ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во коммент.
1472 Генеральная прокуратура Республики Узбекистан 12/12/2018 28/12/2018 40

Обсуждение завершено

Закон Республика Узбекистан
О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства
ID-1472

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений при осуществлении государственного контроля деятельности субъектов предпринимательства.

Действие настоящего Закона не распространяется на проверки:

проводимые в рамках Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов»;

полноты и достоверности учета поставки, потребления и своевременности осуществления расчетов за коммунальные услуги;

проводимые в рамках возбужденного уголовного дела, а также на доследственные проверки, осуществляемые в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством;

деятельности государственных учреждений;

деятельности негосударственных некоммерческих организаций, за исключением случаев осуществления ими предпринимательской деятельности;

деятельности постоянных учреждений и представительств нерезидентов в Республике Узбекистан;

проводимые по инициативе субъектов предпринимательства и/или их учредителей.

Проверки деятельности государственных предприятий, осуществляются в порядке, установленном для бюджетных организаций.

 

Статья 2. Законодательство о государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства

 

Законодательство о государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Особенности государственного контроля, осуществляемого путем налоговой проверки, определяются налоговым законодательством.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

государственный контроль деятельность контролирующих органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами предпринимательства требований законодательства путем проведения профилактических мероприятий, проверок и постпроверочного анализа.

контролирующие органы – министерства, ведомства и иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять государственный контроль деятельности субъектов предпринимательства;

проверка – совокупность мероприятий, проводимых контролирующими органами для оценки соответствия деятельности или действий (бездействия) субъектов предпринимательства, производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) требованиям законов и иных актов законодательства;

проверка финансово хозяйственной деятельности – изучение и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов субъектов предпринимательства с целью осуществления контроля за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства;

программа проверки – контрольный вопросник проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства.

Статья 4. Основные принципы осуществления государственного контроля

 

Основными принципами осуществления государственного контроля являются:

защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательства;

законность, объективность и гласность в деятельности контролирующих органов;

невмешательство в законную деятельность субъекта предпринимательства;

приоритет прав субъекта предпринимательства, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и ее государственного контроля, толкуются в пользу субъекта предпринимательства;

обеспечение раннего предупреждения, повышения эффективности профилактики и недопущения правонарушений субъектами предпринимательства.

Статья 5. Профилактические мероприятия в деятельности субъектов предпринимательства

 

Контролирующие органы осуществляют профилактические мероприятия в деятельности субъектов предпринимательства, направленные на:

повышение правового сознания и правовой культуры;

укрепление законности в их деятельности;

выявление, изучение причин совершения правонарушений и условий, им способствующих;

принятие мер по раннему предупреждению правонарушений;

снижение у субъектов предпринимательства риска привлечения к ответственности.

Профилактические мероприятия осуществляются контролирующими органами на основании утвержденных ими ежеквартальных адресных программ путем проведения правовой пропаганды.

При установлении фактов совершения правонарушений в ходе проведения профилактических мероприятий, должностные лица контролирующих органов обязаны изучить причины совершения правонарушений и способствующие им условия.

По результатам профилактических мероприятий контролирующими органами субъектам предпринимательства представляются рекомендации по недопущению или устранению правонарушений, а также предложения по предупреждению правонарушений в деятельности субъектов предпринимательства.

При осуществлении профилактических мероприятий не допускается вмешательство в деятельность субъектов предпринимательства, ограничение их прав, свобод и законных интересов, проведение проверок и применение каких-либо мер правового воздействия.

 

Статья 6Система «анализ риска»

 

Система «анализ риска» предполагает механизм определения степени риска совершения субъектами предпринимательства нарушений законодательства в своей деятельности на основе конкретных критериев по соответствующей сфере государственного контроля.

Система «анализа риска» применяется без осуществления взаимодействия с субъектами предпринимательства, за исключением случаев представления ими отчетов в соответствующие контролирующие органы в порядке, установленном законодательством.

