ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во коммент.
1746 Министерство народного образования Республики Узбекистан 07/01/2019 22/01/2019 16

Обсуждение завершено

Постановление Президента Республика Узбекистан
Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года
ID-1746

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан
от 5 сентября 2018 года №УП-5538 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием»:

1. Утвердить:

Концепцию развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года, согласно Приложению №1;

Дорожную карту по реализации Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года, согласно Приложению №2.

2. Определить основными задачами Концепции:

качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров;

совершенствование методики преподавания, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса;

внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в сфере народного образования;

укрепление материально-технической базы учреждений системы народного образования и повышение эффективности бюджетного финансирования;

внедрение современных методов и направлений внешкольного образования в воспитании молодежи и обеспечении ее занятости.

3. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации организовать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по освещению целей, задач настоящего постановления и хода реализации Концепции.

4. Установить, что руководители министерств и ведомств, органов государственной власти на местах несут персональную ответственность
за реализацию мероприятий, определенных настоящим постановлением.

5. Министерству народного образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложение о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, вытекающие из настоящего постановления.

ПРОЕКТ

 

 

КОНЦЕПЦИЯ
развития системы народного образования
Республики Узбекистан до 2030 года

 

 

Глава 1. Общие положения

 

Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года (далее – Концепция) разработана во исполнение
Указа Президента Республики Узбекистан от 5 сентября мая 2018 года
№ УП-5538 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием».

Концепция определяет основные направления развития системы народного образования на долгосрочную перспективу, пути и формы расширения конкурентной среды среди общеобразовательных учреждений, дальнейшую модернизацию, техническое и технологическое переоснащение учреждений народного образования, активное привлечение частных
и иностранных инвестиций, дальнейшее совершенствование законодательства для развития системы народного образования.

Концепция основывается на положениях Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан, постановлений палат
Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, других актов законодательства, а также
на результатах анализа текущего состояния системы народного образования, изучения прогнозных разработок, экспертных материалов международных организаций.

 

Глава 2. Текущее состояние и имеющиеся проблемы
в системе народного образования

 

В настоящее время система народного образования включает начальное, основное общее и среднее образование, а также специальное и дополнительное образование.

В системе народного образования функционируют учреждения, ориентированные на детей с различными запросами – учебные заведения, обеспечивающие обучение на повышенном относительно образовательного стандарта уровне (специализированные школы) и образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями.

По состоянию на 1 января 2019 года в Республике Узбекистан действуют 9691 общеобразовательная школа (в том числе 335 государственных специализированных школ с углубленным изучением отдельных предметов). Общее количество обучающихся в средних общеобразовательных школах составляет более 5,2 млн. человек. В 37 негосударственных образовательных учреждениях обучаются порядка 7,5 тыс. учащихся.

Дополнительное образование, как вариативная часть общего образования, позволяет развить творческие склонности и способности детей. Дополнительное образование представлено 211-ю различными центрами
по внешкольному образованию «Баркамол авлод». Количество детей посещающие данные центры составляет более 140 тыс. Общее количество кружков по различным направлениям – 5054.

Также, в республике уделяется особое внимание развитию среднего профессионального образования, которое организовано на базе 1494 учебно-производственных комплексов по 51 специальностям.

Кроме того, в системе народного образования имеется 85 специализированных школ и школ-интернатов для детей-инвалидов, в том числе 50 для детей
с умственными недостатками развития, где обучается 18 533 детей.

Функционирует 21 школа-интернат санаторного типа и 9 школ-интернатов для детей со сколиозом, 12 школ-интернатов для детей
с хроническими респираторными заболеваниями

Помимо этого, 10 077 детей, с физическими или умственными недостатками развития и нуждающихся в длительном лечении, получают домашнее образование.

Обучение детей, с особо трудными условиями воспитания, осуществляется в 2-х учреждениях.

В Республике Узбекистан насчитывается 19 домов милосердия
и 3 детских городка, в которых обучаются 2441 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, за пять лет (2013–2018 годы) объем платных услуг
в сфере образования вырос более чем в 3 раза (в номинальном исчислении),
что свидетельствует о росте заинтересованности населения в получении образования, придании качеству получаемого образования важного значения, как основному фактору определяющему будущее каждого человека,
в частности, и страны, в целом.

Республика Узбекистан за годы независимости по результатам осуществленных реформ достигла определенных успехов в сфере народного образования, в частности было сделано следующее:

- разработана и принята нормативно-правовая база национальной модели образования Республики Узбекистан;

- обновлена законодательная база;

- разработаны и приняты новые государственные образовательные стандарты общего среднего образования, разработаны и внедрены в практику новые учебные планы и программы;

- введена практика лицензирования образовательной деятельности,
а также государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

- создана национальная система мониторинга качества образования;

- осуществляется строительство новых школ, реконструкция, капитальный и текущий ремонт имеющихся школ и их переоснащение;

- создаются условия для развития сети негосударственных образовательных учреждений;

- разработаны и изданы учебники нового поколения.

