ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во коммент.
3448 Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан 15/05/2019 30/05/2019 60

Обсуждение завершено

Постановление Президента Республика Узбекистан
О дополнительных мерах по совершенствованию налоговой системы Республики Узбекистан
ID-3448

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О дополнительных мерах по совершенствованию  налоговой системы Республики Узбекистан

В рамках осуществляемых реформ по совершенствованию налоговой политики проводится целенаправленная работа по последовательному снижению налогового бремени и упрощению системы налогообложения.

Снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, пересмотрена система налогообложения плательщиков общеустановленных и упрощенных налогов с оптимизацией налогов с оборота (выручки), в том числе путем отмены обязательных отчислений в государственные целевые фонды и снижения ставки налога на прибыль юридических лиц, усовершенствован порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога.

Реализуются практические меры по организации работы налоговых органов, направленной на сервисно-ориентированное обслуживание налогоплательщиков с выстраиванием партнерских отношений и созданием имиджа «бизнес консультантов».

Вместе с тем, имеют место недостатки и проблемы в налоговой системе, препятствующие повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также эффективной реализации налоговых реформ, в числе которых отсутствие механизмов общественного контроля и предотвращения коррупционных рисков, стимулирующего процессы легализации предпринимательской деятельности, неэффективность предоставляемых льгот и преференций, несовершенство механизмов межведомственного взаимодействия, низкий уровень использования налоговыми органами системы анализа и управления рисками, как инструмента профилактики налоговых правонарушений.

1. Принять к сведению, что Международным валютным фондом и Всемирным банком оказывается содействие в реформировании налоговой системы и модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры налоговых органов.

2. Утвердить:

Стратегию реформирования налоговой системы Республики Узбекистан на 2019–2021 годы согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» по реализации Стратегии реформирования налоговой системы Республики Узбекистан на 2019–2021 годы (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 2;

состав Комиссии по своевременной и качественной реализации Стратегии реформирования налоговой системы Республики Узбекистан на 2019–2021 годы (далее – Комиссия) согласно приложению № 3.

Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить ежегодное финансирование мероприятий, связанных с реализацией «Дорожной карты», за счет бюджетных и внебюджетных средств, а также средств международных финансовых институтов.

3. Комиссии (Кучкаров Д.А.):

обеспечить качественную разработку и внесение в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Стратегии;

организовать в рамках реализации Стратегии встречи, семинары, «круглые столы» и пресс-конференции, в том числе на местах, с широким привлечением представителей средств массовой информации, научных кругов и зарубежных экспертов, а также институтов гражданского общества;

ежеквартально вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан подробную информацию о ходе реализации настоящего Постановления.

в рамках Стратегии возложить на созданное в центральном аппарате Государственного налогового комитета Республики Узбекистан управление реформами (Change management office) – Управление стратегии развития, реализацию предусмотренных мероприятий и мониторинг налоговых реформ.

4. Установить, что:

а) с 1 мая 2019 года:

плательщики единого земельного налога имеют право на добровольной основе перейти на уплату налога на добавленную стоимость;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, переходящие на уплату налога на добавленную стоимость, проходят обязательную регистрацию в качестве плательщика данного налога в органах государственной налоговой службы, которая является условием для отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость;

при переходе на уплату налога на добавленную стоимость сумма данного налога принимается к зачету по подтвержденным остаткам товарно-материальных запасов, приобретенных за последние 12 месяцев, предшествующих дате перехода на уплату налога на добавленную стоимость;

при проведении юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями операций по реорганизации и созданию других субъектов предпринимательства с целью применения ими упрощенного порядка налогообложения или искусственного снижения порогового значения валовой выручки и как следствие избежания перехода на общеустановленную систему налогообложения, органы государственной налоговой службы вправе корректировать суммы налогов, подлежащих уплате и взыскивать их в судебном порядке.

б) с 1 июля 2019 года:

субъекты предпринимательства и их должностные лица в течение 90 дней добровольно указавшие на факты занижения своих налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость или налогу на прибыль за налоговый период до 1 июля 2019 года и оплатившие 50 процентов от суммы неуплаченных ими ранее налогов, освобождаются от ответственности, предусмотренной законодательством;

5. Определить, что финансовые санкции в отношении субъектов предпринимательства за просроченную дебиторскую задолженность по импортным контрактам на поставку оборудования и (или) комплектующих к ним не применяются, если условиями таких контрактов установлены сроки поставки оборудования и (или) комплектующих к ним более 180 дней в связи с их техническими характеристиками и особенностями.