Критерии и порядок внедрения в деятельность контролирующих органов системы «анализа риска» определяются контролирующими органами по согласованию с уполномоченным органом и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан, исходя из специфики осуществляемого ими контроля. 

Статья 7. Основания для инициирования проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства

Основаниями для инициирования проведения проверки деятельности субъектов предпринимательства являются:

обращения физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства; 

результаты системы «анализ риска» в деятельности субъектов предпринимательства.

Основаниями для инициирования проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства являются:

систематическое (два и более раза в течение финансового года) нарушение налогового и таможенного законодательства по уплате налогов и других обязательных платежей;

выявление нарушений налогового законодательства, превышающих сумму сто минимальных размеров заработной платы;

выявление фактов нарушения налогового и таможенного законодательства субъектами предпринимательства, имеющими в уставном фонде долю государства более пятидесяти процентов.

В случаях, предусмотренных в абзацах третьем и четвертом части второй настоящей статьи, проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства инициируются после принятия органами государственной налоговой службы мер, предусмотренных законодательством.

Статья 8. Порядок организации проверок

 

Проверки деятельности субъектов предпринимательства организуются:

по согласованию с уполномоченным органом по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства (далее – уполномоченный орган);

в порядке уведомления уполномоченного органа.

Проверки, проводимые по основаниям, предусмотренным статьей 7 настоящего Закона, осуществляются по согласованию с уполномоченным органом.

Перечень проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа, утверждается Президентом Республики Узбекистан.

Статья 9. Требования к должностным лицам контролирующих органов, осуществляющим проверки

Проверка деятельности субъектов предпринимательства осуществляется должностными лицами контролирующих органов, прошедшими аттестацию и получившими специальное удостоверение о допуске к проведению проверок в порядке, установленном законодательством.

Допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке деятельности субъектов предпринимательства осуществляется при наличии служебного удостоверения, специального удостоверения о допуске к проведению проверок и оснований, предусмотренных настоящим Законом.

Порядок проведения аттестации должностных лиц контролирующих органов по предоставлению права на проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Глава 2. Координация проверок

Статья 10. Уполномоченный орган по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства

Уполномоченный орган определяется решением Президента Республики Узбекистан.

Уполномоченный орган в пределах своих полномочий:

рассматривает и изучает обоснованность заявок контролирующих органов о проведении проверок деятельности субъектов предпринимательства;

принимает решение о разрешении или об отказе в проведении проверок деятельности субъектов предпринимательства, а также продления или переноса их сроков;

осуществляет контроль за соблюдением контролирующими органами требований законодательства по проведению проверок деятельности субъектов предпринимательства;

принимает меры по привлечению к ответственности виновных должностных лиц контролирующих органов за нарушение законодательства о проведении проверок деятельности субъектов предпринимательства;

обеспечивает ведение единого учета и отчетности в сфере осуществления государственного контроля;

осуществляет мониторинги и оценку деятельности контролирующих органов в сфере государственного контроля и профилактики правонарушений;

обеспечивает ведение единой правоприменительной практики контролирующими органами при осуществлении государственного контроля.

Решения уполномоченного органа в части проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства являются обязательными для контролирующих органов.

Статья 11. Единая система электронной регистрации проверок

 

Все проверки деятельности субъектов предпринимательства подлежат обязательной регистрации контролирующими органами в Единой системе электронной регистрации проверок.

Проверки деятельности субъектов предпринимательства, проведенные без регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок, являются незаконными, за исключением случаев, предусмотренных в части третьей настоящей статьи.

В случаях, предусмотренных законодательством, отдельные проверки, проводимые в уведомительном порядке, могут быть зарегистрированы в Единой системе электронной регистрации проверок в течение одного рабочего дня с момента их завершения.

Результаты проведенных проверок, в том числе принятые меры реагирования, вносятся контролирующими органами в Единую систему электронной регистрации проверок в течение трех рабочих дней с момента завершения проверок, а результаты принятых мер реагирования – в течение трех рабочих дней с момента их принятия.