С объявлением независимости было принято несколько законов
и нормативно-правовых актов, которые определили государственную политику в области народного образования. Принятые законодательные акты были направлены, в первую очередь, на обновление системы народного образования, которое позволило бы повысить качество образования.

В частности, основополагающую роль в совершенствовании системы народного образования сыграли принятые Указ Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием», постановление Президента Республики Узбекистан от 18 августа 2018 года
№ ПП-3907 «О мерах по поднятию на качественно новый уровень системы духовно-нравственного и физически гармоничного воспитания молодежи,
ее обучения и воспитания» и постановление Президента Республики Узбекистан от 5 сентября № ПП-3931 «О мерах по внедрению новых принципов управления в систему народного образования».

Вместе с тем, в системе народного образования имеются отдельные пробелы и недостатки в законодательстве, организационных структурах, институциональном развитии, слабого учета интересов и потребностей лиц дошкольного и старшего возраста, среди которых выделяются следующие:

в сфере администрирования школьного образования:

- основы организации деятельности общеобразовательных учреждений,
не обеспечивающие своевременное решение накопившихся проблем на местах и отрицательно влияющие на обеспечение высокого уровня качества образования;

- отсутствие у учащихся сильной и действенной положительной мотивации к учебе;

- декларативный характер задач, возложенных на общеобразовательные учреждения, недостаточность организационно-правовых механизмов
их реализации, избыточность государственного регулирования в вопросах деятельности негосударственных образовательных учреждений, отрицательно сказывающиеся на эффективности реализуемых реформ;

- низкая роль органов государственной власти на местах в оценке деятельности общеобразовательных учреждений, которая зачастую сводится
к констатации фактов и текущему сбору статистических данных,
не отражающих фактическое положение дел;

- уровень внедрения в управленческий процесс общеобразовательными учреждениями современных инновационных методов планирования
и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), не позволяющее оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также являющееся причиной излишней бюрократизации и высоких издержек государственного управления;

- уровень оказания государственных образовательных услуг,
не соответствующий ожиданиям и требованиям населения и бизнеса,
не способствующий повышению доверия к системе государственного управления образовательным процессом;

- неразвитость социального и государственно-частного партнерства
в системе народного образования, ограничивающее участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении образовательных проблем и, как следствие, не обеспечивающее снижение бюджетных затрат;

- отсутствие должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей общеобразовательных учреждений, что отрицательно сказывается на своевременном и качественном решении поставленных задач
и целевых установок по комплексному социально-экономическому развитию территорий;

- недостаточно развитый механизм осуществления вертикали власти
в системе народного образования, приводящий к значительному снижению роли районных отделов народного образования;

- не регулярное обновление и превышение сроков эксплуатации специализированных учебных помещений и оборудования, включая компьютерные классы, классы и оборудование лабораторий химии и физики;

- увеличение в отдельных случаях количества учащихся в классе, приводящее к резкому снижению качества образовательного процесса;

- частые проявления отдельных элементов коррупции, выражающиеся
в виде поборов при приеме детей в общеобразовательные учреждения,
а также во время образовательного процесса;

в сфере кадрового обеспечения:

- дефицит педагогических кадров по таким предметам как математика, информатика, физика, химия, английский и другие иностранные языки;

- относительно низкий качественный состав студентов педагогических факультетов: зачастую на направление педагогики поступают слабые выпускники образовательных учреждений, не надеющиеся поступить
в престижные вузы с более высокими проходными баллами;

- перегруженность учебных программ педагогических высших учебных заведений (далее – ВУЗ) предметами, большинство которых не несут смысловую нагрузку для будущего педагога, устаревшее содержание таких важных для педагога предметов, как педагогика и методика, а также формальное прохождение педагогической практики, что отрицательно сказывается на профессиональных качествах будущих педагогов;

- низкая мотивация выпускников педагогических ВУЗов работать
по профессии, ввиду ее низкой привлекательности: несмотря на то, что доля выпускников по специальности «Педагогика», составляет порядка 25%
от общего количества, что делает это направление одним из самых массовых;

- отсутствие конкретных единых стандартов для определения уровня компетенций педагогов при приеме на работу; отсутствие национальных стандартов для учителей и директоров школ с четкими описаниями того,
что они должны знать и уметь делать, что препятствует росту их потенциала
и приводит к неэффективности существующей процедуры отбора и назначения руководителей учреждений;

