ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во коммент.
2261 Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации «Узстандарт» 05/02/2019 25/02/2019 3

Обсуждение завершено

Постановление Кабинета Министров Республика Узбекистан
Об утверждении Концепции развития и совершенствования Национальной системы обеспечения единства измерений на период до 2023 года
ID-2261

 

Постановление

Кабинета Министров Республики Узбекистан

 

 

 

 

 

Об утверждении Концепции развития и совершенствования

Национальной системы обеспечения единства измерений
на период до 2023 года

 

 

Во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2018 года № ПП–4059 «О мерах по дальнейшему развитию систем технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии», а также в целях дальнейшего развития системы обеспечения единства измерений в Республике Узбекистан Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Концепцию развития и совершенствования Национальной системы обеспечения единства измерений на период до 2023 года (далее - Концепция) согласно приложению № 1;

План практических мер по реализации Концепции развития и совершенствования Национальной системы обеспечения единства измерений на период до 2023 года согласно приложению № 2.

2. Определить основными задачами Концепции развития и совершенствования Национальной системы обеспечения единства измерений на период до 2023 года:

            обеспечение комплексного правового регулирования Национальной системы обеспечения единства измерений;

            совершенствование структуры Национальной системы обеспечения единства измерений;

            дальнейшее развитие эталонной базы Республики Узбекистан;

            совершенствование системы калибровки средств измерений;

            развитие механизмов эффективного взаимодействия и расширения сотрудничества с международными и региональными организациями по метрологии;

            формирование эффективной системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров, развития научной деятельности в области обеспечения единства измерений;

            расширение применения информационных технологий в области обеспечения единства измерений.

2. Агентству «Узстандарт»:

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией и Планом практических мер;

обеспечить мониторинг и контроль реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией и Планом практических мер.

3. Министерствам, ведомствам и другим организациям в установленном порядке оказать содействие Агентству «Узстандарт» в реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией и Планом практических мер.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на секретариат по вопросам развития топливно-энергетической и базовых отраслей промышленности Кабинета Министров Республики Узбекистан и генерального директора Агентства «Узстандарт» Д.Н. Саттарова.

                                                 Премьер-министр

Республики Узбекистан                                                           А. Арипов

Приложение № 1

к постановлению Кабинета Министров

от «___» ________ 2019 г. № ___

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития и совершенствования Национальной системы

обеспечения единства измерений на период до 2023 года

 

Введение

В современных условиях качество, безопасность и конкурентоспособность продукции становятся важнейшим фактором динамичного и устойчивого развития отраслей экономики, повышения рентабельности и эффективности производства.

Достижение указанных целей невозможно без обеспечения точности, объективности, достоверности и сопоставимости результатов измерений, применяемых в различных отраслях экономики и государственного управления.

В рамках реализации проектов по модернизации, техническому
и технологическому обновлению производств, предприятиями республики проводятся работы по внедрению в технологический процесс современного оборудования, в том числе измерительных приборов, которые контролируют качественные и количественные показатели выпускаемой продукции.

К примеру, в нефтегазодобывающей промышленности широко используются современные приборы учета газа, нефти и нефтепродуктов, а также приборы для определения важнейших товарных показателей качества (плотность, содержание воды, хлористых солей, серы, механических примесей и др.).

В топливно-энергетическом комплексе применяются турбинные
и кориолисовые расходомеры нефти и газа, микропроцессорная аппаратура, поточные автоматические плотномеры, пробоотборники, манометры, которые упорядочивают потребление энергоресурсов, контролируют и регулируют процессы их добычи
и потребления.

На предприятиях машиностроения используются концевые меры длины, лазерные измерители, преобразователи линейных перемещений, а также современные приборы по определению свойств металла и других материалов.

В пищевой промышленности применяются газовые и жидкостные хроматографы, атомно-абсорбционные спектрометры, электронные весы и другие высокоточные приборы нового поколения, которые позволяют идентифицировать образец продукции, обнаружить и измерить количество различных опасных для здоровья и жизни человека вредных веществ.

С учётом тенденции роста в республике количества и новых видов измерительной техники, совершенствование метрологической деятельности
и ее инфраструктуры должны постоянно соответствовать экономическим преобразованиям в Узбекистане и поддерживать оптимальные условия развития отечественного производства, в особенности предприятий малого и среднего бизнеса.

