ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во коммент.
1802 Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан 09/01/2019 24/01/2019 30

Обсуждение завершено

Указ Президента Республика Узбекистан
О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и развития рынка ценных бумаг
ID-1802

В стране осуществляются масштабные преобразования, направленные на обеспечение экономического роста, повышение конкурентоспособности, углубление процессов модернизации и диверсификации экономики, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, прежде всего в базовые, структурообразующие отрасли.

При этом, дальнейшее сокращение участия государства в экономике, развитие фондового рынка и создание здоровой конкурентной среды являются важнейшими факторами динамичного и устойчивого экономического и социального развития.

Вместе с тем, концентрация в рамках одного государственного органа функций управления государственными активами, осуществления антимонопольного регулирования и регулирования рынка ценных бумаг ограничивает эффективное функционирование институциональных механизмов государственного управления, в числе которых:

во-первых, высокая степень вмешательства государственных органов в текущую операционную деятельность хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале (далее – хозяйственные общества), отсутствие гибкости и восприимчивости к рыночным тенденциям, чрезмерная зависимость хозяйственных обществ от налоговых и таможенных льгот, в том числе индивидуального характера;

во-вторых, отсутствие системы стратегического планирования, анализа и управления рисками, низкая инвестиционная привлекательность хозяйственных обществ, в том числе в связи с низким техническим уровнем производства, наличием многочисленных непрофильных активов, отвлечением финансовых ресурсов на непроизводственные цели;

в-третьих, отсутствие налаженной системы учета государственных активов, низкая эффективность управления приватизационными процессами, слабый институциональный потенциал по восстановлению производственной деятельности бездействующих предприятий и пустующих объектов;

в-четвертых, недостаточный уровень подотчетности исполнительного органа хозяйственного общества перед акционерами, поверхностный подход к утверждению бизнес-планов, определению их ключевых параметров, таких как рост производства, капитализации и дивидендов, а также неэффективность стимулирования развития отраслей экономики в связи с возложением данных функций на самих хозяйствующих субъектов;

в-пятых, недостаточность институционального потенциала и прав уполномоченного органа для проведения эффективных и своевременных расследований нарушений антимонопольного законодательства;

в-шестых, несоответствие нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования современным требованиям и международным стандартам, отсутствие механизма оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию и устаревшие методы анализа товарных и финансовых рынков;

в-седьмых, отсутствие системной работы по внедрению корпоративных стандартов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) внутри хозяйствующих субъектов, устойчивой системы подготовки кадров в сфере антимонопольного регулирования, конкурентного права и политики, а также защиты прав потребителей;

в-восьмых, отсутствие единого государственного органа по координации государственной политики в области защиты прав потребителей, а также взаимодействия с общественными организациями в данной сфере.

В целях кардинального совершенствования системы антимонопольного регулирования, ускоренного проведения институциональных и структурных реформ, направленных на сокращение присутствия государства в экономике, внедрения эффективных механизмов управления государственными активами, обеспечения надежного функционирования финансовых рынков и эффективной защиты прав потребителей, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и Концепцией административной реформы в Республике Узбекистан:

1. Согласиться с предложением Кабинета Министров Республики Узбекистан об:

а) упразднении:

Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (далее – Госкомконкуренции);

Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции;

Центра по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (далее – Центр по управлению госактивами);

б) создании:

Государственного комитета по защите конкуренции (далее – Антимонопольный комитет) с передачей ей штатных единиц, а также задач, функций и полномочий упраздняемого Госкомконкуренции в части антимонопольного регулирования, развития конкурентной среды, контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, лицензирования товарно-сырьевых бирж, защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы;

Агентства по управлению государственными активами (далее – Агентство по управлению госактивами) с передачей ему штатных единиц, а также задач, функций и полномочий упраздняемых Госкомконкуренции и Центра по управлению госактивами в части управления государственными активами, в том числе находящимися за рубежом, реализации приватизационных мероприятий, передачи государственного имущества в аренду, внедрения корпоративного управления в хозяйственных обществах, содействия восстановления и повышения эффективности производственной деятельности пустующих и неэффективно используемых объектов, финансового оздоровления экономически несостоятельных хозяйственных обществ и банкротству;

Агентства по развитию рынка капитала с передачей ему штатных единиц, а также задач, функций и полномочий упраздняемых Госкомконкуренции и Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции в части регулирования рынка ценных бумаг, корпоративного управления и деятельности фондовых бирж, а также Министерства финансов Республики Узбекистан – в части регулирования лизинговой и страховой деятельности;

в) включении Антимонопольного комитета, Агентства по управлению государственными активами и Агентства по развитию рынка капитала в состав Комплекса Кабинета Министров по вопросам инвестиций, инновационного развития, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон;

г) передаче в ведение Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан Республиканского центра обучения основам предпринимательской деятельности;

д) передаче Агентству по управлению госактивами доли государства в уставных капиталах хозяйственных обществ, принадлежащих органам государственного управления, по перечню, определяемому по согласованию с Президентом Республики Узбекистан;

е) отмене, а также передаче соответствующим государственным органам и организациям отдельных задач, функций и полномочий упраздняемого Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции согласно приложениям №№ 1 и 2.