- несоответствие нынешней системы повышения квалификации учителей их потребностям, устаревшее содержание курсов повышения квалификации
и методы их прохождения, отсутствие механизма дистанционной переподготовки учителей с использованием современных решений ИКТ;

- высококвалифицированные опытные педагоги со стажем не могут пройти аттестацию по причине отсутствия достаточного знания английского языка или в недостаточной мере владения навыками компьютерной грамотности;

- низкий потенциал кадрового состава малокомплектных школ,
не позволяющих достичь необходимого уровня качества образования;

в сфере организации учебного процесса:

- недостаточный уровень методического обеспечения общего среднего образования;

- отсутствие системы вариативности учебников, что создаёт предпосылки для монополизации сферы написания и издания учебников и отрицательно сказывается на их содержательном, методическом и полиграфическом качестве;

- несмотря на компетентносто-ориентированый подход, заложенный
в Государственных образовательных стандартах, методы преподавания
и оценки, а также учебники и другие учебные материалы, в основном направлены, на запоминание и воспроизведение информации и не развивают навыки критического мышления, самостоятельного поиска и анализа информации и других компетенций, важных для жизни в
XXI веке;

- встречающиеся случаи несвоевременного обеспечения учебниками
до начала учебного года, имеющиеся отдельные отрицательные отзывы
по качеству используемых учебников по некоторым предметам, а также практика применения в качестве дополнительных учебных материалов некоторых иностранных учебников;

- слабый уровень обучения английскому языку, другим иностранным языкам и ИКТ;

- недостаточная развитость программ инклюзивного образования
в системе народного образования, а также отсутствие специализированной подготовки преподавателей по инклюзивному образованию в программах отечественных ВУЗов;

- отсутствие в школах внутренних эффективных систем решения конфликтов и профилактики правонарушений, а также отсутствие специализированных программ повышения квалификации учителей
и школьных психологов для выведения учеников из группы риска;

в сфере материально-технического оснащения школ:

- низкая степень удовлетворенности родителей системой школьного образования, включая такие критерии, как состояние благоустройства территории школы, спортивных залов и площадок, классов, обеспеченности учебным инвентарем, мебелью, лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, методикой обучения, контроля посещаемости, комплектности педагогического состава, квалификации администрации и педагогического состава, качество учебных материалов, организации питания и медицинского наблюдения, дополнительных занятий с детьми, безопасности территории школ;

- отсутствие заинтересованности со стороны органов государственной власти на местах в оказании содействия в решении инфраструктурных проблем, связанные со снабжением электроэнергией, углем, холодной и горячей водой, природным газом и канализацией, которые отрицательно влияют на эффективность деятельности общеобразовательных учреждений;

- отсутствие утвержденных современных стандартов строительства, реконструкции, капитального ремонта общеобразовательных учреждениях
и других объектов народного образования.

в сфере финансирования школьного образования:

- резкая диспропорция в общей структуре затрат на школьное образование, при относительно высокой доле расходов на заработную плату
и низкой доле расходов на учебный инвентарь, оборудование (лабораторное
и компьютерное) и учебные материалы, капитальный и текущий ремонт;

- неэффективное, непрозрачное распределение и использование средств
для финансирования школьного образования.

 

Глава 3. Цели и задачи системы народного образования

 

Стратегическими целями системы народного образования являются:

- повышение доступности качественного общего среднего образования
в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, передового международного опыта и современными потребностями общества;

- раскрытие потенциала каждого учащегося;

- развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности учащегося на рынке труда и страны в целом.

Для дальнейшего развития система народного образования должна основываться на современных мировых тенденциях и отойти от практики передачи учащимся набора фактологических знаний, ориентации
на запоминание больших объемов информации, системы, где учитель является центром процесса обучения и видит свою функцию в основном как ретранслятора знаний.

Реформа народного образования должна быть ориентирована                               на компетентностный подход и обеспечить развитие способности ученика
к творческому мышлению и освоению различных методов мышления («научиться учиться»), где учитель является организатором процесса, обучающий учеников находить и анализировать информацию, а учащийся – центр процесса.

Такая модернизированная система народного образования должна способствовать развитию у учеников аналитических способностей, способностей применять академические знания в реальной жизни, «мягких» или «гибких» навыков, таких как работа в команде, лидерство, т.д. 

Ученики в результате обучения должны освоить основные ключевые компетенции и социальные навыки, такие как ответственное принятие решений, при выборе профессии и планирование профессиональной карьеры.