При этом исчисление установленных сроков для применения финансовых санкций за просроченную дебиторскую задолженность осуществляется со дня окончания сроков поставки, предусмотренных в контракте.

6. Предусмотреть, что с 1 января 2020 года физическим лицам предоставляются вычеты по налогам на доходы, имущество и земельному налогу или выплачиваются суммы в размере вычтенных налогов в счет расходов, подтвержденных чеками контрольно-кассовых машин, платежных терминалов или другими документами на приобретение товаров (работ, услуг).

7. Министерству финансов совместно с Государственным налоговым комитетом и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в срок до 1 декабря 2019 года обеспечить разработку и внедрение единой информационной системы бухгалтерского учета, позволяющей осуществлять бухгалтерский учет и обмен данными между налогоплательщиками и налоговыми органами в режиме реального времени, с интегрированием системы подачи налоговой отчетности и автоматизации системы сдачи отчетов.

Определить, что в отношении субъектов предпринимательства, применяющих данный программный продукт, не осуществляется проверка финансово-хозяйственной деятельности с момента его внедрения.

8. Министерству транспорта совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в трехмесячный срок обеспечить создание информационной платформы «Мониторинг грузоперевозок» на базе единой интерактивной информационной системы «UzTrans», обеспечивающей:

регистрацию перевозчиками товаросопроводительных документов (счет-фактур (инвойс), коносаментов, накладных или иных документов) с указанием их реквизитов;

мониторинг движения товаров грузоотправителем и грузополучателем в режиме «онлайн».

Ввести с 1 сентября 2019 года порядок, в соответствии с которым субъекты предпринимательства, осуществляющие перевозку грузов, в обязательном порядке регистрируют товаросопроводительные документы в информационной платформе «Мониторинг грузоперевозок».

9. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить Положение о порядке прохождения регистрации хозяйствующих субъектов в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость в органах государственной налоговой службы.

10. Министерству финансов и Государственному налоговому комитету внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

а) в трехмесячный срок предложения:

об установлении порядка возврата суммы уплаченного налога на добавленную стоимость за приобретенные товары иностранными гражданами, при пересечении границы Республики Узбекистан (система «Tax free»);

о введении упрощенного порядка взыскания финансовых санкций, согласно которому в случае добровольной оплаты налогоплательщиком – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем 50 процентов размера наложенных финансовых санкций в течение десяти дней со дня вручения решения о наложении финансовых санкций он освобождается от уплаты оставшейся суммы;

б) в срок до 1 июня 2019 года Положение о сертификатах, выдаваемых налоговыми органами на основании банковской гарантии для обеспечения исполнения налоговых обязательств;

в) в срок до 1 ноября 2019 года Положение о порядке предоставления вычета физическим лицам по налогам в счет расходов, подтвержденных чеками контрольно-кассовых машин, платежных терминалов или другими документами на приобретение товаров (работ, услуг).

11. Государственному налоговому комитету совместно с Торгово-промышленной палатой и Федерацией обществ по защите прав потребителей раз в квартал организовывать проведение публичных акций «Требуй чек – выиграй приз» в целях стимулирования добросовестных предпринимателей и повышения гражданской активности.

12. Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Государственным налоговым комитетом обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути и значения настоящего постановления.

13. Государственному налоговому комитету совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

14. Министерствам и ведомствам в двухмесячный срок привести ранее принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением.

15. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

 

Президент  Республики Узбекистан                                             Ш. Мирзиёев

                                                                                                Приложение № 1
                                                                                                 к Постановлению Президента Республики Узбекистан

                                                                                                          от «__» апреля 2019 года № ПП–______

СТРАТЕГИЯ
реформирования налоговой системы Республики Узбекистан
на 2019–2021 годы

Глава 1. Общие положения

Налоговая система является неотъемлемой частью рыночной экономики и выступает в качестве важнейшего механизма достижения приоритетов социального и экономического развития страны.

Принятие в 2018 году Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан способствовало дальнейшей реализации задач по снижению налогового бремени и упрощению системы налогообложения, совершенствованию налогового администрирования, формированию благоприятного климата для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций.