2. Определить основными направлениями государственной политики:

а) в сфере развития конкуренции и антимонопольного регулирования, защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы:

обеспечение равных условий и свободы хозяйственной деятельности всех участников рынков, свободной конкуренции, предоставления всем участникам рынка равного доступа к товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий, высоколиквидной продукции и государственным закупкам, упрощения разрешительных процедур и оказания государственных услуг;

создание условий для повышения качества производимых товаров (работ, услуг), ограничения необоснованного роста цен за счет стимулирования конкуренции и обеспечения высокой степени удовлетворенности внутреннего спроса и надлежащего функционирования системы защиты прав потребителей;

разработка предложений по сокращению участия государства в уставных капиталах (фондах) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных и финансовых рынках;

формирование в обществе нетерпимого отношения к любым проявлениям недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции и монополизации рынков;

б) в сфере управления государственными активами, финансового оздоровления экономически несостоятельных хозяйственных обществ:

выработка рыночных механизмов участия государства в экономике;

внедрение в государственных предприятиях и хозяйственных обществах с долей государства в уставном капитале современных методов корпоративного управления, повышение ответственности их органов управления за эффективность деятельности этих предприятий;

поэтапное сокращение доли государства в уставных капиталах хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективной и прозрачной приватизации;

организацию эффективной работы с зарубежными и международными институтами и компаниями по внедрению эффективных механизмов предприватизационной подготовки хозяйственных обществ, предусматривающих в том числе повышение их привлекательности и эффективности управления ими;

всемерную поддержку восстановления и повышения эффективности производственной деятельности пустующих и неэффективно используемых объектов;

реализацию государственной политики по делам о банкротстве, разработку и участие в реализации программ финансового оздоровления экономически несостоятельных хозяйственных обществах, повышения эффективности их деятельности;

в) в сфере развития рынка капитала:

формирование целостной стратегии развития рынка капиталов и реализация единой государственной политики в данной сфере;

содействие формированию эффективной инфраструктуры рынка капиталов;

ускоренное развитие и расширение масштабов вторичного рынка ценных бумаг, совершенствование системы корпоративного управления;

развитие международных связей в сфере корпоративного управления и регулирования рынка капиталов.

3. Установить, что Антимонопольный комитет:

является уполномоченным органом по защите конкуренции и прав потребителей, антимонопольному регулированию, контролю за деятельностью субъектов естественных монополий, государственному регулированию рынка рекламы, лицензирования товарно-сырьевых бирж;

осуществляет свои полномочия самостоятельно и независимо от всех государственных органов и организаций, их должностных лиц и в своей деятельности подчиняется непосредственно Премьер-министру Республики Узбекистан, подотчетна ему, а также палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

вправе вносить на рассмотрение Конституционного суда вопросы соответствия нормам и положениям Конституции Республики Узбекистан нормативно-правовых актов, а также межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан в сфере антимонопольного регулирования, развития конкуренции, защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы;

на системной основе предоставляет Премьер-министру Республики Узбекистан и палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан информацию о своей деятельности.

4. Определить основными задачами:

а) Антимонопольный комитет:

реализацию единой государственной политики в сфере развития конкурентной среды на товарных и финансовых рынках;

осуществление системного анализа состояния конкурентной среды на товарных и финансовых рынках, выявление злоупотреблений доминирующим положением, «картельных» соглашений и сговоров, недобросовестной конкуренции и иных антиконкурентных действий хозяйствующих субъектов и их пресечение;

антимонопольное регулирование торгов, экономической концентрации и государственной помощи, а также регулирование рынка рекламы;

обеспечение недискриминационного доступа участников рынков к высоколиквидным товарам (работам, услугам), в том числе субъектов естественных монополий, развитие конкурентной среды путем трансформирования сфер естественных монополий в состояние конкурентных рынков;

усиление диалога с бизнесом, гражданами и научным сообществом для обеспечения эффективного функционирования системы государственной защиты прав потребителей в тесной координации с негосударственными некоммерческими организациями по защите прав потребителей;