Информация, отнесенная в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, не вносится в Единую систему электронной регистрации проверок.

Порядок ведения Единой системы электронной регистрации проверок определяется уполномоченным органом.

Глава 3. Основания, сроки и порядок проведения проверок

 

Статья 12. Основания для проведения проверок

 

Основанием для проведения проверок по согласованию с уполномоченным органом являются:

разрешение уполномоченного органа или его соответствующего территориального подразделения;

решение контролирующего органа, принятое на основании разрешения уполномоченного органа или его соответствующего территориального подразделения, с указанием наименования и почтового адреса проверяемого субъекта предпринимательства, его идентификационного номера налогоплательщика, состава проверяющих должностных лиц контролирующего органа, цели и срока проведения проверки, а также проверяемого периода;

программа проверки, утвержденная руководителем контролирующего органа.

Основанием для проведения проверок, осуществляемых в порядке уведомления уполномоченного органа, являются решение контролирующего органа, с указанием сведений, предусмотренных в абзаце третьем части первой настоящей статьи, и программа проверки, утвержденная руководителем контролирующего органа.

Статья 13. Сроки проведения проверок

 

Сроки проверок, проводимых на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства или инициируемых контролирующими органами по результатам системы «анализ риска» в деятельности субъектов предпринимательства, не должны превышать десяти календарных дней.

Сроки проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства не должны превышать тридцати календарных дней.

Максимальный срок проведения проверки деятельности субъектов предпринимательства, установленный настоящим Законом, может быть продлен только один раз по обоснованным заявкам контролирующих органов с разрешения уполномоченного органа. При этом срок, на который продлевается проведение проверки, не может превышать основной срок ее проведения.

Срок проведения проверки или его часть могут быть приостановлены и (или) перенесены в случае невозможности ее проведения только с разрешения уполномоченного органа по обоснованным заявкам контролирующих органов. При этом проведение проверки по перенесенному сроку должно быть завершено в течение тридцати календарных дней
с момента получения разрешения уполномоченного органа о его переносе.

Сроки проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа, устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан. Продление, приостановление и перенос сроков проведения таких проверок осуществляются в порядке, предусмотренном в частях третьей и четвертой настоящей статьи, по уведомлению уполномоченного органа.

Статья 14. Порядок проведения проверок

 

Порядок проведения проверок определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Перед началом проведения проверки должностное лицо контролирующего органа под роспись руководителя субъекта предпринимательства или заменяющего его лица либо индивидуального предпринимателя:

ознакомляет субъекта предпринимательства с целью проверки, в письменной форме разъясняет ему права и обязанности, предусмотренные в статье 17 настоящего Закона;

предъявляет свое служебное удостоверение и специальное удостоверение о допуске к проведению проверок;

вручает проверяемому субъекту предпринимательства копии документов, являющиеся основанием для проведения проверки, предусмотренные статьей 12 настоящего Закона;

заполняет книгу регистрации проверок в установленном порядке;

В случаях, предусмотренных законом, действия, указанные в части второй настоящей статьи, совершаются до завершения проверки.

Отказ проверяемого субъекта предпринимательства от получения копий документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона, не является основанием для отмены проверки. В случае отказа субъекта предпринимательства от получения данных документов должностным лицом контролирующего органа составляется акт. В данном случае началом проведения проверки считается момент составления акта.

Проверки субъектов предпринимательства проводятся только в рамках проверяемого периода, указанного в решении о проведении проверки контролирующего органа, а также в пределах вопросов, предусмотренных в программе проверок.

При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства может быть охвачено не более пяти календарных лет, а по остальным проверкам – не более трех календарных лет их деятельности, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

При этом проверки деятельности субъектов предпринимательства охватывают только период, последующий за последней проведенной проверкой, но не более сроков, установленных частью шестой настоящей статьи, непосредственно предшествовавших году проведения новой проверки.

