ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во коммент.
1238 Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан 20/11/2018 05/12/2018 0
Стратегия по реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2019-2030 годы в Республике Узбекистан
ID-1238

Постановление

Кабинета Министров Республики Узбекистан

№_____

      

Об организации реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2019-2030 годы в Республике Узбекистан  

 

В целях организации реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Стратегию по реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2019-2030 годы в Республике Узбекистан согласно приложению №1;

Национальный план действий по реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий в Республике Узбекистан на
2019-2030 годы согласно приложению №2.

2. Определить основными задачами Стратегии по реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2019-2030 годы в Республике Узбекистан:

совершенствование нормативно-правовой и методической базы в области снижения риска бедствий и повышения эффективности защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разработку и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;

организацию, развитие и поддержание в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;

создание и развитие системы жизнеобеспечения населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;    

совершенствование системы подготовки специалистов руководящего звена и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

3. Руководителям министерств, ведомств и организаций, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента обеспечить реализацию в установленные сроки основных мероприятий «Стратегии по реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2019-2030 годы в Республике Узбекистан»
и «Национального плана действий по реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий в Республике Узбекистан на
2019-2030 годы».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя правления АО «
Ўзбекистон темир йўллари» А.Ж.Раматова
и и.о. министра по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан Худайбергенова Т.А.

 

     Премьер-министр

Республики Узбекистан                                                  А.Арипов

 

 

Приложение № 2

к постановлению Кабинета Министров

от «____» ___________ 2018 г.

 

 

 

 

 

Национальный план действий

по реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий

в Республике Узбекистан на 2019-2030 годы

 

Наименование мероприятий

Механизм реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

Приоритетное направление 1. Повышение знаний о риске бедствий

1

Сбор, анализ, систематизация и использование соответствующих данных и информации, а также обеспечения ее распространения с учетом потребностей различных категорий пользователей, исходя из обстоятельств, периодическое обновление информации о риске чрезвычайных ситуаций

1. Организация мониторинга, прогноза и анализа чрезвычайных ситуаций.

2. Подготовка и представление руководству, соответствующим министерствам и ведомствам, территориальным хокимиятам прогнозных материалов о возможных чрезвычайных ситуациях для принятия необходимых решений.

3. Распространение информации о возможных чрезвычайных ситуациях через средства массовой информации, использование данных, полученных из космоса и на местах, включая данные геоинформационных систем (ГИС) и применение новейших информационно-коммуникационных технологий.

4. Обеспечение доступа к открытой информации в разрезе категорий: реальность угроз, уязвимость, риск, характер бедствий и возможные потери.

сентябрь-ноябрь

2019-2030 гг.

 

 

2019-2030 гг.

 

 

 

 

 

2019-2030 гг.

 

МЧС, Госкомгеологии,

Минводхоз, Минсельхоз,

 Минздрав, АН РУ,
Госкомэкологии, Мининфоком, НТРК, МВД, Минздрав

2

Разработка методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций

 

1. Анализ чрезвычайных ситуаций за последние 3-5 лет, оценка ущерба от них, анализ экономических, социальных, медико-санитарных, образовательных, экологических и культурных последствий, в зависимости от обстоятельств, в контексте информации о подверженности опасности чрезвычайных ситуаций.

2. Разработка и утверждение методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций

2019г.

МЧС, Минздрав,
МВД, Госкомгеология,

Минводхоз, Минсельхоз,
Минкультуры, АН РУ,
 Госкомэкология

3

Повышение уровня осведомленности и информированности должностных лиц органов государственного управления и населения, а также обучение и просвещение по вопросам снижения риска бедствий

 

1. Представление аналитической информации должностным лицам органов государственного управления о возможных чрезвычайных ситуациях для принятия соответствующих мер.

2. Организация обучения руководящего состава министерств и ведомств в Институте гражданской защиты МЧС, руководящего состава местных органов власти, руководителей организаций, предприятий и учреждений в ЦПНиРС территориальных УЧС.

3. Организация проведения командно-штабных и тактико-специальных учений с руководящим составом органов государственного управления, с привлечением населения.

4. Внедрение современных инновационных технологий для обучения к действиям при стихийных бедствиях.

2019-2030 гг.

МЧС, НТРК,МВД, Минздрав,
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента районов (городов), Госкомгеология,

Минводхоз, Минсельхоз,
Госкомэкология, Минвуз, МНО, АН РУ

4

Содействие дальнейшему совершенствованию программ обучения населения, профессиональной подготовке кадров по вопросам предупреждения возможных угроз, снижения их тяжелых последствий и реабилитации

1. Разработка современных программ и методов обучения к действиям в ЧС.

2. Усовершенствование системы подготовки в учреждениях высшего, средне-специального и среднего образования, внедрение в предмет «Особенности безопасности жизнедеятельности» новых методов обучения.

2019-2030 гг.