проведение оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию, недопущение принятия решений и осуществления действий государственных органов, ограничивающих конкуренцию;

б) Агентства по управлению госактивами:

ведение единой государственной политики по эффективному управлению государственными активами, в том числе находящимися за рубежом;

осуществление права акционера (учредителя и участника) по переданным ему государственным пакетам акций (долям) в уставных капиталах хозяйственных обществ;

внедрение современных методов и форм корпоративного управления в хозяйственных обществах на основе передовой мировой практики, кардинальное повышение роли акционеров и наблюдательных советов в их управлении;

координацию разработки и утверждения стратегий развития хозяйственных обществ, направленных на обеспечение эффективности и транспарентности их деятельности, оптимизации структуры управления, высокой доходности и роста капитализации, вывода непрофильных и неиспользуемых активов;

организацию комплекса мер по привлечению инвестиций, в том числе прямых иностранных, а также портфельных инвестиций за счет выпуска и реализации облигаций и акций хозяйственных обществ, включая размещение эмиссии по IPO/SPO на отечественном и зарубежных фондовых биржах, передачу государственных акций (долей) в доверительное управление профессиональным управляющим организациям;

обеспечение открытого и прозрачного механизма реализации и передачи в аренду государственных активов, ведение мониторинга за выполнением инвесторами принятых инвестиционных и социальных обязательств, а также участие в разработке предложений по государственно-частному партнерству;

организацию работ по восстановлению и повышению эффективности производственной деятельности пустующих и неэффективно используемых объектов, осуществление координации для этих целей деятельности уполномоченных государственных органов, финансовых и других рыночных структур в тесном взаимодействии с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан, органами государственной власти и управления на местах;

определение на основе анализа бездействующих, низкорентабельных и убыточных хозяйственных обществ, разработка и участие в реализации программ финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий с государственным участием, повышения эффективности их деятельности;

реализацию государственной политики в области управления государственной собственностью, приватизации, оценочной деятельности, а также по делам о банкротстве;

в) Агентства по развитию рынка капитала:

реализацию единой государственной политики в области формирования, развития и регулирования рынка ценных бумаг и корпоративного управления;

защиту прав и законных интересов инвесторов, осуществляющих операции с ценными бумагами, а также владельцев ценных бумаг;

контроль за соблюдением законодательства о рынке ценных бумаг, законодательства об акционерных обществах и защите прав акционеров;

информирование инвесторов и общественности о состоянии развития отечественного рынка капитала и его профессиональных участниках;

содействие внедрению новых видов финансовых инструментов, позволяющих привлекать необходимые ресурсы для финансирования инвестиционных проектов;

лицензирование деятельности фондовых бирж, профессиональных участников рынка ценных бумаг и страховой деятельности;

эффективное сотрудничество с зарубежными и международными институтами по вопросам развития и регулирования рынка капитала.

5. Установить, что содержание дополнительно вводимых штатных единиц управленческого персонала органов, создаваемых в соответствии с настоящим Указом, осуществляется за счет средств, выделяемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан на финансирование центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, с сокращением в необходимом количестве их штатной численности.

6. Образовать при Агентстве по управлению госактивами Фонд по управлению, трансформации и приватизации государственных активов (далее – Фонд) на базе Фонда содействия приватизированным предприятиям при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции.

7. Определить источниками формирования средств Фонда:

средства от аренды государственного имущества, сумм пени за просрочку внесения арендной платы и штрафов за нарушение договорных обязательств;

средства от реализации предприятий, акций (долей) в уставных фондах хозяйственных обществ, земельных участков и другого имущества, являющегося государственной собственностью (далее – государственные активы);

пени и штрафы, поступившие по заключенным и расторгнутым договорам (сделкам) купли-продажи государственных активов, выданным займам;

поступления по государственной доле при ликвидации в установленном законодательством порядке хозяйственных обществ;

суммы задатка, удержанные с победителей аукционов, конкурсов (тендеров) или публичной оферты, уклонившихся или отказавшихся от подписания протокола или договора купли-продажи;

суммы неустойки за нарушение договорных обязательств специализированными организациями при реализации государственных активов;

поступления от заемщиков по ранее выданным за счет средств Фонда содействия приватизированным предприятиям при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции займам в виде возврата основной суммы и начисленных по ним процентов;

ресурсы, ранее выделенные из Фонда содействия приватизированным предприятиям при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции – при их возврате в виде возврата основной суммы и начисленных по ним процентов;

поступления по судебным решениям;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда на депозиты коммерческих банков;

другие источники, не запрещенные законодательством.

