ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во коммент.
292 Министерство инновационного развития Республики Узбекистан 20/08/2018 04/09/2018 0

Обсуждение завершено

Постановление Кабинета Министров Республика Узбекистан
О мерах по внедрению эффективных механизмов продвижения перспективных отечественных достижений научной и научно-технической деятельности
ID-292

ПОСТАНОВЛЕНИЕ кабинета министров Республики УЗБЕКИСТАН

О мерах по внедрению эффективных механизмов продвижения перспективных отечественных достижений научной и научно-технической деятельности

В соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан
от 14 июля 2018 года № ПП-3855 «О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности», от 20 июля 2018 года № ПП-3876 «О мерах по дальнейшему повышению размеров оплаты труда работников сферы науки и высшего образования, а также государственной поддержке внедрения результатов научной и научно-технической деятельности» и от 6 августа 2018 года
№ ПП-3899 «О мерах по повышению эффективности системы интеграции научной и инновационной деятельности», Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Положение о Президентском Фонде коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан согласно приложению № 1;

 

 

Положение о порядке осуществления коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан согласно приложению № 2;

Положение о порядке оценки и отбора результатов научной и научно-технической деятельности финансируемых за счет средств Президентского Фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан согласно приложению № 3;

Положение о порядке выплаты дополнительных единовременных вознаграждений авторам и научным коллективам научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, участвовавшим в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности согласно приложению № 4;

Положение о порядке регистрации и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау) согласно приложению № 5.

2. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан С.Р. Холмурадова, Д.А. Кучкарова и министра инновационного развития Республики Узбекистан И.Ю. Абдурахмонова.

 

 

Премьер-министр
Республики Узбекистан


А. Арипов

Приложение № 1

к постановлению Кабинета Министров

от «___» августа 2018 года № -____

 

Положение о Президентском Фонде коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок формирования, управления и использования средств Президентского Фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан (далее – Фонд).

2. Фонд создается при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан (далее – Министерство) без образования юридического лица.

3. Фонд аккумулирует средства, направляемые на поддержку и развитие научно-технической деятельности государственных научно-исследовательских и высших образовательных учреждений.

4. Средства Фонда используются для предоставления кредитных ресурсов коммерческим банкам в целях кредитования мероприятий, связанных с реализацией задач, указанных в пункте 7 постановления Президента Республики Узбекистан от 20 июля 2018 года №ПП-3876 «О мерах по дальнейшему повышению размеров оплаты труда работников сферы науки и высшего образования, а также государственной поддержке внедрения результатов научной и научно-технической деятельности».

Глава 2. Основные направления использования
средств фонда

5. Определить основными направлениями использования средств Фонда:

ускоренное и широкое внедрение результатов научной и научно-технической деятельности с целью дальнейшего развития социально-экономической сферы;

ориентацию научной и научно-технической деятельности на получение практических результатов путем софинансирования высокотехнологичных предпринимательских проектов-стартапов;

направление исследований на ускоренную разработку продуктов и технологий с высокой степенью коммерциализации посредством участия в качестве учредителя в реализуемых проектах-стартапах;

финансирование мероприятий, связанных с разработкой новой техники и технологий, проведением необходимых опытно-промышленных испытаний, выпуском опытной партии продукции и реализацией подготовительных мероприятий для запуска серийного производства.

Глава 3. Источники формирования средств фонда

6. Источниками формирования средств Фонда являются:

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;

 

гранты и кредиты международных финансовых институтов и других зарубежных доноров;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда на депозитах коммерческих банков;

другие источники, не запрещенные законодательством.

Глава 4. Управление фондом

7. Высшим органом управления Фонда является Министерство, которое:

вырабатывает основные направления деятельности Фонда;

рассматривает прогнозы поступления, использования средств Фонда и утверждает смету расходов на очередной год;

принимает решения по срокам и условиям предоставления коммерческим банкам средств Фонда для их последующего финансирования (софинансирования), утверждает конкретные размеры процентных ставок по предоставляемым средствам Фонда, в зависимости от действующих процентных ставок на международных рынках капитала;

осуществляет контроль за деятельностью Фонда, а также регулярно заслушивает отчеты коммерческих банков об использовании средств Фонда.

8. Работой Фонда руководит заместитель министра инновационного развития Республики Узбекистан, курирующий вопросы коммерциализации и трансфера научных технологий и разработок (далее – руководитель Фонда).

9. Руководитель Фонда:

привлекает к решению задач, поставленных перед Фондом, коммерческие банки, заинтересованные министерства, ведомства, негосударственные некоммерческие организации;

осуществляет контроль за деятельностью Фонда в части полноты формирования доходов и целевого использования средств Фонда;

осуществляет другие полномочия, связанные с формированием и использованием средств Фонда;

организует текущую деятельность Фонда и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач;

представляет Фонд в органах государственного и хозяйственного управления, других организациях, в том числе в иностранных государствах, а также международных организациях;

принимает решения по иным вопросам в соответствии с настоящим Положением и законодательством.

10. Фонд имеет право разрабатывать и утверждать по решению Научно-технического совета Министерства нормативные документы, ускоряющие и способствующие коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, в том числе, путем приглашения зарубежных ученых и вовлечения иностранных разработок для создания новых рабочих мест, наукоемкого производства с продукцией на экспорт.

Глава 5. Порядок использования средств фонда

11. Распоряжение средствами Фонда осуществляется Министерством.

12. Фонд осуществляет финансирование (софинансирование) проектов путем предоставления кредитных ресурсов на срочной, платной и возвратной основе – по заявкам доверительных уполномоченных банков (далее – коммерческие банки), перечень которых утверждается решением Министерства.

13. Использование средств Фонда осуществляется на основании решений Научно-технического совета Министерства по:

итогам оценки и отбора результатов научной и научно-технической деятельности финансируемых за счет средств Фонда;

утверждению в установленном порядке сметы расходов Фонда.

14. Сроки и условия предоставления средств определяются решением Министерства. Процентная ставка по предоставляемым Фондом кредитным ресурсам устанавливается в дифференцированных размерах до 6 процентов годовых.

Кредитные ресурсы Фонда выделяются в валюте, определяемой договором.

Предельная маржа коммерческого банка определяется в кредитном договоре между Министерством и коммерческим банком отдельно по каждому проекту.

При задержке со стороны коммерческих банков возврата полученных средств начисляется пеня в размере 0,01 процента за каждый просроченный день от суммы задолженности по просроченному платежу, но не более 10 процентов от суммы задолженности.

15. Порядок выдачи кредитных ресурсов регулируется Положением о порядке оценки и отбора результатов научной и научно-технической деятельности финансируемых за счет средств Президентского Фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности при Министерстве инновационного развития и другими актами законодательства Республики Узбекистан.

16. Коммерческие банки участвующие в кредитование обязаны ежеквартально предоставлять отчеты в Министерство об использовании средств Фонда.

17. Денежные средства, оставшиеся на расчетных счетах Фонда на конец календарного года изъятию не подлежат и учитываются на внебюджетных счетах.

Глава 6. Заключительное положение

18. Коммерческие банки несут ответственность за правильность и целевое использование средств Фонда, а также своевременность их возврата.

19. Министерство систематически в установленном порядке проводит мониторинг целевого использования средств Фонда.

При выявлении фактов нецелевого использования средств коммерческими банками вся сумма выявленного нецелевого использования подлежит досрочному погашению с применением штрафных санкций, предусмотренных в заключенном договоре между Министерством и коммерческим банком, на счет Фонда.