МЧС, МВД, Минвуз,
МНО, Минздрав, Совет Министров Республики Каракалпакстан,
хокимияты областей и г. Ташкента, Госкомгеология,

Минводхоз, Минсельхоз

5

Использование информации о возможных рисках, уязвимости населения и территорий для разработки стратегии снижения возможных тяжелых последствий

1. В составе рабочих групп из числа специалистов соответствующих министерств и ведомств изучение территорий и объектов с опасными природными явлениями и повышенным риском техногенных аварий.

2. Представление Правительству страны, руководителям объектов и территорий информации  о возможных опасных природных явлениях и техногенных авариях.

2019-2030 гг.

МЧС,
Госкомгеология,

Минводхоз, Минсельхоз, Минздрав, АН РУ,
Госкомэкология

6

Улучшение взаимодействия между гражданами с целью распространения информации о чрезвычайных ситуациях через общественные и неправительственные организации

1. Совершенствование автоматизированной системы оповещения и информатизации, установка локальных систем оповещения о ЧС.

2. Привлечение неправительственных организаций для выполнения работ по распространению информации о чрезвычайных ситуациях.

 

2019 - 2030 гг.

 

2019-2030 гг.

МЧС, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, Минздрав, Госкомгеология, Минводхоз, Минсельхоз, АН РУ, Госкомэкология

Приоритетное направление 2. Совершенствование организационно – правовых рамок управления риском бедствий

7

Организация профилактических работ по снижению риска бедствий, повышение эффективности профилактических мероприятий в рамках действующих норм и правил

1. В целях снижения риска бедствий, повышения эффективности профилактических мероприятий в рамках действующих норм и правил, направление усилий государственного и частного сектора на устранение риска бедствий, затрагивающих службы и объекты инфраструктуры, находящиеся в государственной собственности и управляемые или регулируемые государством;

2. Совершенствование соответствующих механизмов и инициатив с целью повышения информированности о риске бедствий, которые могут включать финансовую помощь, инициативы в области повышения осведомленности и подготовки населения.

2019-2030гг.

МЧС, Госкомгеология, Минстрой,
Минводхоз, Минсельхоз, Минздрав, НТРК, Госкомэкология,

АН РУ

8

Разработка и реализация республиканских и местных стратегий, планов снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций

1. Изучение положения дел в сфере уменьшения рисков стихийных бедствий, проведение оценки технической, финансовой и административной составляющих потенциала преодоления выявленных рисков, сбор исходных и других данных для разработки стратегий и планов.

2. Разработка и принятие республиканских и местных стратегий, планов снижения риска от чрезвычайных ситуаций с указанием задач, показателей и сроков, направленных на предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, уменьшение существующих рисков и укрепление потенциала противодействия в экономическом, социальном, санитарно-гигиеническом и экологическом плане рассчитанных на разные сроки.

2019 г.

 

 

 

 

 

 

2019-2020 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЧС, Госкомгеология,

Минводхоз, Минсельхоз,
Минздрав, АН РУ,
Госкомэкология,

9

Совершенствование механизмов и стимулов по обеспечению высокого уровня соблюдения действующих правил и регламентов по технике безопасности, в том числе касающихся землепользования и городского планирования

1. Разработка современных методов обучения и организации работ по технике безопасности, с учет международного опыта.

2. Поощрение создания необходимых механизмов и стимулов для обеспечения высокого уровня соблюдения действующих правил и регламентов по технике безопасности, в том числе касающихся землепользования и городского планирования, строительных норм, окружающей среды и ресурсопользования, а также санитарно-гигиенических норм и стандартов безопасности.

 

2019-2020 гг.

 

 

 

2019-2030 гг.

МЧС, ГУПБ МВД, Минтруд,
Минстрой, Госкомгеология,

Минводхоз, Минсельхоз, Минздрав, Госкомэкология, АН РУ

10

Освещение хода осуществления национальных и местных планов в области гражданской защиты, предупреждения и ликвидации ЧС.

1. Изучение хода реализации принятых национальных и местных планов в области гражданской защиты, предупреждения и ликвидации ЧС, и их освещение в средствах массовой информации.

2. Поощрение общественного контроля и официальное обсуждение, в том числе парламентариями и другими соответствующими должностными лицами, докладов о ходе выполнения планов действий по снижению риска бедствий.

2020-2030 гг.

 

 

 

 

2020-2030 гг.

 

МЧС, Госкомгеология,

Минводхоз, Минсельхоз, Минздрав, НТРК,
Госкомэкология, АН РУ

11

Расширение участия и повышение ответственности местных органов власти по вопросам преодоления опасности бедствий на местном уровне

1. В соответствии с нормативно-правовыми документами в области снижения рисков принятие соответствующих мер руководителями местных органов власти, привлечение сил и средств территориальной подсистемы ГСЧС.

2. В соответствующих случаях, с учетом действующих норм и финансовых возможностей расширять участие по вопросам преодоления опасности бедствий на местном уровне.

 

2019-2030 гг.

МЧС, Совет министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, МВД, Минфин, Госкомгеология, Минводхоз, Минсельхоз, Минздрав, АН РУ, Госкомэкология

12

Разработка новых законодательных норм и внесение изменений в существующие нормативно-правовые акты

1. Изучение и мониторинг существующих нормативно-правовых актов, с учетом новых угроз и международного опыта в области снижения риска бедствий.

