасность и эффективность данного лекарственного средства обусловлена его природным происхождением;

утверждать, что лекарственное средство является биологически активной пищевой добавкой, косметическим продуктом или средством гигиены;

допускать некорректные сравнения с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта;

содержать утверждения о том, что действие данного лекарственного средства гарантировано;

внушать, что здоровье человека может быть ухудшено неприменением лекарственного средства.

Разрешается реклама лекарственных средств, подлежащих безрецептурному отпуску. Реклама таких лекарственных средств должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями шестой и седьмой настоящей статьи.

 

Статья 27. Реклама биологически активных и пищевых добавок, продуктов детского питания

Реклама биологически активных и пищевых добавок не должна:

создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате их применения;

содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с их применением;

побуждать к отказу от здорового питания;

создавать впечатление о их преимуществах путем ссылок на факты о проведении исследований, государственной регистрации, а также использования результатов иных исследований в форме прямой рекомендации к их применению.

Реклама биологически активных и пищевых добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.

В рекламе биологически активных и пищевых добавок, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино— и видеообслуживании, — не менее чем десять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади при. Предупреждение в текстовом формате должно располагаться горизонтально и иметь четкую гамму по сравнению с фоном.

Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей грудного молока и должна содержать указание о превосходстве материнского молока.

Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей грудного молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов. Сопровождение в текстовом формате должно располагаться горизонтально, иметь четкую гамму по сравнению с фоном и занимать не менее 10 процента площади.

Реклама заменителей грудного молока с изображением младенцев и детей раннего возраста запрещается.

 

Статья 28. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотерей, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны:

сроки проведения такого мероприятия;

источник информации:

об организаторе такого мероприятия;

о правилах его проведения;

о количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия;

о сроках, месте и порядке их получения.

Реклама о проведении стимулирующих мероприятий не должна:

создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано каждому участнику данных мероприятий;

содержать высказывания, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша.

Стимулирующее мероприятия, проводимые в виде рекламной акции, могут сопровождаться безвозмездной раздачей товаров (за исключением товаров, рекламирования которых запрещается настоящим Законом) или оказанием услуг.

Не допускается проведение рекламных акций, сопровождающихся бесплатной раздачей комплектующих изделий товаров.

 

Статья 29. Реклама энергетических напитков

Реклама энергетических напитков должна содержать предупреждение о вреде чрезмерного употребления таких напитков, а также информацию о лицах, кому они не рекомендуются.

Реклама энергетических напитков не должна демонстрировать процессы потребления напитков, создавать впечатление, что эти процессы имеют важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния потребителей.

Запрещается:

реклама энергетических напитков по телевидению и радио с 7-00 часов до 22-00 часов;

безвозмездное распространение образцов энергетических напитков в целях рекламы среди лиц, не достигших восемнадцати лет;

спонсирование мероприятий, предназначенных преимущественно для лиц, не достигших восемнадцати лет, если при этом используется наименование, товарный знак или изображение энергетических напитков;

распространение, в том числе продажа товаров (футболок, головных уборов, игр и т.п.), среди лиц, не достигших восемнадцати лет, с использованием наименования, товарного знака или изображения энергетических напитков;

реклама энергетических напитков в печатных изданиях, предназначенных преимущественно для детей и подростков, а также в медицинских, спортивных и образовательных учреждениях.

 

Статья 30. Реклама алкогольных напитков

Реклама алкогольных напитков любой крепости запрещается, в том числе:

безвозмездное распространение образцов алкогольных напитков;

спонсирование мероприятий, в которых используется название, товарный знак или изображение алкогольных напитков;

распространение, в том числе продажа товаров (футболок, головных уборов, игр и т. п.) с использованием наименования, товарного знака алкогольных напитков;

установление изображений, названий и иной информации об алкогольных напитках на фасаде, входе (въезде), витринах, на выносимых предметах и иных местах торговых объектов.

Данные требования  не распространяется при:

рекламе винодельческой продукции и пива отечественного производства в рекламных блоках телеканалов иностранных государств, распространяемая на территории Республики Узбекистан, а также внутри стационарных торговых точек, в которых осуществляется розничная продажа винодельческой продукция и пиво, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов, баров и ресторанов;

рекламе в сети Интернет (веб-сайтах), предназначенных для лиц,  достигшим двадцатилетнего возраста с обязательным условием доступа к которым является предварительная идентификация возраста пользователей;

безвозмездном распространении образцов винодельческой продукции и пива отечественного производства в выставках-продаж лицам, не достигшим двадцатилетнего возраста.