В современном обществе национальные и международные потребности
во многих областях деятельности сближаются, и потому национальная политика
в области метрологии и метрологической деятельности и экономика страны должны развиваться так, чтобы обеспечивать оптимальные условия привлечения иностранных инвестиций и не создавать дополнительных ненужных барьеров в торговле.

В этой связи, защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Узбекистана от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений в настоящее время определяет необходимость, с одной стороны, уточнения государственной концепции обеспечения единства измерений, а с другой – совершенствование метрологической инфраструктуры
в стране и принципов ее функционирования.

 

I. ОЦЕНКА НЫНЕШНЕГО СОСТОЯНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

В Республике Узбекистан за последние годы осуществляется последовательная реализация целенаправленных комплексных мер в области обеспечения единства измерений.

За истекший период создана необходимая метрологическая инфраструктура.
В соответствии с законодательством функционирует государственная метрологическая служба, возглавляемая Национальным органом по метрологии – Агентством «Узстандарт», которое осуществляет единую государственную политику
и координацию деятельности по обеспечению единства измерений.

В республике введены в действие 1049 нормативных документов (стандартов) по обеспечению единства измерений. Национальная эталонная база представлена
12 государственными эталонами и 151 образцовыми средствами измерений наивысшей точности (рабочие эталоны).

Республика Узбекистан является членом Международной организации
по законодательной метрологии (МОЗМ), Евро-Азиатского сотрудничества государственных метрологических учреждений (КООМЕТ), Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ (МГС).

В 2018 году получен статус ассоциированного члена Генеральной конференции мер и весов (CGPM), заключена Договоренность о взаимном признании национальных эталонов, сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами (CIPM MRA).

Республикой Узбекистан заключено 30 соглашений в области метрологии
с 25 странами, из них 15 на межправительственном уровне, а также 15 межведомственных соглашений с Национальными органами по метрологии.

Вместе с тем, сохраняются отдельные проблемные вопросы и негативные явления, препятствующие эффективному решению задач по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения единства измерений.

В частности, не полностью решены вопросы гармонизации законодательства
в области обеспечения единства измерений с международными требованиями.

Имеется необходимость дополнительного совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения легитимности процедур оценки характеристик средств измерений, а также подтверждения их пригодности в государственно-регулируемой сфере, как при их вводе в обращение, так и в процессе эксплуатации.

Существующая эталонная база республики не позволяет в полной мере охватить метрологическим контролем высокоточные приборы по отдельным видам измерений, что вызывает необходимость их вывоза в зарубежные метрологические институты.

Наблюдается нехватка квалифицированных специалистов-метрологов, способных качественно решать задачи при функционировании государственной системы обеспечения единства измерений.

Важной проблемой является отсутствие единой системы мониторинга
и анализа структуры и объема парка применяемых средств измерений, что в свою очередь не позволяет выработать механизм и методологию исследования
и прогнозирования потребностей государства и общества в измерениях.

Неосведомленность предприятий и граждан о предназначении и состоянии системы обеспечения единства измерений приводит к недооценке важности и роли системы обеспечения единства измерений в жизни современного общества.

 

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Концепция развития и совершенствования Национальной системы обеспечения единства измерений на период до 2023 года (далее - Концепция) разработана
в соответствии с требованиями международных нормативных документов в области обеспечения единства измерений, с учётом опыта зарубежных стран в создании национальных систем обеспечения единства измерений.

Цели Концепции:

1. Обеспечение широкой производственной кооперации, оценки соответствия параметров высокотехнологичной продукции на всех стадиях жизненного цикла путем повышения точности, объективности, достоверности и сопоставимости результатов измерений, применяемых в различных отраслях экономики
и государственного управления.

2. Поддержание и развитие научной, технической, нормативной и организационной основ метрологической деятельности, достижение международного признания результатов измерений и испытаний, проведенных в республике.

3. Полноценное удовлетворение потребности граждан, общества и государства
в получении результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обеспечения качества, безопасности
и конкурентоспособности национальных товаров и услуг.

4. Усиление потенциала органов государственной метрологической службы, повышение их роли и ответственности для реализации задач Концепции и улучшения качества оказания метрологических услуг.

Задачи Концепции:

1. Обеспечение комплексного правового регулирования Национальной системы обеспечения единства измерений с учётом директив и рекомендаций Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) и иных международных требований.

2. Совершенствование структуры Национальной системы обеспечения единства измерений с четким разграничением функциональных задач и сфер ответственности субъектов метрологической деятельности.