2. Представление парламентариям рекомендаций по поддержанию мер по снижению риска бедствий путем разработки новых законов, норм с учетом финансовых возможностей

 

2019-2030 гг.

МЧС, МВД,
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, Госкомгеология,

Минводхоз,  Минздрав,
АН РУ, Госкомэкология,

13

Совершенствование государственной стратегии, направленной, на контроль ведения строительных работ в зонах, подверженных риску бедствий, переселение населения из таких зон с учетом действующих норм и правил

1. Периодическое изучение ведения строительства жилых зданий и сооружений в зонах, подверженных риску бедствий, особое внимание при этом уделить на предгорные и горные районы, селе и паводка опасные зоны.

2. Организация работ по переселению населения из зон возможных опасных природных явлений.

3. Представление земельных участков и жилых домов для переселяемых из опасных зон населения с учетом действующих норм и правил.

2019-2030 гг.

МЧС, Совет министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, Минстрой, Минфин,

Госкомгеология, Минводхоз, Минздрав, АН РУ,

Госкомэкология, МВД

Приоритетное направление 3. Инвестиции в мероприятия по снижению риска бедствий и укрепления потенциала противодействия.

14

Организация и финансовая поддержка мероприятий, связанных со снижением риска бедствий

1. Проведение расчетов и определение размера финансовых ресурсов для проведения мероприятий, связанных со снижением риска бедствий.

2. Выделение необходимых финансовых ресурсов на всех уровнях осуществления процесса разработки и претворения в жизнь стратегий в рамках директив, планов, законов и постановлений, а также мероприятий, связанных со снижением риска бедствий.

 

2019-2030 гг.

 

МЧС, Минфин, Минздрав, МВД, Госкомгеология, Минводхоз, Минсельхоз, АН РУ, Госкомэкология
 

 

Организация мероприятий по страхованию риска бедствий

1. В составе рабочих групп, состоящих из специалистов страховых компаний, МЧС, благотворительного общественного фонда «Махалла» и других причастных организаций изучение и обследование опасных участков, подверженных рискам бедствий.

2. Проведение разъяснительной работы среди населения, проживающего в опасных участках о страховании от риска стихийных бедствий, организация страхования их жизни и имущества.

3. Укрепление механизмов страхования риска бедствий, распределения и удержания риска и финансовой защиты в отношении как государственных, так и частных инвестиций в целях уменьшения экономических последствий бедствий для государства и общества в городских и сельских районах.       

2019-2030 гг.

 

Страховые компании, МЧС, Минфин

15

Организация и принятие мер по защите объектов исторического, культурного и религиозного значения

1. С привлечением проектных институтов, специалистов других причастных организаций проведение изучения состояния объектов исторического, культурного и религиозного значения.

2. Представление соответствующим организациям и руководителям местных органов власти информации о состоянии объектов исторического, культурного и религиозного значения для принятия необходимых мер по предупреждению возможных аварий и разрушений в данных объектах.

3. Организация мониторинга за состоянием объектов исторического, культурного и религиозного значения, проведение постоянного текущего ремонта и других мероприятий по их содержанию.

2019-2030 гг.

Минкультуры, Минстрой,

МЧС, Минфин, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

16

Повышение потенциала противодействия  чрезвычайным ситуациям на рабочих местах путем принятия структурных и других мер

1. Разработка и реализация плана основных мероприятий по вопросам ГЗ, предупреждения и ликвидации ЧС, а также плана повышения устойчивого функционирования объекта.

2. Организация создания в организациях, предприятиях и учреждениях спасательных формирований на постоянной штатной основе или на внештатной основе.

3. Оснащение  спасательных формирований необходимым спасательным инструментом и оборудованием, проведение ежедневных инструктивных занятий по технике безопасности.

2020-2021 гг.

 

 

 

 

2019-2030 гг.

 

 

2019-2030 гг.

 

Министерства и ведомства.

17

Организация учета оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций при разработке и осуществлении политики в области землепользования, включая городское планирование, оценки степени деградации земель и строительство неформального и непостоянного жилья

1. При разработке генеральных планов, проектировании строительства жилых массивов, объектов социального значения и промышленных объектов руководство существующими градостроительными нормами и правилами.

2. Осуществление разработки проектных документов согласно представленных технических условий соответствующих организаций и служб.

3. Учет оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций при разработке и осуществлении политики в области землепользования, включая городское планирование, оценки степени деградации земель и строительство неформального и непостоянного жилья, и использование руководящих принципов и методик последующей деятельности, разрабатываемых с учетом прогнозируемых демографических и экологических изменений.

2019-2030 гг.