8. Распределение средств от аренды государственного имущества и реализации государственных активов, поступающих в Фонд, за исключением средств от реализации объектов государственной собственности, направляемых в бюджет Республики Каракалпакстан, местные бюджеты областей и г.Ташкента в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17 января 2017 года № УП–4933, осуществляется в следующих пропорциях:

59 процента – в Республиканский бюджет Республики Узбекистан;

1 процент – Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан, с целевым направлением на развитие рыночной инфраструктуры и правовую поддержку предпринимателей, в том числе на финансирование учебных курсов, организуемых для предпринимателей;

40 процентов – в Фонд.

9. Установить, что:

а) средства Фонда расходуются на:

осуществление мер по предприватизационной подготовке хозяйственных обществ, привлекаемых зарубежных специалистов и консалтинговых организаций;

покрытие затрат, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций Агентства по управлению госактивами и ГУП «Центр по управлению зарубежными активами», в том числе на расходы по формированию и ведению электронных баз данных государственного имущества, пустующих и неэффективно используемых объектов;

материальное стимулирование и социальное обеспечение, а также льготное финансирование приобретения жилья работниками, обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов Агентства по управлению госактивами.

б) средства, находящиеся во внебюджетном фонде и Фонде содействия приватизированным предприятиям при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, распределяются равными долями между внебюджетными фондами Антимонопольного комитета и Агентства по управлению госактивами.

10. Агентству по управлению госактивами совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок обеспечить внесение на согласование Президенту Республики Узбекистан перечня хозяйственных обществ, государственные пакеты акций (доли) в уставных капиталах (фондах) которых передаются Агентству по управлению госактивами.

11. Фонду реконструкции и развития Республики Узбекистан в месячный срок передать Агентству по управлению госактивами в управление, без права распоряжения, принадлежащие ему пакеты акций в уставных капиталах коммерческих банков.

Определить, что:

формируемая в будущем доля Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан в уставных капиталах коммерческих банков, в том числе за счет капитализации передаются Агентству по управлению госактивами в управление, без права распоряжения, без необходимости принятия отдельного решения Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан;

дивиденды, начисляемые на доли Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан в уставных капиталах коммерческих банков, переданные Агентству по управлению госактивами в управление, направляются в Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан.

12. Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

принять практические меры по совершенствованию системы ведения учета и реестра юридических лиц, в первую очередь в части обеспечения учета сведений о государственных предприятиях, юридических лицах с долей государства в уставном капитале (фонде) в размере 50 процентов и более, а также юридических лиц, в уставном капитале (фонде) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, с обеспечением доступа к базе данных государственных органов;

обеспечить публикацию на Едином портале интерактивных государственных услуг (my.gov.uz) с ежеквартальным обновлением перечня государственных предприятий и учреждений, а также хозяйственных обществ с государственной долей, с указанием ее размера.

13. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

а) совместно c Администрацией Президента Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести проекты постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности:

Антимонопольного комитета Республики Узбекистан;

Агентства по управлению государственными активами;

Агентства по развитию рынка капитала;

б) в срок до 1 апреля 2019 года принять меры по отмене нормативно-правовых актов, которыми утверждены составы наблюдательных советов и члены исполнительного органа хозяйственных обществ, а также члены их исполнительных органов приравнены к руководителям или заместителям руководителя государственного органа;

в) совместно с Министерством экономики, Министерством финансов и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 апреля 2019 года внести предложения по дальнейшему совершенствованию государственного регулирования отраслей экономики, в том числе отмене норм законодательства, ограничивающих производственную и финансовую деятельность субъектов предпринимательства;

г) совместно с Агентством по управлению госактивами и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 июля 2019 года провести инвентаризацию государственных предприятий, в том числе унитарных, и внести предложения по их оптимизации и ведению учета, а также их преобразованию в хозяйственные общества.

14. Министерству финансов Республики Узбекистан выделить необходимые средства для финансирования мероприятий, связанных с реформированием организаций в соответствии с настоящим Указом.

15. Антимонопольному комитету, Агентству по управлению госактивами, Агентству по развитию рынка капитала:

а) совместно с упраздняемыми в соответствии с настоящим Указом организациями в двухмесячный срок обеспечить прием-передачу их имущества;

б) совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 июля 2019 года:

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;

обеспечить приведение принятых ими нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Указом.

16. Признать утратившим силу:

Указ Президента Республики Узбекистан от 26 марта 1996 года № УП-1414 «Об образовании Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан»;

Указ Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № УП-5016 «Об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции».

17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.

Президент Республики Узбекистан                              Ш. Мирзиёев

Общие комментарии

2725