3. Развитие эталонной базы Республики Узбекистан, повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений развития отраслей экономики за счёт модернизации лабораторий органов государственной метрологической службы, в особенности в регионах республики.

4. Повышение качества и создание условий для роста конкурентоспособности отечественной продукции посредством развития и совершенствования системы калибровки средств измерений.

5. Развитие механизмов эффективного взаимодействия и расширения сотрудничества с международными и региональными организациями по метрологии, содействие интеграции Республики Узбекистан в мировую экономику
и в международные системы обеспечения единства измерений в качестве равноправного партнерства.

6. Формирование эффективной системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров, развития научной деятельности в области обеспечения единства измерений.

7. Повышение эффективности государственного метрологического надзора.

8. Расширение применения информационных технологий в области метрологии и повышение уровня информатизации и автоматизации функционирования системы обеспечения единства измерений, включая выполняемые работы и услуги.

 

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

 

1. Совершенствование законодательства

1. Совершенствование нормативной базы системы обеспечения единства измерений в соответствии с приоритетами развития национальной экономики, обеспечение их гармонизации с международными требованиями.

2. Инвентаризация нормативно-правовых документов по метрологии и при необходимости их корректировка с учётом современной тенденции развития метрологической деятельности в международном сообществе.

3. Совершенствование правовых механизмов принятия и применения
в республике международных, межгосударственных, региональных стандартов
и стандартов зарубежных стран, регламентирующих вопросы обеспечения единства измерений.

4. Пересмотр видов измерений и средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю, а также метрологические требования к ним, в целях оптимизации количества средств измерений, подвергаемых поверке и расширения сферы калибровки, а также обеспечение прозрачности и четкости в определении сферы государственного метрологического контроля и надзора.

5. Правовое регулирование вопросов по установлению общеобязательных требований к проведению метрологических работ и услуг, в части установления единого порядка проведения услуг, общих и специальных требований к разрабатываемым документам, порядку оплаты работ, сроков их выполнения, ответственным исполнителям, а также оформлению результатов метрологического контроля и единообразному применению терминологии в системе обеспечения единства измерений Республики Узбекистан.

6. Формирование правовых основ по проведению в республике метрологического контроля и надзора товаров, расфасованных в упаковки, на основе изучения и сравнительной оценки опыта зарубежных государств.

7. Регулирование правовых вопросов осуществления метрологического контроля средств измерений на технической базе юридических лиц, не входящих в государственную метрологическую службу.

 

2. Совершенствование структуры государственной

метрологической службы Республики Узбекистан

1. Совершенствование структуры государственной метрологической службы Республики Узбекистан путем внедрения современных форм управления, основанных на широком использовании инновационных идей, разработок и технологий, а также разграничение их функциональных задач в области метрологии.

2. Поэтапное расширение на условиях государственно-частного партнерства сети метрологических служб, аккредитованных на право калибровки средств измерений, с обеспечением прослеживаемости проводимых измерений до государственных эталонов.

3. Внедрение современных систем менеджмента и управления качеством метрологических услуг на основе международных стандартов, а также механизмов оценки удовлетворённости качеством услуг по метрологии.

4. Создание в Национальной системе обеспечения единства измерений Республики Узбекистан государственной службы времени и частоты, осуществляющую работы по ведению шкалы времени Узбекистана, государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, а также государственной службы неразрушающего контроля.

5. Совершенствование деятельности Национального института метрологии, с учётом активизации работ по организации разработки научно-технических проектов, направленных на исследование методов и средств изготовления стандартных образцов, создания эталонов и средств измерений наивысшей точности для обеспечения метрологического контроля промышленности республики, с учетом возможностей локального производства.

6. Разработка предложений в сфере формирования приоритетных задач, научно-технической политики и координации работ по метрологии, рассмотрению и принятию обоснованных решений по законодательным и прикладным вопросам метрологического обеспечения отраслей экономики Узбекистана.

7. Создание системы мониторинга и анализа структуры и объема парка применяемых средств измерений, с дальнейшей выработкой механизмов и методологии исследования и прогнозирования потребностей государства и общества в измерениях.

8. Оказание содействия представителям малого и среднего бизнеса, в штате которых не предусмотрена должность метролога, путем организации аутсорсинга услуг по вопросам метрологического обеспечения производства, представление консультации по оснащению и модернизации технического парка.

 

3. Совершенствование и модернизация технической базы

1. Проведение анализа существующей эталонной базы, изучение потребности по видам измерений и мониторинг перспектив развития промышленности республики, в целях передачи единиц величин, для обеспечения прослеживаемости
до уровня международных эталонов.