Госкомземгеодезкадастр,

Госкомэкология,

Минстрой, Госкомгеология,

Минводхоз, Минсельхоз, Минздрав, АН РУ, МЧС, Минфин

18

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций связанных с селе-, паводко-, оползне-опасными явлениями, а также с засухой и другими опасными природными явлениями

1. В составе рабочих групп из числа специалистов МЧС, «Узгидромет», Государственной службой слежения за опасными геологическими явлениями, Минводхоза, Минсельхоза и других причастных ведомств изучение мест с селе-, паводко-, оползне-опасными явлениями, особое внимание при этом уделить горным и предгорным районам, территориям где возможны природные явления связанные с засухой.

2. По итогам изучения представление Правительственной противопаводковой комиссии информации об опасных участках, хозяйствах, подлежащих переселению в безопасные места, оказание им финансовой помощи.

3. Организация и проведение совещания Правительственной противопаводковой комиссии для принятия необходимых мер по обеспечению безопасности.

4. Разработка протокольных решений Правительственной противопаводковой комиссии с утверждением Государственной адресной программы, привлечение на работы по предупреждению возможных стихийных бедствий субъектов предпринимательства на основе государственно-частного партнерства.

2019-2020 гг.

МЧС, Госкомземгеодезкадастр, АН РУ, Минстрой,

Госкомгеология, Минводхоз, Минсельхоз, Минздрав, Госкомэкология, Минфин, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

19

Разработка новых строительных норм и стандартов, направленных на повышение их эффективности в местных условиях

1. Проведение инвентаризации и мониторинга существующей нормативно-правовой базы в области градостроительства.

2. Подготовка и представление предложений по  пересмотру существующих или, в необходимых случаях, разработке новых строительных норм и стандартов, направленных на повышение их эффективности в местных условиях.

2019-2020 гг.

МЧС, Минстрой,
Госкомгеология,

Минводхоз, Минздрав, АН РУ, Госкомэкология, Минфин

20

Совершенствование порядка привлечения учреждений здравоохранения по оказанию первичной, общей и специализированной помощи

 

 

 

1. Изучение порядка привлечения медицинских учреждений на ликвидацию возможных ЧС и оказание медицинской помощи.

2. Подготовка предложений по улучшению оказания медицинской помощи, первичной, общей и специализированной помощи пострадавшим.

3. Повышение потенциала противодействия системы здравоохранения, в том числе путем интегрирования мер по управлению риском чрезвычайных ситуаций в систему медицинских учреждений, предоставляющих первичную, общую и специализированную помощь.

4. Наращивание потенциала работников системы здравоохранения с точки зрения понимания риска возникновения чрезвычайных ситуаций, применения и осуществления в деятельности системы здравоохранения подходов, направленных на снижение риска от чрезвычайных ситуаций.

2019-2030 гг.

Минздрав, МЧС

21

Содействие развитию и укреплению учебного потенциала в области медицины катастроф.

1. Изучение международного опыта в области медицины катастроф и существующего порядка оказания медицинской помощи пострадавшим.

2. Организация обучения персонала экстренных медицинских служб организации и оказанию медицинской помощи пострадавшим и их госпитализации, медицинскому обеспечению спасательных работ и др.

2021-2025гг.

Минздрав, МЧС

22

Разработка и реализация стратегий и механизмов социальной защиты пострадавших от стихийных бедствий

1. Продолжение разработки и реализации стратегий и механизмов социальной защиты, в том числе при участии местного населения.

2. При разработке стратегий и планов принятие во внимание особых потребностей лиц, страдающих опасными для жизни и хроническими заболеваниями, которым они подвергаются до, вовремя и после чрезвычайных ситуаций, включая обеспечение доступа к жизненно необходимым услугам.

3. Расширение доступа к базовым услугам в области здравоохранения, в том числе в области охраны здоровья матерей, новорожденных и детей, репродуктивного здоровья, продовольственной безопасности и питания, обеспечения жильем, содействие принятию долговременных решений по оказанию помощи людям, которые в несоразмерно большей степени пострадали от стихийных бедствий.

2019-2020 гг.

 

 

 

 

 

 

 

Минздрав, МЧС, Минсельхоз, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

23

Повышение производственного потенциала предприятий и уровня защиты производственных ресурсов

1. Разработка и реализация планов повышения устойчивого функционирования предприятий в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Повышение потенциала жизненно важных объектов инфраструктуры, включая инфраструктуру водоснабжения, транспорта и телекоммуникаций, учреждения социального значения к последствиям ЧС.

3. Повышение потенциала противодействия предприятий и уровня защиты производственных ресурсов с целью обеспечения бесперебойного предоставления услуг населению, пострадавшему от рисков бедствий.

4. Укрепление защиты источников средств к существованию и производственных активов, включая сельскохозяйственных животных, рогатый скот, орудия и семена.

2019-2020 гг.

МЧС, Министерства и
ведомства, имеющие в своем составе
категорированные
объекты, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

24

Совершенствование обеспечения безопасности объектов туризма

1. Изучение расположения объектов туризма, при этом особое внимание уделить на объекты, расположенные на участках с возможными опасными природными явлениями.

2. В целях обеспечения безопасности отдыхающих создание на базе объектов туризма объектовых спасательных формирований.