При рекламе винодельческой продукции и пива, согласно части второй, запрещается использовать образы людей, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации), но с обязательным содержанием медицинского предупреждения, занимающее не менее десяти процентов основной площади и времени рекламы. Сопровождение в текстовом формате должно располагаться горизонтально и иметь четкую гамму по сравнению с фоном.

В рекламе других товаров (работ, услуг) не допускается демонстрация процесса курения, а также создание впечатления, что этот процесс имеет важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния потребителей рекламы.

 

Статья 31. Реклама табака, табачных изделий, кальянов и электронных сигарет

 

Реклама табака, табачных изделий кальянов и электронных сигарет запрещается, в том числе:

безвозмездное распространение образцов табака и табачных изделий;

спонсирование мероприятий, в которых используется название, товарный знак или изображение табака, табачных изделий;

распространение, в том числе продажа товаров (футболок, головных уборов, игр и т. п.) с использованием наименования, товарного знака табака, табачных изделий;

установление изображений, названий и иной информации о табаке, табачных изделиях на фасаде, входе (въезде), витринах, на выносимых предметах и иных местах торговых объектов.

В рекламе других товаров (работ, услуг) не допускается демонстрация процесса курения, а также создание впечатления, что этот процесс имеет важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния потребителей рекламы.

 

Статья 32. Реклама пиротехнических средств, оружия и продукции военного назначения

Запрещается реклама пиротехнических средств.

Запрещена реклама всех видов оружия военного назначения, их комплектных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, техники, за исключением охотничьих и спортивных ружей, разрешенных к хранению и использованию.

Реклама охотничьих и спортивных ружей осуществляется только в специализированных изданиях, а также непосредственно в помещениях торговых организаций, реализующих такие ружья, или на соответствующих выставках (мероприятиях).

 

Статья 33. Реклама ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением средств населения

Реклама ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением средств населения (банковских, страховых и т.п.), или лиц, оказывающих эти услуги, возможна лишь при наличии соответствующей лицензии, подтверждающей право на осуществление такого вида деятельности. В рекламе таких услуг или лиц, их оказывающих, запрещается:

сообщать размеры ожидаемого дохода, а также иную информацию о будущей прибыли (доходе), кроме фактически выплаченных по итогам не менее одного года;

умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Регулирование отношений, обусловленных рекламой ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением средств населения, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.

 

Статья 34. Информации об использовании фонограммы в рекламе театрально-концертных мероприятий

 

Информация об использовании фонограммы в рекламе театрально-концертных мероприятий должна содержать слова «исполняется под фонограмму». В зависимости от объема использования фонограммы в театрально-концертном мероприятии, указание на использование фонограммы может быть применено в отношении всей музыкальной программы или всего музыкального произведения. Информация может содержать также указание на форму (способы) использования фонограммы.

При передаче рекламы театрально-концертного мероприятия на телевидении информация об использовании фонограммы может идти в звуковом или текстовом формате.

Информация об использовании фонограммы в текстовом формате должна:

располагаться горизонтально;

иметь четкую гамму по сравнению с фоном;

занимать не менее 10 процентов площади экрана;

быть не менее длительности самой рекламы.

Информация об использовании фонограммы в звуковом формате должна быть не менее 3 секунд в начале или конце рекламы.

При передаче рекламы театрально-концертного мероприятия на радио информация об использовании фонограммы должна быть не менее 3 секунд в начале или конце рекламы, объявления или анонса.

Громкость информации об использовании фонограммы на телевидении (в звуковом формате) и радио не должна быть ниже громкости самой рекламы театрально-концертного мероприятия.

Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства Республики Узбекистан о рекламе

 

Статья 35. Контрреклама

В случае установления уполномоченным государственным органом нарушения законодательства о рекламе нарушитель по решению этого органа и в указанный им срок обязан осуществить контррекламу. Контрреклама может осуществляться также добровольно или по решению суда. Все расходы по осуществлению контррекламы несет нарушитель.