Кроме того, в долгосрочной перспективе предусматривается решение следующих приоритетных задач:

 

1) Качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров:

- кардинальное совершенствование системы подготовки педагогических кадров, с поэтапным переводов педагогических ВУЗов на кредитную систему обучения, пересмотром учебных программ с особым вниманием на такие предметы как педагогика, дидактика, практическая педагогическая психология, методика, разработка учебных материалов и педагогическое оценивание;

- разработка для будущих педагогов методов, позволяющих выявлять
и оценивать склонность к педагогической деятельности и креативные способности;

- поэтапное повышение количества педагогов в общеобразовательных учреждениях со степенью магистра; 

- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для системы общего образования, включая стимулирование притока
в сферу образования молодых кадров;

- формирование образовательной инфраструктуры, позволяющей педагогам осваивать новые дополнительные специализации и квалификации,
в первую очередь, для педагогов малокомплектных образовательных учреждений, расположенных в удаленной местности;

- содействие формированию системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного педагогического образования;

- разработка стандартизированной программы подготовки руководящих кадров, а также повышения квалификации – «Современный образовательный менеджмент» и предоставление по завершении ее прохождения всем слушателям, успешно сдавшим экзамены, специальных сертификатов сроком действия три года, позволяющих занимать должности руководителей образовательных учреждений;

- введение в практику конкурсного отбора среди кандидатов
на руководящие должности, повышение мотивации руководящих кадров общеобразовательных учреждений, путем создания Фонда материального стимулирования директоров школ и других образовательных учреждений,
в распоряжении заведующих районных (городских) отделов народного образования с правом установления ими надбавок к заработной плате
и единовременных премий;

- повышение эффективности механизмов и увеличение охвата педагогов системой дистанционного повышения квалификации и переподготовки;

- обновление содержания и методов преподавания, а также пересмотр методов оценки в курсах повышения квалификации и переподготовки;

- расширение квот по заочному обучению для ВУЗов с педагогическим направлением, а также квот для льготного зачисления абитуриентов
для удаленных горных и пустынных районов (городов) с острым дефицитом педагогических кадров по представлению Министерства народного образования;

               

2) Создание системы по целенаправленной работе с одаренными детьми
и талантливой молодежью:

- пересмотр механизмов проведения олимпиад по дисциплинам,
с прозрачными условиями, направленными на выявление наиболее способных детей в данной предметной области и приближением форм и критериев оценки к профильным международным олимпиадам и конкурсам;

- расширение масштабов исследовательской и инновационной деятельности в ВУЗах с развитием на их базе инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы и технопарки, с распространением их образовательной деятельности на учебно-производственные комплексы при районных (городских) отделах народного образования;

 

- разработка комплексных учебных центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений системы среднего общего образования, в партнерском взаимодействии с субъектами малого
и среднего предпринимательства, с акцентом на программы локализации производства и импортозамещения;

- создание общих средних образовательных учреждений, работающих
в партнерстве с конкретными профильными ВУЗами и лицеями при них,
с акцентом на углубленное изучение иностранных языков, информатики, других важных и востребованных предметов, включая математику, физику, химию и биологию;

- создание в каждом регионе республики «Президентских школ», специализированных на преподавании дисциплин STEAM (наука, технология, инжиниринг, искусство и математика);

- привлечение ведущих профильных ВУЗов к работе с талантливыми детьми, оценке качества школьного образования;

- расширение сети негосударственных учреждений общего среднего образования, с предоставлением в необходимых случаях возможности обучения в них одаренным детям и талантливой молодежи при поддержке заинтересованных общественных организаций и коммерческих предприятий, путем выделения индивидуальных грантов;

 

3) Совершенствование методики преподавания, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса:

- формирование и развитие у учеников здоровой, сильной и действенной положительной мотивации к учебе с раннего возраста;

- разработка современных учебников, учебно-методической литературы
и мультимедийных приложений к ним;

- пересмотр деятельности центров по подготовке и переподготовке педагогов, предусматривающий освоение современных теорий обучения, понимание педагогической и возрастной психологии, владение основами компетентностного и личностно-ориентированного подходов к обучению;

- пересмотр учебных программ профессионального образования, осуществляемого на базе учебных производственных комплексов, с учётом тенденций развития профессий и автоматизации многих процессов производства;

- разработка критериев оценки педагогической деятельности, с упором
на умение сделать процесс обучения интерактивным и способствовать развитию компетенции, предусмотренных государственными образовательными стандартами;

- повышение роли школьных библиотек в целях реорганизации
их в современные (smart) центры самостоятельной подготовки учеников путем увеличения их полезной площади и материально-технического оснащения,
а также объединения в единую информационно-библиотечную систему и подключения к электронным ресурсам Национальной библиотеки Узбекистана;

- развитие научных исследований преимущественно прикладного характера, направленных на изучение и научное обоснование новых, в том, числе альтернативных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;

- расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих расширение осваиваемых учениками компетентностей при сохранении сроков обучения;