20. Министерство финансов Республики Узбекистан осуществляет контроль за целевым использованием средств Фонда.

21. Реорганизация и ликвидация Фонда осуществляются в порядке, установленном законодательством.

22. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Приложение № 2

к постановлению Кабинета Министров

от «___» _______ 2018 г. №___

 

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке осуществления коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 июля 2018 года № ПП-3855 «О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности» определяет порядок осуществления коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности (далее – РНТД), созданных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

Коммерциализация - введение в гражданский оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и инновационных разработок;

Трансфер (передача) технологии - экономически обоснованный перевод результатов научно-технической деятельности производителя, который выступает в качестве передающей стороны, в промышленную технологию, работающую у потребителя, который выступает в качестве принимающей стороны, для последующего коммерческого или некоммерческого использования.

Ресурсы учреждения - финансовые средства, материально-технические ресурсы, включая оборудования, расходные материалы и трудовые ресурсы;

Интеллектуальная собственность - изобретения, технологии, разработки, усовершенствования, материалы, химические соединения, способы и все прочие результаты научных исследований и материальные объекты, связанные с проведением научных исследований, включая программное обеспечение и прочие произведения, охраняемые авторским правом;

Право интеллектуальной собственности (Право ИС) - имущественные и смежные права в отношении интеллектуальной собственности, включая патенты, права на полезные модели, права селекционеров, права на промышленные образцы, товарные знаки, топологию интегральных микросхем, ноу-хау, коммерческую тайну и все прочие права на объекты интеллектуальной или промышленной собственности, а также авторские права, будь то зарегистрированные или незарегистрированные, включая заявки на указанное либо права на подачу таких заявок, учитывая все расширения объема притязаний по заявкам и возобновления таковых, и в каждом отдельном случае все права либо формы охраны, производящие тот же или сходный эффект в любом месте земного шара;

Исследователь - лица, состоящих в трудовых отношениях с Учреждением, включая работников, обучающихся студентов и технический персонал, в том числе студенты Учреждения, другие лица, включая приглашенных ученых, которые используют Ресурсы учреждения и выполняют любую научно-исследовательскую задачу в Учреждении либо иным образом принимают участие в любом научно-исследовательском проекте под руководством Учреждения, в том числе в проектах, финансируемых внешними спонсорами.

Изобретатель - исследователь, внесший вклад в создание интеллектуальной собственности;

Договор на проведение исследований - договор на оказание научно-исследовательских услуг, соглашение о совместных НИОКР, соглашение о передаче материала, соглашение о конфиденциальности, договор на оказание консультационных услуг и любой иной вид договора, который касается исследований, проводимых исследователем и/или интеллектуальной собственности, создаваемой в Учреждении;

Коммерческая организация - компания, образованная в целях коммерческого использования интеллектуальной собственности, которая была создана Учреждением;

Приглашенный исследователь - лицо, взаимодействующее с Учреждением, но не являющихся его работниками или студентами.

Глава 2. Сфера действия Положения

3. Действие настоящего Положения распространяется на всю Интеллектуальную собственность, которая была создана не ранее 1991 года, и на все связанные с нею Права ИС.

4. Действие настоящего Положения распространяется на всех Исследователей, которые вступили в правоотношения с Учреждением, на основании которых настоящее Положение связывает Исследователя юридическими обязательствами. Такие правоотношения могут возникать на основании нормы закона, коллективного или индивидуального договора.

5. Настоящее Положение не применяется в тех случаях, когда Исследователь до наступления даты вступления настоящего Положения в силу заключил с Учреждением прямо выраженное соглашение о противном, либо когда Учреждение ранее заключил договор с третьим лицом, которым регулируются права и обязательства, устанавливаемые настоящим Положением

6. Никакое положение настоящего документа не отменяет действия норм действующего законодательства Республики Узбекистан.

Глава 3. Основные цели и задачи

7. Основными целями настоящего Положения являются:

формирование условий для создания государственной системы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, созданных с привлечением бюджетных средств, в интересах экономического и социального развития Республики;

формирование условий для реализации правовой защиты изобретений и иных ОИС, контроля и пресечения их неправомочного использования и предоставления реальных возможностей хозяйствующим субъектам и гражданам для защиты принадлежащих им по закону прав интеллектуальной собственности;

поощрение, стимулирование и поддержка научных исследований и разработок;

введение в действие применяемых научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями (далее – учреждения) процедур выявления, установления режима права собственности, охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности;

обеспечение своевременной и эффективной охраны интеллектуальной собственности и управления ею;

создание благоприятных условий для регистрации, мониторинга и ведения портфеля объектов интеллектуальной собственности Учреждения;

обеспечение справедливого и честного распределения экономических выгод от коммерциализации интеллектуальной собственности с учетом вкладов Изобретателей и Учреждения, а также вкладов любых других заинтересованных лиц;

стимулирование привлечения отечественных и зарубежных инвесторов в создание объектов интеллектуальной собственности, способных организовать высокотехнологичные и инновационные производства.

8. Основными задачами Положения передачи технологий являются:

коммерциализация РНТД и трансфер современных отечественных технологий с их внедрением среди отечественных производителей;

широкое внедрение результатов инновационных исследований и разработок в практику деятельности отечественных предприятий.

стимулирование внедрения в производство результатов прикладных исследований и инновационных разработок, в том числе, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств;

обеспечение приоритета использования результатов научно-технической деятельности, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств, на территории Республики Узбекистан

ориентация научных разработок, опытно-конструкторских работ и промышленности на создание коммерчески выгодной для экономики и жизнедеятельности Республики высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции;

распространение рыночных отношений в сфере использования интеллектуальной собственности и результатов научно-технической деятельности в целом;

определение основ упорядочения отношений в сфере создания, учета и использования интеллектуальной собственности;

создание условий сбалансированного учета интересов Республики Узбекистан и разработчиков объектов интеллектуальной собственности.

Глава 4. Правовые аспекты статуса Исследователей

9. Лицо, осуществляющее полномочие на наем работников от имени Учреждения, обязано принимать меры к тому, чтобы трудовой договор или иной договор, на основании которого устанавливаются трудовые отношения любого рода между Учреждением и Исследователем, содержал положение, в силу которого действие настоящего Положения распространяется на Исследователя.

10. Перед тем, как приступать к какой-либо научно-исследовательской деятельности, студенты (бакалавра, магистры, докторанты) Учреждения обязаны подписать соглашение, на основании которого нормы настоящего Положения приобретают для них обязательную силу.

11. Лицо, уполномоченное заключать договор от имени Учреждения, обязано принимать меры к тому, чтобы Исследователи, не состоящие в трудовых отношениях с Учреждением, в том числе Приглашенные исследователи, до начала какой-либо научно-исследовательской деятельности в Учреждении в обязательном порядке подписывали соглашение, на основании которого нормы настоящего Положения приобретают для них обязательную силу, а также договор уступки права собственности на ИС, которую они создают в ходе осуществления своей деятельности в рамках их взаимодействия с Учреждением.

12. Невзирая на Пункт 10 в целях соблюдения обязательств, которые ранее были взяты на себя Приглашенными исследователями, может возникнуть необходимость в заключении специальных соглашений. Любое такое специальное соглашение, в отношении которого поступил запрос, подлежит оценке, при этом решения принимаются в индивидуальном порядке лицом или комитетом, назначенным Учреждением.