2. Доведение количества и среднего возраста эталонов до соответствующего значения промышленно-развитых стран, интенсивное технологическое обновление парка средств измерений наивысшей точности, а также наращивание количества стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.

3. Создание системы эталонов, обеспечивающих взаимное признание в рамках Договоренности о взаимном признании национальных эталонов, сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами CIPM MRA.

4. Обеспечение качественной и своевременной реализации Программы по приобретению эталонов и средств измерений наивысшей точности в период 2018-2022 годы.

5. Формирование современного парка измерительного оборудования для расширения измерительных возможностей и обеспечения полноценным охватом метрологическим контролем потребности предприятий республики по всем направлениям, а также создание разветвленной сети измерительных лабораторий во всех регионах республики, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

6. Участие в формировании инвестиционной политики, обеспечение привлечения инвестиций, прежде всего прямых иностранных, в сферу обеспечения единства измерения, а также осуществление координации деятельности по разработке и реализации инвестиционных проектов, связанных с развитием метрологии.

7. Повышение уровня метрологического обслуживания важнейших направлений экономики (энергетика, транспорт, машиностроение, экология, медицина и др.), с обеспечением удовлетворенности их потребностей в измерениях.

 

4. Совершенствование системы калибровки средств измерений

1. Создание национальной системы калибровки средств измерений Республики Узбекистан, способствующей регулированию вопросов метрологической прослеживаемости и международного признания.

2. Внедрение международных стандартов, руководств и рекомендаций по проведению калибровок путем их прямого применения, а также совершенствование методик (методов) калибровки на основе наиболее передовых достижений в области измерительной техники, методов автоматизации и информатизации измерений
с целью снижения затрат времени и средств.

3. Принятие соответствующих мер по поэтапному переходу от проведения поверочных работ к проведению калибровки в отдельно взятых направлениях, для обеспечения более точных и качественных измерений, способствующих производству продукции с более высокой точностью.

4. Участие в международных сличениях эталонов и средств измерений наивысшей точности, для увеличения количества измерительных и калибровочных возможностей Республики Узбекистан, представленных в базе данных Международного бюро мер и весов.

5. Создание механизма признания результатов сличений, калибровки эталонов единиц величин, выполняемых в рамках международных сличений или
в метрологических организациях других стран
.

6. Стимулирование развитие калибровки средств измерений как важнейшего условия обеспечения качества и конкурентоспособности продукции при сертификации продукции и системе менеджмента качества.

7. Изучение потребности рядовых пользователей и лабораторий в услугах по калибровке, необходимости оснащения современным оборудованием и внедрению современного подхода к организации и проведению калибровки.

8. Разработка и утверждение перечня средств измерений рекомендованных
к проведению калибровки.

9. Введение норм, способствующих развитию калибровки, в части калибровки эталонов единиц величин, определения порядка оформления результатов калибровки, возможности использования результатов калибровки при поверке средств измерений.

 

5. Развитие международного и регионального сотрудничества

1. Интенсификация участия Республики Узбекистан в работе международных
 и региональных метрологических организаций в целях признания национальных измерительных эталонов и результатов измерений путем активизации деятельности в технических комитетах этих организаций, а также расширение взаимодействия с ведущими метрологическими организациями промышленно-развитых стран.

2. Совершенствование международного сотрудничества в области метрологии для трансфера инновационных технологий и идей в сферу отечественной промышленности, расширение взаимодействия с ведущими метрологическими лабораториями промышленно развитых государств.

3. Увеличение тенденций роста активности Республики Узбекистан
в Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ), активизация деятельности в проектах Евро-азиатского сотрудничества государственных метрологических учреждений (КООМЕТ) по приоритетным областям.

4. Участие в реализации программ Научно-технической комиссии Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ (НТКМетр) по разработке и пересмотру основополагающих нормативных документов, созданию и применению межгосударственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, а также других программ по стандартизации, метрологии и оценке соответствия.

5. Вступление Республики Узбекистан в Азиатско-Тихоокеанскую метрологическую программу (APMP), являющуюся региональной метрологической организацией, признанной в рамках Договоренности CIPM MRA.

 

6. Формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов-метрологов

1. Проведение мониторинга и определение потребности системы обеспечения единства измерений в специалистах-метрологах на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

2. Разработка комплексной системы, обеспечивающей в краткосрочной перспективе постоянное повышение квалификации молодых кадров, стимулирование роста их компетенций.