- регулярная модернизация системы образовательных стандартов общего среднего образования с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;

- постепенный отказ от «фрагментарной учебной программы»
и сокращение количества учебных предметов, внедрение в старших классах обязательных предметов и предметов по выбору, в целях повышения мотивации учащихся и учета их интересов и потребностей;

- развитие профильного обучения для учащихся 10-11 классов, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей;

- широкое привлечение к организации процесса профессионального образования крупных коммерческих предприятий по специальностям, широко востребованным на международном рынке в области высоких технологий (образовательные программы Cisco, Microsoft, Autodesk и т.д.);

- внедрение программы «IT-Nation», направленной на пересмотр школьной программы обучения информатике, с целью подготовки выпускников с навыками, необходимыми для профессий будущего в сфере ИКТ;

- кардинальное повышение качества общего среднего образования,
с акцентом на углубленное изучение иностранных языков, информатики, математики, физики, химии, биологии, путем расширения практики создания специализированных классов и школ;

- внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений
и постоянно действующей системы общественного мониторинга, создание
в регионах интегрированных центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

- обеспечение участия общественности и крупных коммерческих предприятий в управлении общеобразовательными учреждениями и контроле качества образования;

- развитие механизмов конкурсной поддержки организаций общего образования, обеспечивающей формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения;

 

4) Обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся, становление физически развитого и здорового ребенка:

- популяризация среди учащихся и педагогического состава общеобразовательных учреждений принципов здорового питания;

- создание в общеобразовательных учреждениях спортивных секций;

- внедрение в общеобразовательных учреждениях профилактических программ в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся «Семья и школа вместе» и «Крепкая семья», разработанных Кембриджским Университетом (Великобритания);

- создание механизма систематического анализа качества воспитательного процесса в образовательных учреждениях со стороны активных представителей органов самоуправления граждан;

- проведение со стороны органов самоуправления граждан разъяснительных работ и обсуждений среди родителей учеников, имеющих проблемы в воспитании;

- внедрение в общеобразовательных учреждениях программы «Образование для справедливости», разработанной в рамках Дохинской декларации 2015 года, в целях повышения правовой грамотности учащихся;

- внедрение в общеобразовательных учреждениях программы
по предотвращению насилия (булинг) среди учащихся, на основе изучения
и анализа передового опыта развитых стран в данном направлении;

 5) Улучшение качества образовательных услуг оказываемых детям
с ограниченными возможностями:

- разработка и утверждение минимальных требований к зданиям образовательных учреждений, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями;

- дальнейшее улучшение обеспечения образовательных учреждений,
в которых обучаются дети с ограниченными возможностями, необходимой литературой, методическими пособиями, инвентарем и оборудованием, необходимым для обучения различным профессиям;

- включение в образовательные программы переподготовки и повышения квалификации педагогов специальных учебных программ касающихся инклюзивного образования;

- проведение разъяснительных мероприятий среди общественности
о правах детей с ограниченными возможностями на получение образования,
о содержании и значении инклюзивного образования;

- кардинальный пересмотр деятельности Республиканского центра профориентации и психолого-педагогической диагностики;

6) Широкое внедрение современных методов и направлений внешкольного образования в воспитании молодежи и обеспечении ее занятости в условиях инновационной экономики:

- принятие мер по расширению сети внешкольных образовательных учреждений системы народного образования;

- объединение действующих детских центров «Баркамол авлод» в Единый центр по организации дополнительного образования;

- укрепление материально-технической базы региональных детских центров «Баркамол авлод» и информационно-ресурсных центров;

- увеличение количества и направлений кружков в региональных детских центрах «Баркамол авлод», в том числе по робототехнике
и программированию, для обучения первоначальным основам актуальных профессий с учетом требований времени и интересов учащихся;

- подготовка предложений по открытию в ВУЗах направлений по обучению руководителей кружков внешкольных образовательных учреждений;

- усиление взаимодействия общеобразовательных учреждений
с правоохранительными органами в части обеспечения безопасности школ
от внешних угроз и предотвращения детской преступности;

- создание системы т.н. «шефства» промышленных предприятий, научных учреждений, организаций и хозяйствующих субъектов над учреждениями внешкольного образования.