3. Поддержание и внедрение в рамках всей индустрии туризма подходов, направленных на управление рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, с учетом во многих случаях серьезной зависимости от туризма как одного из ключевых экономических факторов.

2019-2020 гг.

Госкомтуризм,  МЧС

 

Приоритетное направление 4. Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования.

25

Обеспечение готовности сил и средств Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан, его территориальных и функциональных подсистем

1. Ведение постоянного мониторинга существующих нормативных документов, при необходимости внесение изменений и разработка новых законодательных актов, периодическое обновление стратегий, планов и программ по обеспечению готовности к бедствиям и действий в чрезвычайных ситуациях.

2. Постоянное проведение совместных командно-штабных и тактико-специальных учений с привлечением сил и средств соответствующих служб ГСЧС, учитывая сценарии изменения климата и их влияние на факторы риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

3. Создание резервов финансовых и материальных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказанию финансовой и материальной помощи, обеспечению жизнедеятельности  пострадавшему населению.

2019-2020 гг.

Министерства и ведомства, входящие в состав ГСЧС Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

 

26

Совершенствование системы «Махалла фукаро мухофазаси», созданных в махаллинских сходах граждан

1. Оснащение учебно-консультационных пунктов, созданных в каждом махаллинском сходе граждан, обеспечение сводных групп необходимым спасательным имуществом, инвентарем и средствами защиты.

2. Проведение разъяснительной работы среди населения и хранения спасательного имущества, инвентаря и средств защиты.

3. Организация обучения и подготовки сводных групп системы «Махалла фукаро мухофазаси» к действиям в чрезвычайных ситуациях, с привлечением специалистов МЧС, МО, МВД, Минздрава, ОКПУ.

2019-2030 гг.

МЧС, МО, МВД, ОКПУ, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента,

27

Совершенствование мероприятий по восстановлению и реабилитации после чрезвычайных ситуаций

1. Содействие включению мер по управлению риском бедствий в процессы восстановления и реабилитации после чрезвычайных ситуаций.

2. Использование на этапе восстановления возможности для создания потенциала, позволяющего снизить риск бедствий в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, в том числе посредством разработки мер в таких областях, как планирование землепользования, ужесточение строительных норм и обмен опытом, знаниями после чрезвычайных ситуаций.

3. Интегрирование мероприятия по реконструкции в период после бедствий в деятельность по социально-экономическому устойчивому развитию пострадавших регионов.

4. Разработка руководства по обеспечению готовности к проведению мероприятий по реконструкции в случае чрезвычайных ситуаций, ужесточение строительных норм, в том числе на основе опыта осуществления программ восстановления и реконструкции.

2019-2030 гг.

МЧС, Минстрой,
Госкомгеология,

Минводхоз, Минсельхоз, Минздрав, АН РУ, Госкомэкология, Минфин, МВД, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

28

Укрепление потенциала местных органов власти в плане эвакуации жителей районов, подверженных бедствиям

1. Разработка планов эвакуации населения из районов, подверженных стихийным бедствиям.

2. Определение безопасных мест для эвакуации пострадавшего населения.

3. Совершенствование порядка выделения земельных участков для индивидуально-жилищного  строительства и выплат компенсаций в случаях постоянного переселения.

2019-2020 гг.

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, МЧС

29

Совершенствование механизма регистрации пострадавших и базы данных о случаях в чрезвычайных ситуациях

1. Совершенствование порядка регистрации пострадавших при чрезвычайных ситуациях, их сортировки по полученным травмам и транспортировки в лечебные учреждения, создание базы данных о случаях смерти в результате бедствий.

2. Повышение эффективности мер по предупреждению заболеваемости и смертности.

3. Реализация планов в области восстановления, предусмотрев в них предоставление всем нуждающимся лицам услуг по оказанию психосоциальной поддержки.

 

2019-2020 гг.

Минздрав, МЧС

30

Совершенствование международного сотрудничества в области уменьшения риска бедствий

1. Укрепление сотрудничества с Бюро по сокращению риска бедствий Организации объединенных наций в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, постоянное участие в международных мероприятиях, проводимых данной организацией.

2. Совершенствование взаимодействия, обмена информацией с сопредельными государствами о возможных стихийных бедствиях трансграничного характера.

3. Проведение совместных учений, коллегий по вопросам предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в приграничных территориях.

4. Подписание меморандумов и других международных соглашений в области снижения риска бедствий.

5. Использование в полной мере действующих законодательных актов и процедур по вопросам международного сотрудничества по регулированию международной помощи при чрезвычайных ситуациях и помощи в проведении первоочередных восстановительных работ.

2019-2030гг.

МЧС, МИД

 

 

Приложение №1

к постановлению Кабинета Министров

от «____» ___________ 2018 г.

 

 

 

Стратегия

по реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2019-2030 годы в Республике Узбекистан

 

 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является составной частью национальной безопасности Республики Узбекистан и служит одной из важнейших условий государственной политики.

 

I. Общие положения

1.1. Настоящая Стратегия по реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2019-2030 годы в Республике Узбекистан (далее – Стратегия) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи и основные принципы обеспечения безопасности личности, общества и государства.