 

 

3. Организация периодической актуализации основных профессиональных образовательных и дополнительных профессиональных программ для подготовки специалистов, деятельность которых предусматривает выполнение измерений или использование измерительной информации с целью обеспечения их современными знаниями в области основ метрологии.

4. Подготовка кадров в области метрологии, а также хранения, изучения и развития возможностей эталонов путем обучения и повышения квалификации в ведущих метрологических институтах зарубежных стран.

5. Установление градации специалистов в области метрологии, таких как ученый-хранитель государственных эталонов, хранитель-эталонов, специалистов по калибровке и поверителей.

6. Формирование и подготовка контингента научных кадров высшей квалификации в области метрологии, а также создание технической и методической основ для проведения научной работы, путём обеспечения постоянного взаимодействия органов государственной метрологической службы с научными учреждениями республики.

 

7. Повышение уровня информатизации и автоматизации

функционирования системы обеспечения единства измерений

1. Проведение анализа реальных потребностей промышленных предприятий и учреждений социальной сферы в информации, относящейся к области метрологической деятельности, с оценкой требований к составу информации, срокам доступа к ней.

2. Повышение эффективности автоматизации рабочих и управленческих процессов, внедрения и использования интегрированных информационных систем, межведомственных сетей передачи и обмена данных, интеграции государственных информационных ресурсов, в том числе предоставления электронных государственных услуг.

3. Расширение информационных и аналитических возможностей информационного фонда по обеспечению единства измерений по обработке и представлению содержащейся в нем информации.

4. Формирование единой информационной системы и баз данных в области обеспечения единства измерений, представляющих комплекс взаимосвязанных информационных ресурсов государственной метрологической службы, предназначенный для учета количества и состояния средств измерений в Республике Узбекистан, с дальнейшим информированием заинтересованных лиц.

5. Выработка механизма информатизации и удаленного доступа в целях оптимизации рабочего процесса, а также снижения затрат времени и средств на оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

6. Использование информационно-коммуникационных технологий в качестве основополагающего механизма мониторинга показателей работы метрологических служб.

 

 

 

IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

 

Реализация Концепции способствует:

повышению конкурентоспособности узбекской продукции и услуг
на международном рынке, защите отечественных производителей и потребителей,
с учетом проводимых работ по вступлению Республики Узбекистан во Всемирную торговую организацию (ВTO);

обеспечению прослеживаемости результатов измерений к единицам СИ, признанию результатов измерений и испытаний при поставках отечественной продукции за рубеж;

полноценному охвату метрологическим контролем высокоточных приборов, используемых в отраслях промышленности и снижению зависимости отечественных предприятий от зарубежных метрологических институтов;

устранению технических барьеров в торговле, а также возможности проведения ежегодных сличений с межгосударственными, международными и национальными эталонами зарубежных стран;

покрытию потребности ведущих отраслей экономики, социальной сферы, науки и обороны страны, в первую очередь по выполнению государственных функций по обеспечению единства измерений в законодательно регулируемых областях.

 

Степень достижения результатов и их эффективность будут оцениваться на основе постоянного мониторинга реализации мер, предусмотренных Концепцией, целевые показатели которой представлены в приложении.

 

 

 

Приложение к Концепции

 

ПОКАЗАТЕЛИ

развития Национальной системы обеспечения единства измерений

 

Целевой показатель

Ед.
изм.

Факт. значение

Целевые значения

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

  1.  

Количество государственных эталонов

ед.

12

17

21

23

28

33

  1.  

Количество записей о калибровочных и измерительных возможностях Республики Узбекистан, зарегистрированных в базе Международного бюро весов и мер

ед.

-

-

5

13

24

38

  1.  

Количество проводимых сличений на межгосударственном уровне

ед.

6

12

17

18

24

30

  1.  

Количество исходных образцовых средств измерений (рабочие эталоны)

ед.

151

163

190

208

228

237

  1.  

Количество проводимых сличений на  национальном уровне - межлабораторные сличения

ед.

18

20

23

25

28

33

  1.  

Доля современной измерительной техники в общем количестве измерительной техники, применяемой в органах государственной метрологической службы

%

9,7

12,4

19

23,5

27

29,6

  1.  

Охват метрологическим контролем средств измерений, эксплуатируемых в промышленности республике (%).

%

87,6

89,1

92,3

94,5

95,2

96,1

  1.  