7) Внедрение современных ИКТ в сфере народного образования:

- разработка концепции «Безопасный школьный Интернет» путем объединения в единую корпоративную сеть передачи данных всех школ
и автоматической фильтрации разрешенных для использования Интернет ресурсов;

- создание внутренних локальных сетей, оснащение компьютерами, интерактивными досками, планшетами и другим оборудованием учебных классов, учителей и администрации школ, разработки электронных интерактивных образовательных ресурсов;

- внедрение системы «Кундалик.уз» на основе государственно-частного партнерства, размещение и систематическое обновление электронных версий всех учебников и методических материалов на образовательном портале eduportal.uz;

- разработка национального контента системы образования, базирующегося на здоровых ценностных ориентирах на основе государственно-частного партнерств;

- внедрение в деятельность Министерства народного образования и его подразделений механизмов оптимизации административных процедур, автоматизации процессов управления, формирования эффективной системы обмена информацией для своевременного и адекватного реагирования
на возникающие вызовы и проблемы на уровне территорий и страны в целом;

- перевод имеющихся учебников и учебно-методической литературы
в электронный вид;

- внедрение биометрической системы в общеобразовательных учреждениях, обеспечивающей мониторинг посещения учеников и учителей;

- повышение уровня компьютеризации образовательного процесса
с учетом современных тенденций в развитии ИКТ ;

- организация подготовки и издания учебной и учебно-методической литературы нового поколения, разработанной по обновленным учебным планам и программам, с применением новых педагогических и ИКТ;

- принятие мер по организации системного процесса разработки
и внедрения мультимедийных образовательных продуктов;

- создание электронного магазина (аrt shop) для реализации творческих работ обучающихся в кружках детских центрах «Баркамол авлод»;

- внедрение системы по размещению информации в детских библиотеках об электронных книгах с помощью QR-кода для загрузки и скачивания электронных книг на мобильные устройства.

8) Создание действенных механизмов противодействия коррупции
в системе народного образования:

- разработка проектов нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации государственной службы работников народного образования, в том числе правовой статус, классификацию государственных служащих системы народного образования, прозрачные механизмы поступления на службу (на конкурсной основе), формирования кадрового резерва, обеспечения соблюдения этических норм поведения;

- создание современной системы оплаты труда и социального обеспечения государственных служащих системы народного образования, способствующей повышению привлекательности государственной службы, минимизации рисков проявления коррупции и совершения должностных злоупотреблений;

- обеспечение прозрачности и открытости деятельности Министерства народного образования и его территориальных подразделений, внедрения современных форм предоставления информации физическим и юридическим лицам, искоренения излишних административных издержек при взаимодействии с обществом и бизнесом;

- дальнейшее совершенствование системы работы с обращениями физических и юридических лиц, внедрение новых эффективных механизмов
и методов налаживания открытого диалога с населением;

- повышение производительности труда работников системы народного образования за счет рационального использования рабочего времени, материально-производственных ресурсов и широкого внедрения достижений ИКТ;

9) Укрепление материально-технической базы учреждений системы народного образования и повышение эффективности бюджетного финансирования, включая:

- поэтапное строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий общеобразовательных учреждений, с учетом международного опыта, внедрение передовых технологий и инженерных решений, оснащение и дооснащение необходимой мебелью, современным учебным и лабораторным оборудованием, учебно-методическими материалами, компьютерной и мультимедийной техникой, в соответствии с утвержденными нормативами;

- переход к бюджетированию, ориентированному на результат
и нормативному подушевому ваучерному финансированию учреждений системы народного образования (принцип «деньги следуют за учеником»),
с внедрением практики ежегодного определения и утверждения среднего норматива финансирования на одного ученика;

- распространение практики формирования внебюджетных средств государственных образовательных учреждений за счет оказания ими платных услуг, а также средств спонсорских и благотворительных пожертвований;

10) Создание в системе государственного управления народным образованием современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий, расширение практики использования передовых достижений из международного опыта в области народного образования:

- создание системы стратегического планирования, позволяющей формировать будущие модели инновационного развития системы народного образования на основе долгосрочных сценариев повышения интеллектуального и технологического потенциала страны;

- расширение и укрепление международных связей, широкое освещение на международном уровне отечественных достижений в области народного образования посредством проведения конференций, выставок и других мероприятий;

- создание эффективных механизмов внедрения современных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности в область управления народным образованием;

- широкое внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, в том числе применение альтернативных и возобновляемых источников энергии, как в части эксплуатации зданий, помещений и оборудования образовательных учреждений так и в образовательном процессе;

- разработка цифровых онлайн-платформ для обеспечения контроля поступления и распределения средств, полученных от внебюджетных источников, спонсоров, благотворителей и др.;

- внедрение методов виртуального образования с использованием современных инновационных технологий;

- внедрение современных технологий блокчейн для оптимизации административных и образовательных процессов.

 

Глава 4. Основные направления развития системы народного образования

 

В соответствии с определенной стратегической целью реформирования системы народного образования, выделяются следующие приоритетные направления развития:

- модернизация содержания образования;

- структурные изменения системы образования;

- обеспечение доступности качественного образования.