1.2. Правовую и методологическую базу Стратегии составляют Конституция Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера», «О гражданской защите», «О радиационной безопасности», «О борьбе с терроризмом» и «О спасательной службе и статусе спасателя», другие нормативно-правовые акты.

II. Цели и задачи

2.1. Целью Стратегии является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Республике Узбекистан для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации).

2.2. Основными задачами Стратегии являются:

совершенствование нормативно-правовой и методической базы в целях повышения эффективности государственного контроля за системой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разработка и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

усовершенствование и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;

организация, развитие и поддержание в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;

усовершенствование системы жизнеобеспечения населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

совершенствование системы подготовки специалистов руководящего звена и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

2.3. Стратегия предусматривает:

определение системы национальных интересов и приоритетов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

выявление и оценку внешних (трансграничных) и внутренних очагов возможных чрезвычайных ситуаций;

выявление и оценку реальных возможностей, ресурсов государства
и общества для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижение потерь на их ликвидацию;

разработку и реализацию государственной программы и целевых программ
по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

участие всех заинтересованных партнеров, в частности, государственных органов, органов местного самоуправления, гражданского общества и частного сектора в мероприятиях по защите населения и территорий.

 

III. Основные направления в организации системы защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.1. В целях более эффективного использования имеющихся ресурсов страны, обеспечения устойчивого развития объектов экономики, необходимо повышение уровня и целенаправленности предупредительных мер, уменьшающих опасность, масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций.

3.2. Основными направлениями в организации системы защиты населения и территорий от стихийных бедствий, аварий и катастроф являются:

прогноз, мониторинг, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

совершенствование систем оповещения и связи при возникновении угрозы чрезвычайных ситуаций;

реагирование и принятие адекватных мер на чрезвычайные ситуации;

обучение населения, подготовка сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;

создание резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

дальнейшее развитие системы страхования от возможных угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с международной практикой.

3.3. Повышение эффективности системы обучения населения достигается путём:

подготовки руководящего состава и специалистов органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях;

обучения воспитанников и воспитателей детских дошкольных учреждений, учащейся молодёжи и преподавателей в общеобразовательных школах, колледжах, лицеях и высших учебных заведениях правилам поведения и адекватным действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (по вопросам основ жизнедеятельности и безопасности);

обучения работающего персонала в организациях, предприятиях и учреждениях;

обучения населения, не занятого в сфере производства, по месту жительства, правилам поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

централизованной разработки и совершенствования учебных программ, пособий и методических материалов, подготовки выступлений и передач
в средствах массовой информации по проблемам снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.

3.4. Подготовка сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется путём проведения командно-штабных, комплексных и тактико-специальных учений, штабных тренировок и других профилактических мероприятий.

3.5. Структура, состав сил и средств ГСЧС, их оснащение спецтехникой, оборудованием, приборами и транспортными средствами, финансовое обеспечение, сроки готовности и порядок выполнения задач при ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентируются в соответствии с соответствующими постановлениями Президента Республики Узбекистан
и Кабинета Министров.

 

IV. Возможные чрезвычайные ситуации

 

4.1. Климатические и геолого-географические особенности территории Республики Узбекистан, а также инфраструктура отраслей экономики обуславливают возможность возникновения широкого спектра чрезвычайных ситуаций.

4.2. Чрезвычайные ситуации классифицируются на чрезвычайные ситуации техногенного, природного и экологического характера и подразделяются на локальные, местные, республиканские и трансграничные.

4.3. Существующие угрозы стихийных бедствий (землетрясения, селе-паводки, снежные лавины, оползни и др.), в совокупности с недостаточной сейсмостойкостью и устойчивостью зданий, размещением мест массового проживания людей в опасных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера могут привести к человеческим жертвам
и значительным материальным потерям. 

4.4. Опасность для населения и территорий республики представляют возможные аварии на крупных водохранилищах, значительная часть которых расположена в сейсмоопасных зонах.

4.5. Наличие взрыво-, химически-, радиационно–, пожароопасных производств, разветвлённой транспортной и коммуникационной сети, в которых функционирует оборудование с износом выше установленных норм, является источником возможных техногенных аварий и катастроф, обуславливающих высокий уровень риска возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

4.6. Анализ возможных чрезвычайных ситуаций также указывает на актуальность вопроса защиты населения и территорий от ЧС экологического характера. Экологическая обстановка в республике в первую очередь определяется уровнем загрязнения земельных ресурсов, вод, недр и атмосферного воздуха.

 

V. Совершенствование системы мониторинга, прогнозирования
и предупреждения чрезвычайных ситуаций

 

5.1. Мониторинг, прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций осуществляется Единой системой мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера.

5.2. Мониторинг и последующие профилактические мероприятия с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций основываются на:

научно обоснованном прогнозировании природных, экологических явлений и техногенных процессов;

наблюдении за состоянием основных источников возможных природных, техногенных и экологических угроз по отдельным направлениям и их постоянном обследовании;

совершенствовании взаимодействия органов государственной власти на местах с министерствами, ведомствами и организациями в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.