Вместе с тем, имеют место недостатки и проблемы в налоговой системе, препятствующие повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также эффективной реализации налоговых реформ. В частности:

устаревшие принципы организации налогового администрирования, не обеспечивающие комплексное и сервисное обслуживание налогоплательщиков, а также стимулирование добровольного исполнения ими налоговых обязательств;

высокий уровень административных издержек (временных, финансовых) при исполнении налоговых обязательств;

отсутствие четких критериев и механизмов предоставления льгот и преференций, ведущие к снижению инициативы и деловой активности, ограничению конкурентоспособности и ухудшению инвестиционной привлекательности экономики;

несовершенство механизмов, направленных на сокращение уровня «теневой экономики», в том числе общественного контроля, стимулирующего процессы легализации предпринимательской деятельности;

отсутствие единых стандартов и программных продуктов, позволяющих обеспечивать обмен информацией между налогоплательщиком и налоговыми органами;

слабое межведомственное информационное взаимодействие, снижающее качество налогового учета, препятствующее расширению налоговой базы и обеспечению стабильных налоговых поступлений;

несовершенство налогового законодательства, выраженное в наличии большого количества отсылочных норм, а также подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения;

наличие упущений в сфере подготовки высококвалифицированных кадров и оценки эффективности деятельности работников налоговых органов.

Данные недостатки и проблемы препятствуют ускоренному развитию налоговой системы, обеспечению необходимого уровня собираемости налогов и других обязательных платежей.

В связи с этим особое значение приобретает разработка Стратегии реформирования налоговой системы Республики Узбекистан на 2019–2023 годы (далее – Стратегия), предусматривающей следующие цели, задачи и основные направления:

 

Глава 2. Цели и задачи Стратегии

1. Главной целью Стратегии является создание максимально благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов, как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности экономики, а также организация современной сервисно-ориентированной службы налоговых органов с автоматизацией процессов налогообложения.

2. Основными задачами Стратегии являются:

обеспечение стабильности и устойчивости налоговых поступлений в Государственный бюджет;

улучшение качества оказываемых налоговых услуг за счет повышения профессионального уровня работников налоговых органов и цифровизации налогового администрирования;

создание доверительных отношений между налоговым органами и налогоплательщиками для удовлетворения потребностей всех категорий налогоплательщиков на основе добровольного исполнения ими налоговых обязательств;

снижение издержек, связанных с исполнением налоговых обязательств, формирование транспарентной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей благоприятные условия для всех субъектов предпринимательства;

формирование системы налогового контроля на основе риск-анализа и дистанционной аналитической работы, способствующей минимизации вмешательства в деятельность налогоплательщиков, а также снижению «человеческого фактора» и негативных проявлений фактов коррупции в органах государственной налоговой службы.

Реализация поставленных задач позволит повысить деловую активность и снизить административные издержки по исполнению налоговых обязательств, что в свою очередь положительно скажется на позициях республики в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка.

Глава 3. Основные направления Стратегии

3.1. Совершенствование налоговой политики и сокращение  уровня теневого оборота в экономике

1. Унификация налогов и налоговых режимов, а также упрощение административных процедур.

2. Оптимизация (снижение и выравнивание) налоговой нагрузки.

3. Установление четких критериев и механизмов предоставления налоговых льгот и преференций на основе оценки их эффективности.

4. Максимальное сокращение различий в правилах налогового и бухгалтерского учетов.

5. Усиление роли и вклада органов государственной власти и органов государственного управления на местах в процессе формирования доходной части бюджета.

6. Внедрение современных методов оценки рисков теневого оборота и неконтролируемых доходов в сфере экономической деятельности с учетом практики зарубежных стран.

7. Содействие выходу (легализации) из неформального сектора лиц, осуществляющих деятельность вне сферы налогового законодательства.

8. Внедрение новых инструментов налогового администрирования в сфере трансфертного ценообразования.

9. Увеличение к 2021 году количества плательщиков:

налога на доходы физических лиц в 1,5 раза;

налога на добавленную стоимость в 2 раза;

ресурсных налогов и налога на имущество в 2 раза.

Показатели эффективности:

темпы прироста прямых иностранных инвестиций;

индекс деловой активности в Узбекистане (ИДА);

доля налогов к ВВП, к выручке, к добавленной стоимости в разрезе отраслей и сфер экономики;

налоговые льготы и преференции отечественным и иностранным инвесторам.

 

3.2. Развитие сервисно-ориентированного  налогового обслуживания

1. Создание благоприятных условий налогоплательщикам для добровольного исполнения ими налоговых обязательств.

2. Цифровизация и унификация первичных учетных документов, упрощение форм налоговых отчетностей.