В сфере модернизации содержания образования:

- коренное изменение содержания общего среднего образования
для создания компетентностной модели обучения направленной на изучение,
в первую очередь, иностранных языков, информатики, математики, физики, химии и биологии, необходимых в дальнейшем для освоения профессий востребованных в рамках создаваемой инновационной экономики на основе новых учебных стандартов, программ, учебников и методических материалов;

- привитие ученикам принципов демократии и гражданского общества, нравственно-духовных и культурных ценностей, а также здорового образа жизни;

- развитие способностей по выбору профессии и самостоятельному планированию профессио­нальной карьеры, подготовке к освоению современных востребованных профессий;

- модернизация дополнительного образования с учетом необходимости одновременного формирования у детей культурно-нравственных ценностей
и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии в будущем;

- модернизация специального образования, предусматривающая полный охват всех нуждающихся детей специальной психолого-педагогической помощью и обязательное включение родителей в процесс обучения
и воспитания ребенка, их целенаправленная подготовка силами специалистов;

- модернизация содержания среднего профессионального образования, осуществляемого на базе учебно-производственных комплексов с ориентацией на освоение наиболее востребованных профессий.

В сфере структурных изменений системы образования:

- введение новой системы оплаты труда в сфере народного образования,
с применением стимулирующих надбавок преподавателям и управленцам,
с учетом результативности их деятельности и эффективности использования современных образовательных технологий;

- формирование системы партнерского взаимодействия учебно-производственных комплексов с субъектами предпринимательства,
для  изучения рынка труда;

- создание системы инклюзивного образования для обучения детей
с ограниченными возможностями, включающей установление
в общеобразовательных учреждениях специальных приспособлений (подъемные устройства, пандусы, поручни и т.д.), а также обеспечение соответствующим кадровым потенциалом (педагоги-дефектологи, специалисты по психолого-педагогическому сопровождению детей);

- создание национальной системы оценки качества общего среднего образования с применением методологии оценки учебных достижений, применяемых в рамках программы международного исследования оценки учебных достижений (PISA);

В сфере обеспечения равенства доступа к качественному образованию:

- повышение качества ресурсного обеспечения общеобразовательных учреждений, особенно расположенных в удаленной сельской местности;

- обеспечение доступа для всех средних общеобразовательных учреждений к сети Интернет и повышение уровня компьютеризации образовательного процесса;

- развитие механизмов дополнительного дистанционного образования
в общеобразовательных школах;

- создание мотивации и условий для повышения привлекательности работы педагогов в общеобразовательных учреждениях, расположенных
в удаленной сельской местности;

- обеспечение доступа национальных меньшинств к получению
образования на родном языке, сохранение культурного и языкового многообразия в об­разовательной среде;

- поддержка детей с ограниченными возможностями и интегрирование
их в обычные образовательные учреждения;

- расширение сети негосударственных школьных образовательных учреждений, а также образовательных учреждений, функционирующих
в рамках государственно-частного партнерства;

- внедрение дополнительной платы при поступлении или переходе учащихся в общеобразовательные учреждения, не входящих в микроучасток общеобразовательного учреждения.

 

Глава 6. Механизм реализации Концепции

 

Реализация Концепции осуществляется путём своевременного, качественного и полного выполнения «Дорожной карты». Координация
и контроль за выполнением всех компонентов Дорожной карты осуществляется Рабочей группой, создаваемой при Министерстве народного образования Республики Узбекистан по обеспечению реализации Концепции.

Рабочая группа обеспечивает:

- координацию и контроль за деятельностью министерств, ведомств
и других организаций - ответственных исполнителей в части реализации Дорожной карты;

- пересмотр действующих и разработку новых нормативно-правовых актов в сфере народного образования;

- организацию регулярного мониторинга за ходом выполнения соответствующих мероприятий Дорожной карты.

Рабочая группа имеет право:

- запрашивать отчёты министерств, ведомств и других организаций
о проделанной работе по реализации мероприятий Дорожной карты;

- принимать дополнительные меры, направленные на дальнейшее развитие системы народного образования, на основе анализа текущего состояния отрасли и предложений министерств, ведомств и других организаций.

Министерства, ведомства и другие организации - ответственные исполнители обеспечивают:

- своевременное, качественное и полное выполнение поставленных задач

в Дорожной карте, в соответствии с установленными сроками и объёмами работ;

- разработку и представление в Рабочую группу плана работ
по реализации соответствующих мероприятий на следующий отчётный год;

- на ежеквартальной основе представление в Рабочую группу отчётов
о ходе выполнения поставленных задач в Дорожной карте.