 

VI. Совершенствование системы оповещения при чрезвычайных ситуациях

6.1. Оповещение и информирование населения республики об угрозах или возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется автоматизированной системой оповещения и информирования населения об угрозах или возникновении чрезвычайных ситуаций (АСОИ).

6.2. Успешное и действенное функционирование Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан (ГСЧС) должно обеспечиваться современными средствами оповещения и связи, позволяющими производить оперативный сбор, обработку, обмен и передачу информации о прогнозируемых или происшедших чрезвычайных ситуациях, доведения этой информации до органов управления ГСЧС, а также населения.

6.3. Решение указанных задач предусматривает:

поддержание в постоянной готовности республиканской, местной, локальной и объектовой систем оповещения, а также автоматизированной системы оповещения и информирования населения;

обеспечение централизованного использования государственных и ведомственных каналов связи (радио, телевидения в координации с их руководителями) и других телекоммуникационных систем для управления и передачи информации; 

контроль за проектированием и созданием локальных систем оповещения и информации на химических и других потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также локальных автоматических системах сигнализации и оповещения на гидротехнических сооружениях.

 

VII. Создание резервов финансовых и материально-технических ресурсов гражданской защиты

 

7.1. Резервы материально-технических и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

7.2. Порядок создания, использования и восстановления резервов финансовых и материальных ресурсов определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

VIII. Проблемы в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

8.1. Несмотря на принимаемые меры, научные исследования подтверждают тенденцию возможного увеличения в ближайшее десятилетие риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера будут определяться реальной возможностью отраслей и регионов обеспечить устойчивое функционирование объектов в экстремальных условиях при всё увеличивающемся износе основного и вспомогательного оборудования.

8.2. Для успешного решения комплекса проблем, связанных с уменьшением опасности стихийных бедствий и производственных аварий, необходимы квалифицированные специалисты, и население должно быть готово к действиям в чрезвычайных ситуациях. Это достигается подготовкой органов управления, формирований, руководящего состава, специалистов
и обучением населения.

8.3. В соответствии с действующим законодательством система подготовки граждан Узбекистана в области гражданской защиты должна охватить каждого жителя страны, начиная со школьного возраста. Руководители различных уровней (министерств, ведомств, хокимиятов, предприятий и организаций), специалисты гражданской защиты и др. обучаются в Институте гражданской защиты, территориальных центрах подготовки руководящего состава, при проведении командно-штабных и тактико-специальных учений. Ведется обучение учащейся молодежи в школах, колледжах, лицеях и высших учебных заведениях по программам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности».

8.4. Причинами высокой степени риска чрезвычайных ситуаций и уязвимости населения являются следующие проблемы и недостатки в области гражданской защиты:

нарастание угроз чрезвычайных ситуаций трансграничного характера;

увеличение масштабов экологического загрязнения;

неполный охват населения в системе подготовки при ЧС;

слабая развитость системы оповещения населения при ЧС;

старение и износ производственно-технического процесса на промышленных объектах;

резкое увеличение миграционных процессов и рост распространения особо-опасных и карантинных заболеваний;

несоблюдение норм и правил градостроительства при возведении жилых комплексов и промышленных объектов экономики;

старение и износ магистральных газопроводов и других трубопроводов;

нерациональное использование водных ресурсов;

недостаточная развитость транспортных сетей и логистики.

 

IX. Основные приоритеты комплексной защиты населения
и территорий Республики Узбекистан от чрезвычайных ситуаций

 

Стратегические приоритеты

9.1. Настоящая Стратегия определяет основные приоритетные направления деятельности ГСЧС и входящих в нее государственных органов управления, органов местного самоуправления и организаций, и ориентирована на комплексную защиту населения и территорий Республики Узбекистан и на создание условий устойчивого развития. Целью Стратегии является определение опасностей, которые представляют собой также угрозу национальной безопасности и устойчивому развитию государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу до 2030 года.

9.2. Для достижения целей Стратегии выделяются следующие четыре приоритетных направления: 

Повышение знаний о риске бедствий - политика и практика управления риском бедствий должны опираться на понимание классификации и масштабов ЧС, степени угрозы жизни и здоровью населения, возможные ущербы окружающей среде, и их экономические последствия. Необходимо развивать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и службу лабораторного контроля и наблюдения, обучая специалистов внедрению новых технологий. Подобные знания должны иметь научную основу и быть систематизированными для оценки риска до наступления ЧС, для предотвращения бедствий и смягчения последствий, а также для разработки и осуществления адекватных и эффективных мер по обеспечению готовности к действиям при ЧС.

 Совершенствование организационно–правовых рамок управления риском бедствий - необходимо формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения государственного контроля за системой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Огромное значение для эффективного и действенного управления риском бедствий имеет организационно-правовая основа деятельности по снижению риска бедствий на республиканском и местном уровнях. Надо определить четкие функции, полномочия, планы, их координацию на уровне отдельных служб и между службами, с учетом соответствующих заинтересованных сторон.