Если нарушителем контрреклама не осуществлена в срок, уполномоченный государственный орган вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до осуществления им контррекламы и известить об этом стороны, заключившие договор с нарушителем законодательства о рекламе.

Контрреклама осуществляется в тех же рекламных средствах, с использованием той же продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая реклама.

Содержание контррекламы согласовывается с уполномоченным государственным органом, установившим факт нарушения и принявшим решение об его исправлении. В исключительных случаях по решению этого органа может быть допущена замена рекламного средства, продолжительности, места и порядка осуществления контррекламы.

 

Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Лица, виновные в нарушении законодательства о рекламе, несут ответственность в установленном порядке.

Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания информации, представляемой для производства рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине производителя рекламы или распространителя рекламы.

В частности рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьи 6, 12, 14, 16, 17, 20, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 настоящего закона.

Производитель рекламы несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части производства рекламы.

В частности производитель рекламы несет ответственность за нарушение требований, установленных статьи 6, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 настоящего закона.

Распространитель рекламы несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средств распространения рекламы.

В частности распространитель рекламы за нарушение требований, установленных статьями 6, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 настоящего закона.

Субъекты рекламной деятельности могут быть подвергнуты штрафу
в следующих размерах:

представление заведомо недостоверных сведений — от десяти
до двадцати пяти минимальных размеров заработной платы;

распространение рекламы о продукции, производство, реализация или реклама которой запрещены законодательством — от двадцати пяти
до ста минимальных размеров заработной платы;

ненадлежащую, неэтичную, сравнительную и скрытую рекламу, отказ
от контррекламы — от пятнадцати до семидесяти минимальных размеров заработной платы;

нарушение требований к рекламе для несовершеннолетних, лекарственных средств, биологически активных и пищевых добавок,
а также продуктов детского питания — от пятнадцати до пятидесяти минимальных размеров заработной платы;

нарушение требований к рекламе энергетических напитков, алкогольных напитков, табака, табачных изделий, кальянов и электронных сигарет, пиротехнических средств, оружия и продукции военного назначения — от пятнадцати до тридцати минимальных размеров заработной платы.

Наложение штрафа на субъектов предпринимательства осуществляется судом, а в случае признания ими вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты штрафа — уполномоченным государственным органом.

Применение штрафных санкций не освобождает субъектов рекламы от обязанности исполнить решение или предписание уполномоченного государственного органа или совершить иные действия, предусмотренные законодательством о рекламе.

 

Статья 36. Разрешение споров

Споры, возникающие в процессе производства и распространения рекламы, разрешаются в судебном порядке.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 37. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан

Признать утратившими силу:

  1. Закон Республики Узбекистан от 25 декабря 1998 года № 723-I «О рекламе» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 1, ст. 14; 2002 г., № 9, ст. 164; 2003 г., № 5, ст. 67);
  2. Закон Республики Узбекистан 30 августа 2002 года № 404-II «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рекламе» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2002 г., № 9, ст. 164);
  3. статью 5 Закона Республики Узбекистан от 04 апреля 2006 года № ЗРУ-28 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с сокращением видов и упрощением разрешительных процедур для осуществления предпринимательской деятельности» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006, N 4, ст.154);
  4. Закон Республики Узбекистан от 10 апреля 2008 года № ЗРУ-150 «О внесении изменения в статью 16 Закона Республики Узбекистан «О рекламе» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2008, № 4, ст. 186);
  5. статью 1 Закона Республики Узбекистан 17 сентября 2010 года № ЗРУ-259 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рекламе» и статью 1781 Кодекса Республики Узбекистан Об административной ответственности» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 2010 г., N 9, ст. 339);
  6. статью 28 Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., N 4, ст. 98);
  7. статью 23 Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ-355 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., N 10, ст. 263)
  8. статью 21 Закона Республики Узбекистан 3 января 2018 года № ЗРУ-456 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов, а также принятием дополнительных мер по обеспечению гарантий защиты прав и свобод граждан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., № 1, ст. 1);
  9. статью 34 Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2018 г., № 16, ст. 326);
  10. статью 6 Закон Республики Узбекистан от 9 января 2019 года № ЗРУ-514 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование механизмов обеспечения общественного порядка» (Собрание законодательства Республики Узбекистан", 14 января 2019 г., № 1-2, ст. 3).

 

Статья 38. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

 

Статья 39. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Общие комментарии

2022