Проверки, связанные с информацией, отнесенной в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты, проводятся с учетом особенностей законодательства о защите государственных секретов.

Статья 15. Книга регистрации проверок

 

Перед началом проверки проверяемый субъект предпринимательства предоставляет проверяющему должностному лицу книгу регистрации проверок для внесения соответствующих записей.

В случае отказа проверяющего должностного лица от заполнения книги регистрации проверок или выявления субъектом предпринимательства несоответствия сведений, внесенных в книгу регистрации проверок, с документами, являющимися основанием для проведения проверки, проверяющее должностное лицо не допускается к проведению проверки.

Книга регистрации проверок заполняется в письменной или электронной форме.

Информация, отнесенная в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, не вносится в Книгу регистрации проверок.

Форма и порядок заполнения книги регистрации проверок, а также ведения ее электронной формы утверждаются уполномоченным органом.

 

Статья 16. Права и обязанности должностных лиц контролирующих органов при проведении проверок

 

Должностные лица контролирующих органов при проведении проверок в пределах своей компетенции имеют право:

требовать от проверяемых субъектов предпринимательства необходимую документацию и другую информацию, непосредственно связанную с предметом и программой проверки;

фиксировать процесс проведения проверок средствами фото-, аудио-и видеотехники;

выдавать проверяемым субъектам предпринимательства обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

привлекать в необходимых случаях экспертов и назначать экспертизу в порядке, установленном законодательством;

вносить в уполномоченный орган заявки или уведомление о продлении, приостановлении и (или) переносе сроков проведения проверок, при наличии объективных на то оснований.

Законные требования должностных лиц контролирующих органов обязательны для исполнения проверяемыми субъектами предпринимательства.

Должностные лица контролирующих органов при проведении проверок обязаны:

не препятствовать функционированию субъектов предпринимательства, привлечению ими своих представителей и представителей объединений субъектов предпринимательства и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан для осуществления общественного контроля за проведением проверок, а также присутствию данных лиц при проверках;

давать субъектам предпринимательства устные разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также представлять им информацию о ходе проведения проверок их деятельности;

обеспечивать неразглашение информации, отнесенной в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

предоставлять проверяемому субъекту предпринимательства один экземпляр акта о результатах проверки в день ее окончания;

принимать предусмотренные законодательством меры реагирования в случае выявления признаков преступлений в ходе проведения проверок.

Должностные лица контролирующих органов при проверке деятельности субъектов предпринимательства могут иметь и другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 17. Права и обязанности проверяемых субъектов предпринимательства

 

Проверяемые субъекты предпринимательства при проведении проверок имеют право:

требовать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов документы, являющиеся основанием для проведения проверки, знакомиться с документами, удостоверяющими личность проверяющих, и право допуска к проведению проверок;

получать информацию о проводимой проверке, в том числе в Единой системе электронной регистрации проверок;

приглашать для участия в проверке представителей объединений субъектов предпринимательства, Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан, членами которых они являются;

сравнивать информацию, внесенную в книгу регистрации проверок, с информацией, содержащейся в предоставленных проверяющим должностным лицом документах;

не допускать к проверке лиц, не предоставивших основания для ее проведения, не указанных в решении о назначении проверки, не предъявивших свое служебное удостоверение и специальное удостоверение о допуске к проведению проверок, отказавшихся от заполнения книги регистрации проверок, а также в случаях ненаступления или истечения сроков проверок, указанных в решении;

не выполнять требования проверяющих должностных лиц контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки;

присутствовать при проведении проверки;

фиксировать процесс проведения проверок средствами фото-, аудио-и видеотехники;

пользоваться услугами переводчика, адвоката и налогового консультанта;

получать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов один экземпляр акта о результатах проверки в день ее окончания;

давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также излагать в акте о результатах проверки замечания и возражения по результатам проверки;

обжаловать результаты проверки в порядке, установленном законом.