Отношение объема калибровочных работ к поверочным работам

%

0,01

3

8

15

23

30

  1.  

Количество научно-исследовательских работ, выполняемых в целях развития Национальной системы обеспечения единства измерений

ед.

1

3

4

6

7

7

  1.  

Разработка государственных стандартов в области обеспечения единства измерений

ед.

164

23

28

33

36

42

  1.  

Количество разработанных (новых освоенных) методов калибровки

ед.

75

92

105

114

122

123

  1.  

Доступность информации в области обеспечения единства измерений (доля информации в открытом доступе)

%

45

55

60

75

80

90

 

Приложение № 2

к постановлению Кабинета Министров

от «___» __________ 201___ г. № ____

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ МЕР

 по реализации Концепции развития и совершенствования Национальной системы обеспечения единства измерений

на период до 2023 года

 

Наименование мероприятий

Форма реализации

Сроки исполнения

Ответственные

I. Совершенствование национальной правовой базы
Национальной системы обеспечения единства измерений с международными нормами

  1.  

Внесение на рассмотрение Палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекта Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О метрологии» с учётом международного опыта.

проект Закона

Республики Узбекистан

II квартал
2019 г.

Кабинет Министров,

Агентство «Узстандарт», Министерство Юстиции

  1.  

Разработка и внесение проекта постановления Кабинета Министров республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию оказания метрологических услуг в Республике Узбекистан»

Постановление Кабинета Министров

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт», заинтересованные министерства и ведомства

  1.  

Разработка и утверждение порядка принятия и применения в республике международных, межгосударственных, региональных стандартов и стандартов зарубежных стран регламентирующих методы калибровки

Ведомственный нормативно-правовой акт

III квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт», заинтересованные министерства и ведомства

  1.  

Разработка Положения по проведению метрологической экспертизы и утверждению нормативных документов по обеспечению единства измерений

Ведомственный нормативно-правовой акт

VI квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт», Министерство Юстиции

  1.  

Утверждение правил проведения метрологической аттестации методик выполнения измерений

Ведомственный нормативно-правовой акт

VI квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт», Министерство Юстиции

  1.  

Утверждение Методической инструкции по проведению в республике метрологического контроля и надзора товаров, расфасованных в упаковки на основе изучения и сравнительной оценки опыта зарубежных государств.

Ведомственный нормативно-правовой акт

II квартал
2020 г.

Агентство «Узстандарт», Министерство юстиции

  1.  

Совершенствование нормативной базы  работ по обеспечению единства измерений, разработка основополагающих нормативных документов, гармонизированных с международными документами в области метрологии и оценки соответствия

План-график

Ежегодно

Агентство «Узстандарт»

II. Совершенствование структуры государственной метрологической службы Республики Узбекистан

  1.  

  Усиление потенциала работников государственной метрологической службы Республики Узбекистан и региональных центров испытании и сертификации.

Приказ Генерального директора Агентства «Узстандарт»

2 кв. 2019 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

  Создание аккредитованных метрологических служб на условиях государственно-частного партнерства, осуществляющих калибровку средств измерений

План-мероприятий

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт», заинтересованные министерства и ведомства

  1.  

  Внедрение международных стандартов по управлению качеством метрологических услуг, а также создание механизмов оценки удовлетворённости качеством услуг по метрологии.

План-мероприятий

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт», заинтересованные министерства и ведомства

  1.  

  Создание на базе Государственного предприятии «Узбекский национальный институт метрологии» государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, а также государственной службы неразрушающего контроля.

Приказ Генерального директора Агентства «Узстандарт»

III квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

  Создание Научно-технической комиссии по метрологии

Приказ Генерального директора Агентства «Узстандарт»

II квартал
2020 г.

Агентство «Узстандарт», заинтересованные министерства и ведомства

  1.  

  Создание на базе Государственного предприятия «Узбекский национальный институт метрологии» государственной службы времени и частоты, осуществляющую работы по ведению шкалы времени

Приказ Генерального директора Агентства «Узстандарт»

II квартал
202
2 г.

Агентство «Узстандарт»,
Мининфоком

III. Совершенствование и модернизации технической базы

  1.  

Поэтапное приобретение 21 ед. эталонов и средств измерений наивысшей точности в соответствии с приложением №5 ПП-2935 от 27.04.2017г.

Распоряжение Кабинета министров

ежегодно
 

Агентство «Узстандарт»,
Министерство финансов

  1.  