13. Права и обязательства, предусмотренные настоящим Положением, сохраняют юридическую силу после прекращения в любом порядке учебной или трудовой деятельности в Учреждении.

Глава 5. Право собственности на интеллектуальную собственность

14. Работники Учреждения

14.1. Обладателем всех прав на Интеллектуальную собственность, которая была изобретена, разработана или создана работником Учреждения в ходе исполнения им своих служебных обязанностей и в рамках его трудовой деятельности, как правило, автоматически, становится Учреждение.

14.2. Если работник Учреждения создает Интеллектуальную собственность за рамками обычного исполнения им своих трудовых обязанностей, но за счет существенного использования Ресурсов Учреждения, будет считаться, что он дал согласие на передачу Учреждению Прав ИС на такую Интеллектуальную собственность в качестве платы за использование Ресурсов Учреждения.

14.3. Интеллектуальная собственность, как она определена в Пункте 13.1, созданная в ходе научно-исследовательской деятельности на основании договора о спонсорской поддержке или иного договора с третьим лицом либо во исполнение таких договоров, изначально принадлежит Учреждению, при этом право собственности определяется согласно условиям соответствующих договоров.

14.4. Действие Раздела 14 распространяется на студентов-работников Учреждения.

15. Работники, занимающиеся исследовательской деятельностью в других учреждениях

15.1. Права в отношении интеллектуальной собственности, которая создается работником Учреждения в качестве приглашенного научного сотрудника другого Учреждения, регулируются договором между Учреждением и другим Учреждением. Если принадлежащие Учреждению Права ИС не затрагиваются, ИС, создаваемая в ходе работы в качестве приглашенного научного сотрудника, принадлежит другому институту, если иное не предусмотрено договором.

16. Лица, не являющиеся работниками

16.1. Приглашенные исследователи обязаны передавать Учреждению любую Интеллектуальную собственность, создаваемую ими в ходе осуществляемой ими деятельности в рамках взаимодействия с Учреждением. Для целей настоящего Положения на такие лица будет распространяться режим, установленный для работников Учреждения.

17. Студенты (бакалавры, магистры, докторанты)

17.1. Студенты, не состоящие в трудовых отношениях с Учреждением, являются собственниками всей интеллектуальной собственности и обладателями сопутствующих Прав ИС, которые они создают в рамках своей обычной учебной деятельности. Однако применяются следующие исключения:

17.1.1. Если на основании отдельного договора третье лицо предлагает студенту спонсорскую поддержку в размере платы за его учебу, причем по условиям такого договора третье лицо приобретает право на Интеллектуальную собственность, возникающую в результате учебной деятельности студента, студент обязан оговорить, что изначально Интеллектуальная собственность принадлежит Учреждению, а право собственности на нее будет впоследствии определяться в соответствии с условиями договора, заключенного с третьим лицом.

17.1.2. Интеллектуальная собственность, создаваемая студентами в ходе научно-исследовательской деятельности на основании договора о спонсорской поддержке или иного договора с третьим лицом либо во исполнение таких договоров, изначально принадлежит Учреждению, а право собственности на нее будет впоследствии определяться в соответствии с условиями договора, заключенного с третьим лицом.

17.1.3. Если студент создает Интеллектуальную собственность за счет существенного использования Ресурсов Учреждения в связи с осуществляемой им научно-исследовательской деятельностью, будет считаться, что он дал согласие на передачу Учреждению Прав ИС на такую Интеллектуальную собственность в качестве платы за использование Ресурсов Учреждения.

17.1.4. Учреждение обязано заявлять свое право собственности на всю Интеллектуальную собственность, создаваемую в рамках проводимой студентами научно-исследовательской деятельности.

17.2. Студентам предоставляется возможность уступить Права ИС Учреждению, после чего за ними закрепляются права в объеме, равном объему прав любого работника-Изобретателя, как то предусмотрено настоящим Положением. В таких случаях студентам следует придерживаться процедур, изложенных в настоящем Положении.

18. Если Учреждение не может осуществлять либо принимает решение не осуществлять коммерческое использование какой-либо интеллектуальной собственности, на которую он заявляет свои права, он обязан незамедлительно уведомить об этом Изобретателя (Изобретателей). Такое уведомление направляется не менее чем за один месяц до совершения любого действия или до любого умышленного бездействия, вследствие которых возможность истребования охраны может быть утрачена. В таких случаях Изобретатель (Изобретатели) имеет возможность приобрести смежные Права ИС; однако Учреждение вправе требовать долю дохода от любого последующего коммерческого использования интеллектуальной собственности в размере, равном объему подтвержденных расходов, которые Учреждение понесло в связи с охраной и коммерциализацией такой ИС. Учреждение также вправе требовать выдачи ему бессрочной неисключительной лицензии на условиях невыплаты роялти для целей проведения научных исследований без права на коммерческое использование и выдачу сублицензий. Учреждение также вправе требовать выплаты ему процентной доли 15 в размере от любого чистого дохода, получаемого Изобретателем (Изобретателями) вследствие коммерциализации интеллектуальной собственности. Учреждение не вправе безосновательно отказывать в уступке Прав ИС в пользу Изобретателя (Изобретателей) либо задерживать таковую, однако он оставляет за собой право отсрочивать их коммерческое использование, если такая отсрочка отвечает его интересам.

19. С запросами на какую-либо передачу Учреждением прав Изобретателю (Изобретателям) или любому другому третьему лицу следует в первую очередь обращаться к лицу или в отдел, назначенный Учреждением.

Глава 6. Процесс коммерциализации РНТД

20. Основными способами коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности являются:

реализация товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов научной и научно-технической деятельности, или использование данных результатов для собственных нужд;

создание коммерческих организаций («стартап» компаний), одним из учредителей которых является учреждение (или специализированная аффилированная организация), внесшее в качестве вклада в уставной фонд объект интеллектуальной собственности или готовую технологию;

передача имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности третьим лицам и предоставление права на использование данных объектов путем подписания лицензионных договоров, в том числе с условием последующей их коммерциализации приобретателем этих прав.

21Процесс коммерциализации состоит из следующих этапов:

идентификация потребности в технологии с одной стороны и объекта продаж с другой стороны;

оценка затрат, связанных с приобретением технологий;

информационный поиск;

сравнительный анализ, оценка уровня готовности и выбор технологии;

переговоры между продавцом и покупателем технологии;

заключение договора (соглашений) и передача технологии (либо иного результата интеллектуальной деятельности);

использование технологии и мониторинг результатов.

22В целях выявления уровня готовности технологии и определения ее рыночной стоимости проводится соответствующими уполномоченными органами оценка объектов интеллектуальной собственности.

Целью оценки объектов интеллектуальной собственности является
их дальнейшее вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности путем:

вложения интеллектуального капитала в уставные капиталы отечественных и совместных предприятий;

выпуска в обращение акций собственниками интеллектуальной собственности в соответствии с ее стоимостной оценкой;

продажи патентов;

продажи лицензий;

продажи авторских прав;

предоставления кредитов различными банками под залог оцененной интеллектуальной собственности;

передачи в доверительное управление интеллектуальной собственности эффективным менеджерам, имеющим достойную «кредитную историю».

23. Участниками процесса коммерциализации РНТД являются субъекты, создающие технологии, или производители, т.е. передающая сторона, и субъекты, использующие готовые технологии, или потребители, т.е. принимающая сторона.