Проверяемые субъекты предпринимательства при проведении проверок обязаны:

по законному требованию проверяющих должностных лиц контролирующих органов предъявлять материалы и документы, относящиеся к предмету и программе проверки, необходимые для осуществления проверки;

допускать проверяющих должностных лиц контролирующих органов к объектам проверки;

оказывать содействие проверяющим должностным лицам контролирующих органов в исполнении их обязанностей.

Проверяемые субъекты предпринимательства могут иметь и другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

Глава 4. Оформление результатов проверки и рассмотрение материалов проверки контролирующим органом

 

Статья 18. Оформление акта о результатах проверки

 

По результатам проверки должностными лицами контролирующих органов в двух экземплярах оформляется акт с указанием:

даты, времени и места составления акта;

наименования контролирующего органа, фамилии, имени, отчества и должностных лиц, проводивших проверку;

даты и номера разрешения уполномоченного органа или его территориального подразделения, решения о проведении проверки;

наименования проверяемого субъекта предпринимательства – юридического лица, фамилии, имени, отчества его руководителя или заменяющего его лица либо фамилии, имени, отчества проверяемого индивидуального предпринимателя;

факта разъяснения проверяемому субъекту предпринимательства его прав и обязанностей;

сведений об участии в проверке членов объединений субъектов предпринимательства, адвоката, налогового консультанта, а также представителей Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан;

сведений о заполнении книги регистрации проверок;

период проведенной проверки;

проверяемый период деятельности субъектов предпринимательства;

сведений о результатах проверки, в том числе о выявленных в ходе проверки нарушениях.

Акт о результатах проверки подписывается должностными лицами контролирующего органа и руководителем проверяемого субъекта предпринимательства – юридического лица (при отсутствии руководителя – заменяющим его лицом), проверяемым индивидуальным предпринимателем.

День вручения проверяемому субъекту предпринимательства акта о результатах проверки считается днем завершения проведения проверки.
При уклонении проверяемого субъекта предпринимательства от получения акта о результатах проверки должностное лицо контролирующего органа вносит об этом соответствующую запись в акт о результатах проверки и с этого момента проверка считается завершенной. В данном случае один экземпляр акта о результатах проверки отправляется субъекту предпринимательства по почте заказным письмом не позднее одного рабочего дня.

Статья 19. Рассмотрение контролирующим органом материалов проверки

 

Материалы проверки рассматриваются руководителем или заместителем руководителя контролирующего органа по истечении десяти, но не позднее пятнадцати рабочих дней со дня завершения проверки.

Субъект предпринимательства вправе представить свои письменные объяснения или возражения по акту проверки в течение десяти рабочих дней со дня завершения проверки. В данном случае материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц субъекта предпринимательства. О дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки контролирующий орган извещает субъекта предпринимательства не менее чем за два рабочих дня до рассмотрения в установленном порядке.

Если субъект предпринимательства известил контролирующий орган о невозможности явки на рассмотрение материалов проверки по уважительным причинам, руководитель или заместитель руководителя контролирующего органа принимает решение об отложении рассмотрения материалов проверки на срок не более трех рабочих дней, о чем извещается субъект предпринимательства. Если субъект предпринимательства, несмотря на повторное извещение, не явился на рассмотрение материалов проверки, указанные материалы, включая представленные субъектом предпринимательства объяснения и возражения, рассматриваются без его участия.

При рассмотрении материалов проверки определяются наличие признаков нарушения законодательства, размер и характер применяемых финансовых и экономических санкций, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, наличие признаков административного правонарушения или преступления, а также другие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения материалов проверки.

При рассмотрении материалов проверки ведется протокол, в котором указываются:

дата и место рассмотрения материалов проверки;

фамилия, имя, отчество, а также должность лица, рассматривающего материалы проверки;

сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении материалов проверки;

рассматриваемые материалы проверки;

объяснения лиц, участвующих в рассмотрении материалов проверки, их ходатайства и результаты их рассмотрения;

документы, изученные при рассмотрении материалов проверки;

другие сведения о ходе рассмотрения материалов проверки.