Инвестиции в мероприятия по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия - актуальность данного пункта определяется тем, что несмотря на значительные усилия и финансовые затраты, направляемые хокимиятам, министерствами и ведомствами на прогноз и предупреждение чрезвычайных ситуаций, возникающие аварии, катастрофы 
и стихийные бедствия сопровождаются травмами и гибелью людей, значительными материальными потерями. Только хорошо подготовленные формирования, оснащенные современной техникой, оборудованием и снаряжением, могут оперативно и эффективно ликвидировать последствия аварий, разрушений и стихийных бедствий.

Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования - климатические и геолого-географические особенности территории Республики Узбекистан, а также инфраструктура отраслей экономики обуславливают возможность возникновения широкого спектра чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

9.3. Неуклонное повышение риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций указывает на необходимость продолжения совершенствования навыков и профессионального мастерства специалистов для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. В том числе для проведения спасательных работ в горных условиях, в жилых, производственных и административных зданиях, на химически опасных объектах, в метрополитене и других тоннелях, на воде и под водой, при возгорании резервуаров с нефтепродуктами, а также при ликвидации последствий аварий на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте. 

Важнейшее значение имеет осуществление принципа «сделать лучше, чем было».

 

X. Задачи приоритетных направлений

 

10.1. Повышение знаний о риске бедствий – эффективные действия при чрезвычайных ситуациях должно быть основано на понимании последствий чрезвычайных ситуаций во всех его аспектах относительно уязвимости, характеристик опасности и воздействия на окружающую среду.

В рамках данного приоритетного направления будут реализованы задачи и мероприятия, направленные на создание эффективной системы мониторинга чрезвычайных ситуации.

10.2. Совершенствование организационно – правовых рамок управления риском бедствий укрепление нормативно – правовых баз благотворно влияет
на принятие решение при чрезвычайных ситуациях.

Приоритет направлен на реализацию задач по повышению эффективности организационно-правовой базы ГСЧС и усиление ответственности республиканских и местных органов власти в вопросах снижения риска бедствий.

10.3. Инвестиции в мероприятия по снижению риска бедствий и укрепления потенциала противодействия - инвестиции, направленные на предупреждение и снижение чрезвычайных ситуации, имеют важное значение. Они являются экономически эффективными и полезными для спасения человеческих жизней, предотвращения и сокращения ущерба и обеспечения эффективного восстановления и реабилитации.

В рамках данного приоритета предполагается за счет внутренних и внешних инвестиций реализация мер, направленных на улучшения оснащенности спасательных подразделений, служб Гражданской защиты.

10.4. Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования.

Опыт показывает, что готовность к действиям при чрезвычайных ситуациях необходимо повышать для более эффективного реагирования на них. Приоритет направлен на реализацию мер по повышению уровня готовности спасательных подразделений и служб гражданкой защиты.

XI. Реализация стратегии

Подходы к реализации Стратегии

11.1. Подходы к реализации Стратегии основываются на принципе вовлечения в ее реализацию всех заинтересованных сторон, как государственных органов и органов местного самоуправления, так и гражданского общества, международных организаций, частного сектора и населения.

11.2. Приоритетные направления и задачи Стратегии будут интегрированы в государственные Стратегии и стратегии развития, планы их реализации, а также в программы и планы развития в области гражданской защиты и других отраслей. Задачи настоящей Стратегии и планы её поэтапной реализации будут объединять и учитывать задачи, мероприятия других стратегических и программных документов различных направлений гражданской защиты и аспектов снижения риска бедствий.

Период и этапы реализации Стратегии

11.3. Период реализации Стратегии составляет 2019-2030 годы и охватывает цели и задачи Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг.

11.4. Стратегия разделена на три этапа реализации:

1 этап: 2019-2020 годы;

2 этап: 2021-2025 годы;

3 этап: 2026-2030 годы.

11.5. По каждому этапу Стратегии будут разработаны Национальные планы действий по выполнению Сендайской рамочной программы на 2015-2030 гг., описывающие конкретные мероприятия, направленные на решение задач приоритетных направлений.

11.6. В процессе разработки Плана реализации на второй и третий этапы, должны быть обновлены данные о рисках, достижениях, проблемах и задачах приоритетных направлений.

 

XII. Заключение

 

Ожидаемые результаты

Заблаговременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций позволит:

предотвратить и снизить риск возникновения стихийных бедствий;

улучшить качество системы мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных;

снизить размеры социального, экономического и экологического ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Основными ожидаемыми результатами настоящей Стратегии являются:

обеспечение максимального охвата населения системой раннего предупреждения;

снижение уровня смертности от бедствий к 2030 году до минимума;

снижение прямых экономических потерь и ущерба к 2030 году до минимума;

обеспечение устойчивости ГСЧС к возможным чрезвычайным ситуациям, а также полного охвата территорий специализированными службами реагирования;

жизнеобеспечение населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;    

совершенствование системы подготовки специалистов руководящего звена и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Общие комментарии