В качестве субъектов, создающих технологии, могут выступать:

организации, заказывающие создание технологии (заказчики);

инвесторы, участвующие в создании технологий;

организации, создающие технологии (исполнители);

авторы и соавторы (создатели, изобретатели и их группы) технологий;

организации-конкуренты, создающие конкурентные технологии на основе собственных разработок (исполнители).

В качестве субъектов, использующих готовые технологии, могут выступать:

организации - владельцы (совладельцы, правообладатели, в том числе лицензиары и учредители управления) технологий;

инвесторы, участвующие в использовании технологий;

организации - приобретатели (покупатели) технологий:

организации - лицензиаты технологий;

организации - доверительные управляющие технологиями по договорам доверительного управления;

кадры (персонал, работники, должностные лица организаций, участвующих в использовании технологий);

организации-конкуренты - владельцы (совладельцы, правообладатели, в том числе лицензиары и учредители управления) конкурентных технологий, созданных на основе собственных разработок.

24. К обязательным функциям передающей и принимающей сторон при осуществлении коммерциализации РНТД относятся: учет переданных/полученных технологий, контроль использования переданных/полученных технологий, защита переданных/полученных технологий.

Учет переданных/полученных технологий должен обеспечивать уполномоченным должностным лицам организации, передающей/приобретающей технологии и иные РНТД. Оперативное предоставление достоверных актуализированных данных о передаче/приобретении технологий этой организацией, в том числе данных об общем количестве переданных/приобретенных технологий, распределении этого количества по годам передачи/приобретения и по другим интересующим их аспектам в целях:

контроля и анализа соответствия фактического состояния и тенденций развития в области передачи/приобретения технологий и иных РНТД целевым установкам организации в этой области;

выявления по их результатам не отвечающих интересам организации явлений и тенденций в области передачи/приобретения технологий и иных РНТД, а также недостаточно полно используемых возможностей в этой области;

принятия обоснованных управленческих решений по повышению результативности и эффективности передачи/приобретения технологий и иных РНТД.

Лицо или отдел, назначенный Учреждением, обязаны по соответствующей форме и с достаточной степенью детализации вести записи о принадлежащей Учреждению интеллектуальной собственности. Оно/он обязано/обязан контролировать сроки исполнения платежных обязательств, связанных
с сохранением прав на охраняемую Интеллектуальную собственность, и в разумный срок извещать лицо или отдел, назначенный Учреждением.

Лицо или отдел, назначенный Учреждением, обязаны вести бухгалтерскую отчетность по каждому объекту интеллектуальной собственности. Оно/он обязано/обязан обеспечивать внесение записей об интеллектуальной собственности в учетную документацию, оплату в установленном порядке любых понесенных расходов и распределение доходов от коммерческого использования.

25. Контроль использования переданных технологий должен позволять передающей стороне следить за соблюдением организацией - получателем технологий и иных РНТД своих договорных обязательств по использованию предоставленных ей технологий, пресекать нарушение ею указанных обязательств и предотвращать нанесение ущерба передающей стороне соответственно от предоставления своих технологий принимающей стороне.

Контроль использования приобретенных технологий должен позволять принимающей стороне следить за эффективностью использования полученных технологий и принимать оперативные меры по устранению фактов низкоэффективного использования приобретенных технологий.

26.Применительно ко всем случаям передачи технологий, созданных за счет бюджетных средств или с их привлечением, закрепить жесткое правило обязательной возмездности такой передачи. Исключения из этого правила могут устанавливаться для случаев, когда внедрение определенной технологии имеет важное социально-экономическое значение для общества в целом и при этом размер затрат на внедрение технологии делает экономически неэффективным возмездное приобретение самой технологии.

В этих исключительных случаях, однако, в договорах коммерциализации РНТД в качестве условий передачи следует устанавливать минимальные показатели, которых должен достигнуть правообладатель в течение определенного срока после получения прав, свидетельствующие о внедрении технологии в производство (минимальный объем производимой продукции и т.п.). При недостижении данных показателей права на технологию должны распределяться на конкурсной основе иным лицам в порядке, определяемом Агентством по науке и технологиям Республики Узбекистан.

27. Защита передаваемых технологий должна обеспечивать предотвращение нанесения ущерба передающей стороне:

преждевременного раскрытия существа таких технологий принимающей стороне и. соответственно. потери последней интереса к приобретению указанных технологий:

незаконного раскрытия существа отмеченных технологий организациям, не задействованным в передаче/приобретении соответствующих технологий.

Защита приобретенных технологий должна обеспечивать соблюдение организацией-приобретателем технологий и иных РИД своих договорных обязательств по охране полученных ею технологий.

28. При передаче технологий и прав на них для использования за рубежом, а также иностранным юридическим и физическим лицам должен реализовываться принцип преимущественного использования на территории Республики Узбекистан прав на технологии, созданные за счет или с привлечением бюджетных средств.

При заключении лицензионных договоров при всех прочих равных условиях закрепить преимущественное право на получение лицензии за хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Узбекистан.

Исключается возможность полной уступки прав на технологии иностранным юридическим и физическим лицам, а также предоставления им безвозмездных, безотзывных, а также исключительных лицензий.

Требуется обязательное страхование ответственности иностранного юридического и физического лица за счет последнего в случае нарушения им лицензионного договора.

Все ограничения, установленные настоящим Положением в отношении экспорта технологий, должны распространяться на случаи, когда лицензию на использование объекта, созданного за счет или с привлечением бюджетных средств, передает за рубеж как государство в качестве правообладателя, так и правообладатели, являющиеся частными хозяйствующими субъектами.

Глава 7. Выявление, раскрытие и коммерциализация интеллектуальной собственности

29. Учреждение призывает своих Исследователей выявлять результаты исследований, которые могут обладать ценностью в качестве объектов коммерциализации и, будучи использованными на благо общества, укреплять репутацию Учреждения.

30. Лицо или отдел, назначенный Учреждением, отвечают за охрану и коммерциализацию интеллектуальной собственности Учреждения. Однако, на каждом этапе соответствующих процессов следует консультироваться с Изобретателем (Изобретателями).

31. Исследователи обязаны в письменной форме представлять вниманию уполномоченного Руководителя отдела проекты работ, содержащих научные результаты, перед их публикацией и составлять письменное заявление о том, что, насколько им известно, такие работы не содержат каких-либо результатов, в отношении которых может быть истребована правовая охрана, либо которые могут стать объектом коммерческого использования каким-либо способом.

32. Исследователи, в том числе работники, студенты и Приглашенные исследователи, обязаны раскрывать сведения обо всей интеллектуальной собственности, подпадающей под действие Главы 5, лицу или отделу, назначенному Учреждением.

33. Поскольку охрана и успешная коммерциализация интеллектуальной собственности могут зависеть от оперативного и эффективного ведения дел, Изобретатели обязаны раскрывать сведения обо всей интеллектуальной собственности, которая может стать потенциальным объектом коммерческого использования, незамедлительно после того, как им становится известно о таковой.

34. Изобретатели обязаны раскрыть все сведения о научно-исследовательской деятельности и ее результатах, значимых в контексте интеллектуальной собственности, а также представить информацию о себе, в частности, о доле собственного вклада в создание интеллектуальной собственности и об обстоятельствах, при которых она была создана. Подробное описание интеллектуальной собственности должно быть составлено в такой форме, чтобы специалист в соответствующей области мог отчетливо представить себе связанную с ее созданием изобретательскую деятельность, степень ее новизны и пригодности для промышленного применения.