Протокол рассмотрения материалов проверки подписывается должностным лицом, рассмотревшим материалы проверки, а также другими лицами, участвовавшими в их рассмотрении.

Статья 20. Решение контролирующего органа по результатам рассмотрения материалов проверки

 

По итогам рассмотрения материалов руководитель или заместитель руководителя контролирующего органа в пределах полномочий контролирующего органа принимает решение, предусматривающее:

возложение обязанности на субъект предпринимательства по устранению выявленных правонарушений, возмещению причиненного вреда и/или ущерба, а также принятию мер по недопущению повторных правонарушений;

привлечение субъекта предпринимательства к ответственности за совершение правонарушения или отказ в этом.

В решении контролирующего органа по результатам рассмотрения материалов проверки указываются:

обстоятельства совершенных субъектом предпринимательства правонарушений, выявленных проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;

конкретное правонарушение с указанием норм законодательства, предусматривающих данное правонарушение и применяемые меры ответственности;

сроки устранения правонарушений;

право субъекта предпринимательства на освобождение от ответственности в случае устранения допущенных правонарушений в установленные сроки.

В решении могут быть указаны и иные сведения исходя из результатов проверки и полномочий контролирующего органа.

Копия решения контролирующего органа по результатам рассмотрения материалов проверки в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня вынесения решения, вручается субъекту предпринимательства под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.
В случае невозможности вручения копии решения субъекту предпринимательства, она отправляется по почте заказным письмом и считается врученной по истечении трех дней после отправки.

Глава 5. Заключительные положения

 

Статья 21. Обжалование решений уполномоченного органа, контролирующих органов, действий (бездействия) их должностных лиц

 

Субъекты предпринимательства имеют право обжаловать решение контролирующих органов, а также действия (бездействие) и решения их должностных лиц по своему усмотрению вышестоящему органу или должностному лицу либо непосредственно в суд в порядке, установленном законодательством.

Подача жалобы в вышестоящий орган или должностному лицу не лишает субъекта предпринимательства права на подачу аналогичной жалобы в суд и (или) другие уполномоченные органы.

Обжалование решения территориальных подразделений уполномоченного органа рассматриваются уполномоченным органом или судом, а обжалование решения уполномоченного органа рассматривается только судом в порядке, установленном законодательством.

Подача жалобы в вышестоящий орган или в суд приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действия, за исключением действий или решений, связанных с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения, до принятия решения по жалобе вышестоящим органом государственной налоговой службы или до вступления в законную силу решения суда соответственно. О подаче жалобы в вышестоящий орган или в суд субъект предпринимательства обязан известить контролирующий орган, решение или действия должностного лица которого обжалуются, с приложением соответствующих подтверждающих документов.

Статья 22. Недействительность решения контролирующего органа о результатах проверки

 

Решение контролирующего органа по результатам проверки признается недействительным, если проверка была проведена с нарушением требований настоящего Закона и иных актов законодательства.

Вопрос признания решения контролирующего органа по результатам проверки недействительным рассматривается судом.

В случае признания недействительным решения контролирующего органа по результатам проверки, данное решение не является доказательством правонарушений, установленных в ходе проверки.

Статья 23. Постпроверочный анализ

 

По результатам проводимых проверок контролирующими органами осуществляется постпроверочный анализ, направленный на выявление причин систематических нарушений законодательства, допущенных субъектами предпринимательства.

Постпроверочный анализ осуществляется исключительно на основе информации, полученной по результатам проведения проверок.

В ходе осуществления постпроверочного анализа контролирующими органами обобщаются причины систематических нарушений законодательства, по его результатам разрабатываются предложения по предупреждению правонарушений в деятельности субъектов предпринимательства для последующего проведения профилактических мероприятий.

При осуществлении постпроверочного анализа не допускается вмешательство в деятельность субъектов предпринимательства, истребование каких-либо информации или документов, ограничение их прав, свобод и законных интересов, проведение проверок и применение мер правового воздействия.