Планомерное обновление парка средств измерений в свете современного научно-технического прогресса территориальных подразделений Агентства «Узстандарт»

Ведомственный

акт (программа

модернизации и

переоснащения)

ежегодно

Агентство «Узстандарт»,
Министерство финансов

  1.  

Оснащение лаборатории автоматизированными системами фиксации окружающей среды и их калибровка в национальных институтах зарубежных стран

Программа

модернизации и

переоснащения

ежегодно

Агентство «Узстандарт»,
Министерство финансов

  1.  

Создание дозиметрической лаборатории вторичных эталонов ионизирующих излучений в Республике Узбекистан

План-освоение

грантовых средств

VI квартал 2020 г.

Агентство «Узстандарт»,

ГИ Саноатгеоконтехназорат

  1.  

Создание лаборатории по измерению техники и оборудования систем фото-видео фиксации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с ПП-3989 от 30.10.2018г.

План-мероприятий

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»,

МВД, Мининфоком

  1.  

 Создание аутсорсинга услуг по вопросам метрологического обеспечения производства

План-мероприятий

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

  Разработка и внедрение программы по техническому перевооружению метрологических служб высокоточными образцовыми средствами измерений

План развития

ежегодно

Агентство «Узстандарт»

Министерства и ведомства 

  1.  

  Поэтапное расширение области аккредитации государственные метрологические службы и освоение новых методов измерений с учетом обновления технического порка

Ведомственного решения об расширения области аккредитации

ежегодно

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Привлечение грантов для создания современных измерительных лабораторий

Подготовка

предложений

2019-2023 гг.

Агентство «Узстандарт»,

Министерство инвестиций и внешней торговли

VI. Совершенствование системы калибровки средств измерений

  1.  

  Создание национальной системы калибровки средств измерений Республики Узбекистан

План-мероприятий

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Внесение изменений и дополнений в государственный стандарт O`z DSt 8.029:2017 «Государственная система обеспечения единства измерений. Калибровка средств измерений. Основные положения» с целью гармонизации с требованиями международных стандартов»

Разработка изменения и государственная регистрация

III квартал 2019 г.

Агентство «Узстандарт»,

заинтересованные

министерства

и ведомства

  1.  

Проведение анализа потребностей РУз в услугах по калибровке средств измерений для последующего оснащения необходимыми эталонами

План-мероприятий

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Проведение внутренних аудитов для поддержания системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO/IEC 17025

Приказ предприятие

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Разработка государственных стандартов регламентирующих методы калибровки средств измерений гармонизированных с международными стандартами и рекомендациями

План-график

VI квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Разработка методик поверки и калибровки на основании международных требовании с учетом обновления парка образцовых средств измерений

Государственный стандарт и стандарт организации

I квартал 2020 г.

Агентство «Узстандарт»,

заинтересованные

министерства

и ведомства

  1.  

Утверждение перечня средств измерений рекомендованных к проведению калибровки

Ведомственный нормативно-правовой акт

I квартал
2020 г.

Агентство «Узстандарт», Министерство Юстиции

  1.  

Получение Свидетельства о признании системы менеджмента качества лаборатории мер массы, давление и температурных величин в соответствии со стандартом ISO/IEC 17025 со стороны COOMET

План-мероприятий

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Участие в ключевых и дополнительных сличениях, организованных консультативными комитетами CIPM или техническими комитетами региональных метрологических организаций, с целью публикации калибровочных и измерительных возможностей института в базе данных KCDB

План-график

Ежегодно

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Обработка результатов сличений и подготовка отчетов сличений (DRAFT A, DRAFT B, Финальные отчеты) со стороны «пилота» сличений

Отчет

в течении
2021 года

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Проведение экспертизы Финального отчета сличений со стороны COOMET, со стороны региональных метрологических организации (РМО), со стороны ВIPM

Программа РМО

II квартал
2022 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Публикация измерительных возможностей в информационной базе данных (KCDB)

Данные о результатах сличений

2021-2023 гг.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Организация и проведение проверки квалификации (межлабораторных сличений) метрологических служб на национальном уровне

План-график

Ежегодно

Агентство «Узстандарт»,

заинтересованные

министерства и ведомства

V. Совершенствование международного и регионального сотрудничества,
а также получение международного признания

  1.  

Обеспечение постоянного активного участия специалистов в международных метрологических организациях и в работе международных и региональных метрологических организаций в целях признание национальных измерительных эталонов и результатов измерений путем усиление работ в технических комитетах этих организаций

Протоколы заседании и семинаров (тренингов)

в соответствии с графиками заседаний

Агентство «Узстандарт»

  1.  