 

Глава 7. Ожидаемые результаты от реализации Концепции

 

Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие:

- внедрение новых государственных образовательных стандартов
и учебных программ общего среднего образования, отвечающих требованиям современной инновационной экономики, с учетом STEAM-дисциплин,
с акцентом не на запоминание и воспроизведение информации, а на развитие компетенций и навыков, важных для жизни в XXI веке (критическое мышление, самостоятельный поиск и анализ информации и др.);

- внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих расширение осваиваемых учениками компетентностей;

- создание системы формирования и развития у учеников здоровой, сильной и действенной положительной мотивации к учебе с раннего возраста;

- внедрение вариативных программ образования и развитие программ профильного обучения на старшей ступени общего образования с учетом интересов и особенностей учащихся;

- создание специализированных классов и школ, с акцентом
на углубленное изучение иностранных языков, информатики, математики, физики, химии и биологии;

- пересмотр системы оценки учащихся с оценки запоминания
и воспроизведения информации на оценку компетенций;

- обеспечение участия Республики Узбекистан в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся (PISA, TIMSS и PIRLS);

- вхождение Республики Узбекистан в ведущие международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;

- создание условий для обеспечения участия работодателей в оценке профессиональных квалификаций выпускников 11–х классов;

- создание центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций в каждом районе (городе);

- улучшение методического, содержательного и полиграфического качества учебников и учебно-методической литературы посредством внедрения вариативности учебников и усиления реальной конкуренции между авторами;

- совершенствование порядка издания учебной и учебно-методической литературы, увеличение сроков переиздания, внедрение системы двухгодичной апробации, а также отмена порядка конкурсного отбора учебников;

- подготовка дидактических материалов и мультимедийных продуктов нового поколения, с акцентом на углубленное изучение иностранных языков, информатики, других важных и востребованных предметов, включая математику, физику, химию, биологию;

- создание сетевых школ на базе успешно функционирующих общеобразовательных учреждений с включением в данную сеть других школ
с низким коэффициентом загруженности;

- внедрение различных моделей образования детей школьного возраста
на базе некоммерческих организаций, учреждений общего и дополнительного образования;

- создание Президентских школ во всех регионах республики;

- поэтапное открытие «Современных школ», построенных по типовым проектам во всех регионах,

- преобразование общеобразовательных учреждений в «Современные школы» в количестве 4 860 ед. согласно утвержденным критериям оценки.

- принятие Закона «О статусе учителя»;

- введение стимулирующих надбавок преподавателям, учителям
и управленцам с учетом результативности их деятельности и эффективности использования современных образовательных технологий;

- создание электронных ресурсов для педагогов на основе государственных стандартов и учебных программ курсов повышения квалификации педагогических кадров, с целью оказания методической помощи;

- повышение качества дополнительного образования и доведение охвата детей услугами дополнительного и внешкольного образования до 50%
от общего количества учеников;

- создание в республике не менее 30 этно-культурных центров (традиции, наряды, ремесло, гастрономия, изучение исторического наследия и т.д.),
с учетом этно-культурных особенностей каждого региона;

- доведение количества руководителей кружков с высшим образованием
в детских центрах «Баркамол авлод» до 97%;

- перевод некоторых педагогических ВУЗов на кредитную систему обучения;

- усовершенствование учебных планов и программ высших профессиональных образовательных учреждений, институтов повышения квалификации по направлению образования, с учетом современных теорий образования и исходя из квалификационных требований;

- увеличение количества квот по заочному обучению для ВУЗов
с педагогическим направлением;

- увеличение квот для льготного зачисления абитуриентов для удаленных горных и пустынных районов с острым дефицитом педагогических кадров;

- подготовка в педагогических ВУЗах специалистов по направлению «Менеджмент в сфере народного образования»;

- присвоение директорам всех общеобразовательных учреждений
сертификата «менеджер народного образования»;

- прохождение порядка 3 тысяч учителей (неспециалистов) курсов педагогической и профессиональной переподготовки по учебным предметам;

- перевод большинства общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое ваучерное финансирование;

- расширение внебюджетных источников финансирования общеобразовательных учреждений;

- организация бесперебойного обеспечения учреждений системы народного образования электроэнергией, природным газом, углем, питьевой водой и другими коммунальными услугами;

- обеспечение общеобразовательных учреждений широкополосным доступом к сети Интернет;

- внедрение во всех общеобразовательных учреждениях автоматизации учебного процесса, связанной с использованием электронных форм журналов учета успеваемости и дневника, дистанционным мониторингом за посещением, отслеживанием времени прибытия и убытия учащихся;

- внедрение во всех общеобразовательных учреждениях механизма оказания государственных услуг по приему и переводу учащихся;

- введение идентификационных карт учащихся общеобразовательных учреждений (ID-карта, NFS метка и другое);

- усиление роли Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента за всестороннее содействие общеобразовательным учреждениям, в части поддержки и развития их инфраструктуры.

Общие комментарии

3489