 

Статья 24. Гарантии невмешательства в деятельность субъектов предпринимательства и должностных лиц контролирующих органов

 

Должностные лица контролирующих органов не вправе вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательства, осуществляемую в соответствии с законодательством.

Если должностные лица контролирующих органов обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов предпринимательства, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые прямо связаны с устранением конкретного нарушения. Должностные лица контролирующих органов не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности субъектов предпринимательства.

Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные субъекту предпринимательства в результате незаконных решений или иных действий должностных лиц контролирующих органов, подлежат возмещению за счет внебюджетных средств контролирующих органов.

Не допускаются при проведении проверки вмешательство в законную деятельность должностных лиц контролирующих органов, воспрепятствование выполнению их служебных обязанностей со стороны субъектов предпринимательства, членов объединений субъектов предпринимательства, адвокатов и налоговых консультантов, а также представителей Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан, приглашенных для участия в проверке.

Статья 25. Оценка эффективности работы контролирующих органов по проведению проверок

 

Оценка эффективности работы контролирующих органов по проведению проверок осуществляется уполномоченным органом. Эффективность работы контролирующих органов по проведению проверок деятельности субъектов предпринимательства определяется по следующим критериям:

осуществление профилактических мер в деятельности субъектов предпринимательства, повышение уровня соблюдения требований законодательства и недопущение ими систематических правонарушений;

осуществление работ, направленных на предоставление субъектам предпринимательства возможности исправления допущенных ими правонарушений в ходе проверок их деятельности;

соответствие проводимых проверок с требованиями законодательства.

Не допускается оценка эффективности работы контролирующих органов по проведению проверок деятельности субъектов предпринимательства по количеству выявленных правонарушений, принятых мер правового воздействия, а также обращенного в доход государства имущества субъектов предпринимательства.

Результаты оценки эффективности работы контролирующих органов могут быть опубликованы уполномоченным органом в средствах массовой информации.

Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства о государственном контроле

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о государственном контроле, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья 27. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

 

Кабинету Министров, Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и другим организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди субъектов предпринимательства и населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 28. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов

 

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 1998 года № 717–I «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 1, ст. 8);

2) раздел XXX Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 года № 82–II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г. № 5-6, ст. 153);

3) пункт 24 раздела I Закона Республики Узбекистан от 15 декабря 2000 года № 175–II «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г. № 1-2, ст. 23);

4) раздел XVII Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 года № 621–II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г. № 5, ст. 90);

5) пункт 44 раздела I Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 года № 714–II «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г. № 1, ст. 18);

6) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 23 марта 2006 года № ЗРУ–26 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с сокращением числа и совершенствованием системы проверок субъектов предпринимательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 3, ст. 119);

7) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 14 декабря 2007 года № ЗРУ–127 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в целях совершенствования порядка добровольной ликвидации субъектов предпринимательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 12, ст. 598);

8) статью 26 Закона Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года № ЗРУ–197 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового законодательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2008 г., № 12, ст. 640);

9) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 15 сентября 2010 года № ЗРУ–256 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшей модернизацией системы органов государственной налоговой службы» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., № 9 ст. 336);

10) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 24 декабря 2010 года № ЗРУ–274 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2011 год» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., № 12, ст.474);

11) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 13 сентября 2011 года № ЗРУ–295 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с сокращением проверок деятельности субъектов предпринимательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Р0еспублики Узбекистан, 2011 г., № 9, ст.248);

12) статью 9 Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № ЗРУ–345 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2012 г., № 12, ст. 336);

13) статью 22 Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ–355 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 10, ст. 263);

14) статью 17 Закона Республики Узбекистан от 14 мая 2014 года № ЗРУ–372 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., № 5, ст. 130);

15) статью 16 Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 2016 года № ЗРУ–416 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., № 12, ст. 383);

16) статью 6 Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2016 года № ЗРУ–418 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., № 12, ст. 385).

Статья 29. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Общие комментарии

887