  Внесение предложений в межправительственные комиссий по подписанию двухсторонних соглашений по взаимному признанию результатов работ по оценке соответствия.

Проект

соглашения

2019-2023

Агентство «Узстандарт», МИД

  1.  

Реализация Меморандумов о взаимопонимании между Агентством «Узстандарт» и другими органами по метрологии зарубежных стран

План-мероприятий

Ежегодно

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Упрощение порядка утверждения типа средств измерений, стандартных образцов и метрологического подтверждения пригодности методик выполнения измерений при импортере

Ведомственный акт

III квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

  Проработка вопроса вступления республики Узбекистан в Азиатско-Тихоокеанскую метрологическую программу (APMP)

Подготовка

заявки

на вступление

VI квартал
2019 г.

Агентство "Узстандарт",

Минэкономики,

Минфин, МИД

VI. Повышение квалификации кадров-метрологов, развития науки в области обеспечения единства измерений

  1.  

Установление градации специалистов в области метрологии, таких как ученый-хранитель государственных эталонов, хранитель-эталонов, специалистов по калибровке и поверителей.

 

Внесение изменений в Классификатор должностей

III квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт», Министерство занятости и трудовых отношений 

  1.  

Увеличение количества хранителей-эталонов по мере расширения эталонной базы республики, через систему карьерного роста, повышения их квалификации в ведущих метрологических институтах за рубежом

 

План-мероприятий

ежегодно

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Организация обучения и стажировки специалистов, с привлечением международных экспертов-метрологов

Семинары и тренинги

ежегодно

Агентство «Узстандарт», министерства, ведомства и хозяйственные объединения

  1.  

Организация стажировок ответственных специалистов по системе менеджмента качества в соответствии стандарту ISO/IEC 17025:2017

График обучения

в течении
2019 года

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Разработка комплексной системы, обеспечивающей, постоянное повышение уровня компетентности молодых кадров с использованием повышения квалификации, участия в семинарах

План-мероприятий

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Развитие и совершенствование системы подготовки и повышения квалификации метрологического персонала

План-мероприятий

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Совершенствование учебных программ повышения квалификации специалистов-метрологов

План-мероприятий

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Внедрение и развитие современных образовательных технологий повышения квалификации персонала в области метрологии, в том числе, организация и расширение дистанционного обучения

План-мероприятий

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»

  1.  

Организация и осуществление подготовки экспертов в области обеспечения единства измерений

План-мероприятий

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»

VII. Повышение уровня информатизации и автоматизации

функционирования системы обеспечения единства измерений

  1.  

Расширение информационных и аналитических возможностей информационного фонда по обеспечению единства измерений по обработке и представлению содержащейся в нем информации, а также расширение перечня открытых данных, размещаемых на открытых информационных ресурсах

План-мероприятий

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»,

Мининфоком и Федерация обществ по защите прав потребителей

  1.  

Внедрение механизма отслеживания результатов метрологического контроля проводимых вне института при выезде

Разработка программных продукций

II квартал
2019 г.

Агентство «Узстандарт»,

Мининфоком

  1.  

Совершенствование методик (методов) измерений, калибровки, поверки на основе наиболее передовых достижений в области измерительной техники, методов автоматизации и информатизации измерений с целью снижения затрат времени и средств

Разработка программных продукций

VI квартал
2020 г.

Агентство «Узстандарт»,

Мининфоком

  1.  

Создание комплекса информационных систем и баз данных, интегрированных на основе учета количества и состояния средств измерений

Разработка программных продукций

III квартал
20
21 г.

Агентство «Узстандарт»,

Мининфоком

  1.  

Внедрение электронного документооборота

Разработка программных продукций

VI квартал
2021 г.

Агентство «Узстандарт»,

Мининфоком

  1.  

Расширение информационных и аналитических возможностей Государственного информационного фонда по обеспечению единства измерений по обработке и представлению содержащейся в нем информации;

Разработка программных продукций

I квартал
2022 г.

Агентство «Узстандарт»,

Мининфоком

 

Примечание. При реализации мероприятий, предусмотренных настоящей План практических мер, форма разрабатываемого акта может быть изменена или разрабатываемый акт может быть объединен с иными актами, предусмотренными в других пунктах. При объединении двух и более актов сроком их разработки является наиболее поздний срок, определенный для исполнения соответствующих пунктов.

Общие комментарии

1198