35. В случае раскрытия сведений не в полном объеме соответствующая форма может быть повторно направлена Изобретателю (Изобретателям) с запросом о представлении дополнительной информации. Датой раскрытия сведений является день, в который лицо или отдел, назначенный Учреждением, получает подписанный всеми Изобретателями документ, содержащий раскрытые в полном объеме сведения.

36. Преждевременное обнародование может поставить под угрозу охрану и коммерциализацию интеллектуальной собственности. Во избежание какой-либо потери потенциальной выгоды Исследователям надлежит прилагать разумные усилия, направленные на выявление интеллектуальной собственности на ранних этапах процесса разработки, и принимать во внимание последствия любого обнародования.

37. После раскрытия всей надлежащей информации в полном объеме лицо или отдел, назначенный Учреждением, обязан внести запись об интеллектуальной собственности в свой реестр.

38. Лицо или отдел, назначенный Учреждением, обязаны установить, предусматривают ли какие-либо договоры совместные Права ИС или иные обязательства, которыми отменяются обязательства, установленные настоящим Положением. Нормы соответствующих Договоров на проведение исследований могут предусматривать уступку отдельных прав ИС в полном объеме или их части. В случае уступки порядок истребования охраны и коммерциализации регулируется отдельным договором, заключаемым между Учреждением и другими сторонами. Во всех остальных случаях применяется порядок, предусмотренный настоящим Положением.

39. Лицо или отдел, назначенный Учреждением, обязаны уведомить полномочного Руководителя отдела обо всех раскрытых сведениях. Уведомление содержит краткое описание интеллектуальной собственности и имя Изобретателя (Изобретателей).

40. После наступления даты раскрытия лицо или отдел, назначенный Учреждением, обязаны немедленно приступить к оценке интеллектуальной собственности. В первую очередь проводится предварительная оценка с целью выявления любых возможных существенных препятствий для истребования охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. На основании результатов предварительной оценки составляется рекомендация по вопросу целесообразности истребования охраны и коммерческого использования интеллектуальной собственности, которая направляется лицу или в комитет, которые принимают окончательное решение от имени Учреждения. Такая рекомендация направляется в течение 30 рабочих дней, отсчитываемых с даты раскрытия. Окончательное решение принимается в течение 60 дней, отсчитываемых с даты раскрытия.

41. Изобретатель (Изобретатели) письменно извещается о принятом решении в течение 10 дней, отсчитываемых с даты принятия решения. Если Учреждение принимает решение об отказе от коммерциализации интеллектуальной собственности, сведения о которой были раскрыты, то применяются положения Пункта 16.

42. Лицо или отдел, назначенный Учреждением, обязаны провести полную оценку интеллектуальной собственности, обращая особое внимание на возможные способы охраны интеллектуальной собственности и коммерческие возможности, источником которых она является.

43. Изобретатель (Изобретатели) обязаны тесно сотрудничать с лицом или отделом, назначенным Учреждением, патентным поверенным или любыми другими специалистами, привлекаемыми Учреждением. Изобретатель (Изобретатели) обязаны оказывать разумное содействие в ходе истребования охраны и коммерческого использования интеллектуальной собственности, представляя информацию, принимая участие во встречах и консультируя по вопросам дальнейшей разработки.

44. Лицо или отдел, назначенный Учреждением, обязан в разумный срок приступить к процедуре истребования правовой охраны, если в этом имеется необходимость, и проявлять должное внимание в ходе выполнения такой процедуры. Обнародование результатов исследования до получения права приоритета в отношении отдельной заявки на закрепление прав на Интеллектуальную собственность подвергает значительному риску надлежащую охрану соответствующих Прав ИС. По этой причине Изобретателя (Изобретателей) просят не допускать какого-либо обнародования результатов исследования до подачи таких заявок. Учреждение прилагает усилия с целью недопущения ненужных задержек публикаций.

45. Лицо или отдел, назначенный Учреждением, и Изобретатель (Изобретатели) обязаны совместными усилиями выработать подходящую стратегию коммерциализации в рамках процедуры оценки в течение ____месяцев, отсчитываемых с даты принятия решения Учреждением. В стратегии будут определены задачи каждой стороны в рамках коммерциализации и установлены сроки проведения конкретных мероприятий.

46. Лицо или отдел, назначенный Учреждением, отвечают за выполнение плана коммерциализации и обязаны направлять конкретные предложения, такие, как проекты договоров или бизнес-планов, лицу или в комитет, который назначается Учреждением для принятия решения.

47. Решения коммерческого характера, такие как, решения относительно условий договора уступки/лицензионного договора либо относительно создания коммерческой организации, принимаются в индивидуальном порядке лицом или комитетом, назначенным Учреждением, с учетом всех обстоятельств.

48. Учреждение может принять решение не подавать заявку на охрану промышленной собственности путем ее регистрации либо может отозвать неопубликованную заявку, если в целях коммерциализации более предпочтительным представляется установление в отношении интеллектуальной собственности режима конфиденциального ноу-хау. В таких случаях Изобретателю (Изобретателям) направляется письменная просьба воздержаться от любого обнародования сведений об интеллектуальной собственности. Однако при выборе данной возможности Учреждение обязано учитывать имеющуюся у Исследователей свободу публикаций и руководствоваться общественными интересами.

49. Если Учреждение принимает решение прекратить ведение дел по заявке, отозвать ее или не сохранять в силе предоставленное или зарегистрированное право, применяются положения Пункта 17. Такие решения принимаются лицом или комитетом, назначенным Учреждением.

50. Исследователи также могут раскрывать Учреждению в соответствии с условиями настоящего Положения сведения об интеллектуальной собственности, которая не подпадает под действие Главы 5. В таких случаях Учреждение обязано в течение ___дней, отсчитываемых с момента раскрытия в полном объеме всех значимых сведений, принять решение о необходимости коммерческого использования интеллектуальной собственности. Если Учреждение принимает решение об истребовании охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности, применяются правила, предусмотренные настоящим Положением.

51. Расходы, понесенные в связи с охраной и коммерциализацией интеллектуальной собственности, берет на себя Учреждение.

52. В течение срока, отводимого на оценку и коммерциализацию, полное описание интеллектуальной собственности раскрывается третьим лицам на основании соглашения о конфиденциальности.

Глава 8. Конфликт интересов и конфиденциальность

53. Основная доля временных и интеллектуальных ресурсов Исследователя в качестве работника Учреждения должна расходоваться на реализацию образовательных, научно-исследовательских и академических программ Учреждения.

54. Каждый Исследователь отвечает за недопущение противоречий между договорами, заключаемыми им с третьими лицами, и его обязательствами перед Учреждением либо настоящим Положением. Данное положение применяется, в частности, к договорам оказания консультационных и иных научно-исследовательских услуг, заключаемым с третьими лицами. Каждому Исследователю следует доводить характер и объем своих обязательств перед Учреждением до сведения лиц, с которыми могут быть заключены такие договоры, и следует заботиться о том, чтобы таким лицам была предоставлена копия настоящего Положения.