3. Развитие экстерриториального принципа обслуживания налогоплательщиков.

4. Создание механизма независимой общественной оценки (обратной связи) качества налоговых услуг и деятельности налоговых органов.

5. Прозрачность деятельности (открытость) налоговых органов и максимальная доступность к информации в сфере налогообложения.

6. Развитие системы досудебного урегулирования налоговых споров.

7. Упрощение процедур разрешения неплатежеспособности и ликвидации предприятий (аудит затрат, времени и правил).

8. Совершенствование института налоговых консультантов.

9. Централизация и стандартизация деятельности по консультационному обслуживанию налогоплательщиков.

Показатели эффективности:

удовлетворенность налогоплательщиков оказываемыми сервис-услугами;

удовлетворенность налогоплательщиков доступностью информации;

повышение позиций в международных рейтингах;

категории и количество споров, урегулированных в досудебном порядке;

сокращение правонарушений в налоговой сфере.

3.3. Дальнейшее внедрение системы оценки налоговых рисков и совершенствование налогового учета

1. Внедрение современной системы анализа и управления рисками при осуществлении контрольной деятельности.

2. Обеспечение прозрачности процедур налогового контроля, сокращение коррупционного фактора.

3. Внедрение методов оценки налогового потенциала регионов и прогнозирования доходов бюджета.

4. Обеспечение полноценного учета объектов налогообложения в сфере общественного питания и торговли, а также объектов недвижимого имущества.

5. Доведение уровня добровольного исполнения налоговых обязательств до 90 процентов.

Показатели эффективности:

уменьшение расхождений в заявленных и фактических показателях налогоплательщиков;

сокращение количества налоговых проверок;

снижение размера доначисленных налогов по результатам контрольных мероприятий;

уровень собираемости налогов.

3.4. Организация деятельности органов государственной налоговой службы

1. Улучшение организационной структуры налоговых органов, направленной на обслуживание и консультирование налогоплательщиков.

2. Внедрение оптимальных моделей структуры органов государственной налоговой службы на основе сегментация налогоплательщиков.

3. Внедрение в систему налоговых органов современных моделей бизнес-анализа (Business Intellegence), а также стратегического и процессуального управления.

4. Стимулирование работников налоговых органов исходя показателей эффективности и результативности (KPI) их деятельности.

5. Совершенствование системы подготовки и отбора кадров.

6. Укрепление мотивации работников налоговых органов.

7. Автоматизация процессов налогового администрирования.

Показатели эффективности:

сокращение вертикального документооборота;

повышение уровня исполнительской дисциплины;

конкурс на одно рабочее место в налоговых органах;

укомплектованность кадрами и их текучесть.

 

3.5. Развитие механизмов противодействия коррупции в органах государственной налоговой службы

1. Усиление антикоррупционного компонента в кадровой политике.

2. Внедрение системы контроля и предупреждения коррупционных рисков в налоговой сфере.

3. Пересмотр (ревизия) нормативно-правовой базы в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства.

4. Расширение прозрачности (публичности) и подотчетности налоговых органов, формирование общественной нетерпимости к проявлениям коррупции.

Показатели эффективности:

количество нарушений законодательства работниками налоговых органов;

взыскания к работникам налоговых органов;

результаты независимых социологических опросов.

Приложение № 3
к Постановлению Президента Республики Узбекистан
от «__» апреля 2019 года № ПП–____

Состав

Комиссии по своевременной и качественной реализации Стратегии реформирования налоговой системы Республики Узбекистан на 2019–2021 годы

1.

Кучкаров Д.А.

заместитель Премьер-министра – министр финансов Республики Узбекистан, председатель Комиссии

2.

Нурмуратов М.Б.

председатель Центрального банка Республики Узбекистан

3.

Ходжаев Б.А.

министр экономики и промышленности Республики Узбекистан

4.

Давлетов Р.К.

министр юстиции Республики Узбекистан

5.

Садиков Ш.М.

министр по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

6.

Мусаев Б.А.

председатель Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, заместитель председателя Комиссии

7.

Азимов М.Б.

председатель Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан

8.

Бегалов Б.А.

председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

9.

Абдуллаев А.Х.

председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру

10.

Икрамов А.И.

председатель Торгово-промышленной палаты Узбекистана

11.

Саидкаримов С.С.

заместитель Генерального прокурора Республики Узбекистан

12.

Мансуров Б.Т.

Председатель Палаты налоговых консультантов Республики Узбекистан

Общие комментарии

4678