55. Исследователи обязаны соблюдать конфиденциальность коммерческой тайны Учреждения. В контексте настоящего Положения, среди прочего, каждый факт, информация, решение или данные, которые имеют отношение к исследованиям, проводимым в Учреждении, и обнародование, приобретение либо коммерческое использование которых неуправомоченными лицами могло бы нанести ущерб законным финансовым, экономическим или рыночным интересам Учреждения либо поставить таковые под угрозу, признаются коммерческой тайной. В рамках информационного обмена с третьими лицами Исследователи обязаны проявлять все должное внимание для соблюдения положений об охране конфиденциальности.

56. При возникновении каких-либо сомнений относительно конфликта интересов или соблюдения конфиденциальности Исследователям рекомендуется проконсультироваться с лицом или в отделе, назначаемом Учреждением.

57. Исследователи обязаны незамедлительно сообщать обо всех потенциальных и фактических конфликтах интересов лицу или в отдел, назначенный Учреждением, для выработки решения, приемлемого для каждой стороны конфликта.

Глава 9. Распределение доходов, полученных
от коммерциализации РНТД

58. Учреждение поощряет Изобретателя (Изобретателей) путем распределения доходов, полученных от коммерциализации интеллектуальной собственности в соответствие с Положением о порядке выплаты дополнительных единовременных вознаграждений авторам и научным коллективам научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, участвовавшим в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности.

59. При наличии нескольких Изобретателей часть дохода, причитающаяся Изобретателю, распределяется между Изобретателями в долях, соразмерных их вкладам, размеры которых указаны в подписанной Форме раскрытия сведений об интеллектуальной собственности.

Глава 10. Заключительные положения

60. Настоящее Положение вступает в силу с момента опубликования в официальных источниках.

61. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Приложение № 3

к постановлению Кабинета Министров

от «__» _______ 2018 г. №____

 

Положение о порядке оценки и отбора результатов научной и научно-технической деятельности финансируемых за счет средств Президентского Фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 20 июля 2018 года № ПП-3876 «О мерах по дальнейшему повышению размеров оплаты труда работников сферы науки и высшего образования, а также государственной поддержке внедрения результатов научной и научно-технической деятельности» определяет порядок оценки и отбора результатов научной и научно-технической деятельности (далее – Проекты).

2. Финансирование проектов осуществляется за счет и в пределах средств Президентского Фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан (далее – Фонд).

3. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

Инициатор – владелец и/или разработчик результатов научной и научно-технической деятельности;

Коммерциализация - введение в гражданский оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и инновационных разработок;

Проект – результат научной и научно-технической деятельности;

Рабочий орган – Министерство инновационного развития Республики Узбекистан, на которое возлагаются функции формирования и внесения проектов на рассмотрение Экспертному совету;

Экспертный совет – уполномоченный коллегиальный орган при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан, принимающий решения по оценке и отбору результатов научной и научно-технической деятельности для финансирования за счет средств Фонда.

4. Действие Настоящего Положения распространяется на финансирование результатов научной и научно-технической деятельности независимо от формы собственности инициатора.

Глава 2. Регламент работы Экспертного совета

5. Состав Экспертного совета утверждается решением Министерства инновационного развития Республики Узбекистан (далее – Министерство). Экспертный совет должен состоять из нечетного количества членов, но не менее семи человек.

6. Основными задачами Экспертного совета являются:

организация экспертизы проектов, направленных на финансирование результатов научной и научно-технической деятельности;

обеспечение надлежащего уровня независимой и объективной научной и научно-технической экспертизы проектов инициаторов;

обеспечение координации и сопровождения проектов.

7. Экспертный совет возглавляет председатель. В его отсутствие заседания Экспертного совета проводит заместитель председателя Экспертного совета.

8. Председатель Экспертного совета в соответствии с настоящим Положением организует деятельность Экспертного совета, утверждает повестки заседаний и протоколы заседаний.

9. Секретарь Экспертного совета:

организует проведение заседаний Экспертного совета;

информирует членов Экспертного совета о времени, месте и повестке дня заседания;

организует рассылку подготовленных к заседанию материалов и протоколов заседаний членам Экспертного совета и Фонду.

10. Члены Экспертного совета обязаны лично участвовать в заседаниях совета, обсуждать и принимать решения по вопросам повестки дня.

11. Члены Экспертного совета имеют право:

вносить предложения в повестку дня заседания Экспертного совета по отдельным вопросам для обсуждения;

участвовать в принятии рекомендаций Экспертного совета и заявлять в случае необходимости свое особое мнение, о чем делается соответствующая отметка в протоколе;

знакомиться с материалами и докладами, подготавливаемыми
к обсуждению на заседаниях Экспертного совета.

12. Заседание Экспертного совета считается правомочным, если в нем участвует не менее 70 процентов его состава.

13. Решения и заключения Экспертного совета оформляются в виде протокола заседания, который утверждается его председателем.

14. Заседания Экспертного совета проводятся по мере необходимости, но не менее одного раза в квартал.

Глава 3. Регламент работы Рабочего органа

15. Функции рабочего органа выполняет Министерство инновационного развития Республики Узбекистан.

16. Задачами Рабочего органа являются:

формирование портфеля проектов;

рассмотрение поступивших проектов, технической документации и другой информации, определение ее степени новизны, технико-экономической эффективности;

проведение оценки и анализа проекта;

коммерческое обоснование и определение срока окупаемости проекта;

определение долевого участия сторон в реализации проекта;

внесение проектов на рассмотрение Экспертному совету;

подготовка материалов к заседаниям Экспертного совета и проектов протоколов.

17. Рабочий орган имеет право:

привлекать к работе представителей инициатора, специалистов научно-исследовательских и проектно-изыскательских организаций, предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, авторов разработок, ведущих ученых и других компетентных специалистов
в соответствующей области;

создавать по отдельным направлениям экспертные группы. Заключения данных экспертных групп рассматриваются на заседаниях Экспертного совета при принятии соответствующих решений.

Глава 4. Порядок представления проектов

18. Для рассмотрения проекта Инициатор письменно обращается в Министерство и предоставляет перечень документов, необходимых для проведения анализа проекта согласно приложению к настоящему Положению.

19. Поступившие для рассмотрения в Фонд проекты, направляются Рабочему органу для обобщения и рассмотрения.

20. Рабочий орган в течение 15 рабочих дней направляет членам Экспертного совета на рассмотрение пакет документов по проекту.

21. Пакет документов должен обязательно включать:

пояснительную записку Рабочего органа с описанием проекта и рекомендациями не более чем на 3 листах;

краткую финансово-экономическую модель проекта;

научно-техническое заключение по проекту;

график реализации проекта;

иные справочные, информационные материалы по проекту.

22. Экспертный совет в течении одного месяца рассматривает направленные материалы и принимает следующие возможные решения:

одобрение или отклонение реализации проекта;

одобрение суммы финансирования,

при наличии замечаний по проекту устранение замечаний с повторным вынесением на заседание Экспертного совета;

условия участия в проекте сторон.

Глава 5. Критерии оценки и отбора проектов

23. Критериями оценки представленных в Экспертный совет проектов являются:

Инновационность проекта – предполагает, что в проекте, должны использоваться новые, не применяемые ранее в республике технологии и (или) принципы организации, а также проект подразумевает выпуск нового, не выпускаемого ранее в республике, продукта (при наличии патентов), оказание новой услуги.

Инновационность проекта представляет собой определенную совокупность таких характеристик, как в проекте используются новые, не применяемые ранее технологии или принципы организации (носят новаторский характер), основанные на опережающих решениях, подразумевается выпуск нового продукта или существенно отличающегося от прототипов, оказание новой услуги.

Перспектива коммерциализации проекта – будущий продукт должен иметь возможность внедрения на рынок, применимость и конкретного потребителя;

Инвестиционная привлекательность проекта – совокупность благоприятных инвестиционных и инновационных условий и преимуществ, которые принесут дополнительную прибыль и уменьшат риск вложений.

Инвестиционная привлекательность проекта представляет собой определенную совокупность таких характеристик, как соответствие цели проекта на длительную перспективу целям развития страны, стоимость проекта, учет рисков, срок окупаемости и рентабельность.

Экономическая эффективность проекта – коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые результаты реализации проекта для его непосредственных участников, бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия реализации проекта для государственного бюджета.

24. Процесс отбора проектов разделен на 3 этапа:

1-этап:

Рабочий орган получает полный пакет документов у Инициатора проекта;

проведение экспертизы проекта;

Рабочий орган совместно с Инициатором проекта подготавливает презентацию проекта и финансовый анализ;

2-этап:

вынесение проекта на заседание Экспертного совета;

защита проекта;

решение Экспертного совета о принятии/отклонении и финансировании проекта;

подготовка и согласование документов, необходимых к подписанию в целях реализации проекта;

вынесение на рассмотрение Экспертного совета проектов документов по условиям сделки;

утверждение и подписание документов по условиям сделки.

3-этап:

финансирование и мониторинг проекта.

25. Отклонение реализации или финансирования проекта Экспертным советом не требует письменного разъяснения Экспертного совета.

Глава 8. Заключительные положения.

27. Инициатор проекта несёт ответственность за достоверность представленных документов, необходимых для проведения анализа проекта согласно приложению, к настоящему Положению, а также за реализацию проекта.

28. Экспертный совет и Рабочий орган несут ответственность за своевременное и качественное выполнение своих задач, определенных настоящим Положением, а также обоснованность принятых им решений.

Приложение к Положению о порядке оценки и отбора результатов научной и научно-технической деятельности финансируемых за счет средств Президентского Фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности

 

 

Перечень документов необходимых для проведения анализа проекта и рассмотрения на заседании Экспертного совета

Для юридических лиц

Для физических лиц

I. Официальное письмо/заявка на рассмотрение проекта, содержащее:

1. Копия свидетельства о регистрации юридического лица.

2. Фактический адрес.

3. Контактные данные: тел., факс, e-mail, вебсайт.

4. Ф.И.О. и должность руководителя.

5. Банковские реквизиты.

1. Копия паспорта заявителя.

2. Профессиональные данные (профессия, специальность, ученая степени и ученое звание (при наличии)
и др.);

3. Контактные данные: тел., факс, e-mail, сайт.

II. Бизнес-план проекта:

2.1. Обзорный раздел (резюме).

2.2. Описание предприятия.

2.3. Описание продукции (услуг).

2.3.1. Его величина и себестоимость.

2.4. Портфель заказов и наличия рынка сбыта.

2.4.1. Потребитель товара (услуги).

2.4.2. Потребность (месяц, квартал и год).

2.5. Анализ рынка (товар, ценообразование, реклама и т.д.).

2.6. План производства (сырье, материалы, комплектующие, вид оборудование
и страна происхождения).

2.7. Прогноз прибыли (объем реализации, баланс денежных доходов и расходов, прогноз денежных поступлений на счет.

III. Калькуляции сметных затрат (базовые цены материальных ресурсов, трудоемкость работ, затраты на использование машин и механизмов, накладные расходы и другие расходы, оптовые цены на продукцию).

IV. Документы о сертификации (копии сертификатов соответствия, гигиенических, пожарных и других сертификатов). В случае если инновационная продукция
не подлежит обязательной сертификации, указанные документы предоставляются при их наличии.

V. Перечень объектов, на которых реализована, а также планируется к реализации продукция, технологии и технические решения.

Приложение № 4

к постановлению Кабинета Министров

от «___» августа 2018 года № -____

 

Положение о порядке выплаты дополнительных единовременных вознаграждений авторам и научным коллективам научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, участвовавшим в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 июля 2018 года № ПП-3855 «О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности» определяет порядок выплаты дополнительных единовременных вознаграждений (далее – единовременные вознаграждения) авторам и научным коллективам научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, участвовавшим в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности (далее – РНТД).

2. Под использованием РНТД понимается использование указанных результатов в производственном процессе, его обслуживании и управлении, а также передача права использования РНТД по договору.

3. Выплаты единовременных вознаграждений авторам и научным коллективам научно-исследовательских и высших образовательных учреждений (далее – учреждение), участвовавшим в разработке и коммерциализации РНТД осуществляется за счет и в пределах средств, поступающих на счет учреждения от их коммерциализации.

Глава 2. Порядок выплаты и размеры единовременных вознаграждений

4. Решение о назначении и выплате единовременных вознаграждений принимается специальной Комиссией по результатам научной и научно-технической деятельности (далее – Комиссия).

Состав и положение Комиссии утверждается решением учреждения.

5. Решения Комиссии оформляются в виде протокола, который утверждается его председателем.

 

6. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов от общего числа членов Комиссии. В случае равенства голосов, голос председателя Комиссии является решающим.

7. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не менее одного раза в квартал.

8. Выплаты единовременных вознаграждений осуществляется в следующих в размерах:

40 процентов авторам разработки и коммерциализации РНТД;

30 процентов научному коллективу, участвовавшему в разработке и коммерциализации РНТД.

9. Единовременные вознаграждения за использование РНТД выплачивается лицам, являющимся как работниками учреждения, так и сотрудникам, работающим по договорам гражданского-правового характера.

10Единовременные вознаграждения за содействие использованию РНТД выплачивается в соответствии с трудовыми или гражданско-правовыми договорами лицам, которые не принимали непосредственного участия в выполнении РНТД, но содействовали использованию результатов.

К их числу относятся лица, оказывающие техническую, организационную, методическую или иную помощь в использовании этих результатов, а также участвующие в их документальном оформлении.

Размер вознаграждения и состав лиц, которым выплачивается вознаграждение, устанавливается Комиссией по согласованию с организацией, осуществляющей использование РНТД.

11. Документами, подтверждающими факт использования РНТД, являются:

акт об использовании РНТД в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг (далее – Акт), который составляется на основании технической документации, содержащей информацию о результатах ННТ;

договор на передачу права использования неохраняемых РНТД.

12. РНТД считаются использованными с даты, указанной в Акте, либо даты заключения договора на передачу права их использования.

13. За использование РНТД учреждений, которой принадлежат права на них, выплачивается однократно вознаграждение их разработчикам в течение 3 месяцев:

либо с даты начала использования указанных результатов в собственном производстве правообладателя, установленной актом;

либо с даты окончания отчетного года, в течение которого осуществлялось использование РНТД.

14. Авторам запатентованных объектов интеллектуальной собственности применяются дополнительные единовременные вознаграждения в размере десяти минимальных размеров заработной платы за счет внебюджетных средств учреждения.

Комиссия вправе отказать в выплате дополнительного единовременного вознаграждения.

15. Учреждения имеют право на основании настоящего Положения разрабатывать собственные положения, утверждаемые их руководителями, предусматривающие условия, порядок и размер вознаграждений, которые выплачиваются в соответствии с настоящим Положением, а также дополнительно за счет собственной нераспределенной прибыли.

Глава 3. Заключительные положения

16. На руководителя учреждения и Комиссию возлагается ответственность за своевременное и обоснованное назначения единовременных вознаграждений.

17. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Приложение № 5

к постановлению Кабинета Министров

от «___» августа 2018 года № -____

 

Положение о порядке регистрации и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау)

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение о порядке регистрации и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в режиме коммерческой тайны включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау) (далее – Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан «О коммерческой тайне», а также на основании Постановления Президента Республики Узбекистан от 14.07.2018 года № ПП-3855 «О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности».

2. Настоящее Положение устанавливает порядок обеспечения предусмотренных законодательством прав научно-исследовательских учреждений, высших образовательных заведений и других организаций» (далее – Организация) на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, и обязательным к выполнению всеми структурными подразделениями и отдельными работниками Организации.

3. Действие настоящего Положения направлено на исключение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя, а также предотвращение несанкционированного распространения указанной информации.

4. Основные понятия, используемые в Положении:

коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая Организации при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

информация, составляющая коммерческую тайну - информация (сведения), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой Организацией введен режим коммерческой тайны;

режим коммерческой тайны - правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД), охраняемые в режиме коммерческой тайны («ноу-хау») - объекты, полученные в процессе интеллектуальной деятельности подразделений или отдельных работников Организаций, при выполнении ими научно-исследовательских, научно-производственных, проектных, учебно-методических и иных видов работ, которые содержат информацию, составляющую коммерческую тайну Организации.

К РИД, охраняемым в режиме коммерческой тайны, в частности, могут относиться:

сведения о научно-технических результатах, технических решениях, методах, технологических процессах, методиках обучения, устройствах, веществах, штаммах и др.;

тематические планы, конкурсные заявки, технические задания по государственным контрактам, программам, проектам, грантам;

программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем;

заявки на патентование и регистрацию РИД;

нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау);

знания и опыт в области реализации продукции и услуг, сведения о конъюнкту­ре рынка, результаты маркетинговых исследований;

техническая, технологическая, коммерческая, методическая и организационно-управленческая документация;

отчеты о результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологические работ и другие служебные отчеты;

Доступ к РИД, составляющим коммерческую тайну - ознакомление определенных лиц с РИД, охраняемыми в режиме коммерческой тайны Организации на законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

Передача РИД, составляющих коммерческую тайну - передача заинтересованным лицам РИД, охраняемым в режиме коммерческой тайны Организации, на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии мер по охране конфиденциальности информации;

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну Организации, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия Организации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Глава 2. Порядок выявления, утверждения и учета результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в режиме
коммерческой тайны

5. Обязательства по выявлению РИД, способных к правовой охране в режиме коммерческой тайны Организации и представлению их в надлежащей форме в научный (ученый) совет возлагаются на руководителей соответствующих структурных подразделений Организации, непосредственно связанных с созданием или использованием РИД (далее – Подразделение по вопросам интеллектуальной собственности).

6. На научном (ученом) совете рассматривают перспективу реализации и дальнейшего использования, полученных результатов интеллектуальной деятельности, в случае наличия существенной действительной или потенциальной коммерческой ценности РИД, принимается решение об его правовой охране в режиме коммерческой тайны Организации.

7. Решение об охране РИД в режиме коммерческой тайны, а также список лиц, имеющих к ним доступ, утверждается руководителем или заместителем руководителя по научной работе по решению научного (ученого) совета.

8. РИД, охраняемый в режиме коммерческой тайны, а также список лиц, имеющих к ним доступ, передается на хранение в Подразделение по вопросам интеллектуальной собственности Организации. При этом РИД должен находиться на материальном носителе информации в форме, пригодной для долговременного хранения и воспроизведения этой информации:

в печатной форме на бумажном носителе;

в электронной форме с использованием соответствующих носителей (лазерные диски, флэш-карты и др.);

в других формах долговременного хранения информации.

9. РИД, охраняемый в режиме коммерческой тайны, обозначается единообразным логотипом «Коммерческая тайна» Организации, который проставляется на титульном листе печатной формы или в виде надписи (штампа) на иных формах хранения. Работники Подразделения по вопросам интеллектуальной собственности Организации являются ответственными за хранение РИД и осуществляют следующие действия:

осуществление доступа к РИД в соответствии со списком допуска;

изготовление, при необходимости, ограниченного количества копий РИД;

ведение журнала учета доступа к РИД или их копиям.

10. Учет РИД, охраняемый в режиме коммерческой тайны, включает в себя ведение единого реестра РИД (в реестре отражены сведения: о названии РИД, авторах РИД, время создания РИД).

11. Проведение учета РИД, охраняемые в режиме коммерческой тайны обязательно не менее одного раза в год.

12. Учет РИД, охраняемые в режиме коммерческой тайны производится по местонахождению создания (хранения, использования, применения) РИД.

13. Результаты проведенного учета РИД, охраняемые в режиме коммерческой тайны, оформляются актом и представляются в установленном порядке в Министерство инновационного развития Республики Узбекистан не позднее 15 декабря).

14. Мониторинг итогов учета РИД, охраняемые в режиме коммерческой тайны в виде объектов интеллектуальной собственности осуществляет соответствующие подразделения Министерства инновационного развития Республики Узбекистан.

Глава 3. Использование результатов интеллектуальной деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны

15. Все виды использования РИД, охраняемых в режиме коммерческой тайны, кроме ознакомления с ними лиц в соответствии с утвержденным списком допуска, осуществляются по распоряжению руководителя или заместителя руководителя по научной работе Организации.

16. Передача РИД, охраняемых в режиме коммерческой тайны, производится в соответствии с имущественными интересами Организации на основании письменного договора сторон.

При этом в договоре должны быть отражены обязательства получающей стороны соблюдать конфиденциальность переданной информации.

Глава 4. Обеспечение прав Организации на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны

17. Заинтересованные лица имеют право получать на законных основаниях РИД, охраняемые в режиме коммерческой тайны Организации. К законным основаниям получения РИД относятся:

получение РИД от правообладателя (Организации) на основании договора;

получение РИД из общедоступных источников (публикаций и т.п.);

получение РИД благодаря независимо проведенным исследованиям;

получение РИД путем инженерного анализа законно приобретенного изделия или изделия, общедоступного для наблюдения.

18. Обеспечение прав Организации на РИД, охраняемые в режиме коммерческой тайны, производится в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан и данным Положением.

19. РИД, охраняемые в режиме коммерческой тайны Организации, содержат конфиденциальную информацию. В связи с этим сотрудники Организации, имеющие доступ к РИД, обязаны обеспечивать их защиту путем:

ограничения доступа к РИД для посторонних лиц и для сотрудников Организации, непосредственно не связанных с РИД (в том числе путем организации надлежащего хранения физических носителей информации, таких как документация, физические образцы, машиночитаемые носители);

неразглашения сведений, касающихся РИД, охраняемых в режиме коммерческой тайны, в публикациях, докладах, документации, при экспонировании на выставках, в ходе организационно-технических переговоров и т.п. без разрешения Организации.

20. Защита РИД, охраняемых в режиме коммерческой тайны, доверенная Организации в рамках договора с другой организацией, осуществляется аналогично защите РИД Организации.

21. Разглашение конфиденциальной информации, содержащейся в РИД, является нарушением действующего законодательства и влечет наступление ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.

V. Заключительные положения

22. Настоящее Положение вступает в силу с момента опубликования в официальных источниках.

23. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Общие комментарии

909