ID Разработчик Дата размещения Дата завершения Кол-во коммент.
1172 Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан 09/11/2018 24/11/2018 18

Обсуждение завершено

Постановление Кабинета Министров Республика Узбекистан
Об утверждении положения о порядке принятия мер по просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям
ID-1172

Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2018 год № УП-5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан», постановления Президента Республики Узбекистан от 3 ноября 2017 года № ПП-3351«О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства», а также в целях дальнейшего сокращения дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке принятия мер по просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям согласно приложению № 1.

2. Внести изменения и дополнения в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - министра финансов Республики Узбекистан Д.А.Кучкарова.

 

     Премьер-министр Республики Узбекистан                                          А. Арипов

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к постановлению Кабинета Министров

от «__» ______ 2018 года № ____

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке принятия мер по просроченной дебиторской задолженности
по внешнеторговым операциям

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления контроля за сокращением просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям и принятия мер в отношении хозяйствующих субъектов, допустивших задержку поступления валютной выручки в иностранной валюте из-за рубежа по экспортным операциям или не обеспечивших в установленные сроки ввоз в республику и оформление товаров в режим «выпуск для свободного обращения», выполнение работ и оказание услуг по импортным операциям.

2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

задержка поступления выручки в иностранной валюте из-за рубежа – не обеспечение поступления валютной выручки за экспорт товаров (работ, услуг) из-за рубежа в установленные законодательством сроки;

внешнеторговые операции – операции по экспорту или импорту товаров (работ, услуг).

Глава 2. Обмен информацией и контрольные меры

 

3. Информация о фактах задержки поступления выручки в иностранной валюте из-за рубежа от экспорта товаров (работ, услуг) или непоступления товаров (невыполнения работ и услуг) по импорту в сроки, установленные законодательством, формируется на основании сведений, поступивших в органы государственной налоговой службы от коммерческих банков, органов государственной таможенной службы и хозяйствующих субъектов, а также через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (далее - ЕЭИСВО).

4. При необходимости орган государственной налоговой службы имеет право также запросить дополнительные сведения и документы, касающиеся просроченной дебиторской задолженности у коммерческого банка, обслуживающего хозяйствующего субъекта и органов государственной таможенной службы.

5. При установлении фактов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, орган государственной налоговой службы в течение 5 рабочих дней оформляет справку о выявленной просроченной дебиторской задолженности (далее – Справка).

Все экземпляры справки подписываются должностными лицами органа государственной налоговой службы, составившими данную справку.

Справка не позднее следующего рабочего дня с момента составления, должна быть согласно порядку, установленному Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, зарегистрирована в органе государственной налоговой службы.

Справка отправляется хозяйствующему субъекту через персональный кабинет налогоплательщика или по почте заказным письмом и через 3 рабочих дня справка считается врученной.

6. В течение 2 рабочих дней со дня вручения Справки оформляется требование о добровольной уплате штрафа в доход республиканского бюджета (далее – Требование), в котором указывается сумма просроченной дебиторской задолженности, сумма штрафа в иностранной валюте и в сумовом эквиваленте.

При этом в целях начисления штрафа используется курс иностранной валюты, установленный Центральным банком Республики Узбекистан на дату возникновения обязательства по выплате штрафа в доход государственного бюджета (на дату истечения срока, установленного законодательством).

Требование направляется хозяйствующему субъекту через персональный кабинет налогоплательщика или по почте заказным письмом и через 3 рабочих дня данное требование считается врученным.

7. Форма Справки и Требования утверждается Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.

8. Хозяйствующий субъект в течение 10 дней после получения Требования представляет в орган государственной налоговой службы ответное уведомление о согласии на добровольную уплату либо об отказе от уплаты штрафа, с приложением подтверждающих документов, являющихся основанием для не уплаты штрафа.

9. В случае непредставления письменного уведомления о добровольной уплате штрафа, либо представления письменного уведомления об отказе уплаты без подтверждающих документов или с документами не являющимися основанием для не уплаты штрафа в сроки установленные пунктом 8 настоящего Положения, орган государственной налоговой службы обращается в суд с исковым заявлением о применении штрафа в отношении хозяйствующего субъекта.

10. При выявлении фактов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, по результатам проведенной проверки, орган государственной налоговой службы принимает меры в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

11. При признании вины в совершенном правонарушении хозяйствующий субъект в срок до 5 дней, с момента получения Требования или решения органа государственной налоговой службы, вправе обратиться в орган государственной налоговой службы с заявлением о предоставлении срока, необходимого для добровольной уплаты штрафа (с указанием конкретного срока). Руководитель или заместитель руководителя органа государственной налоговой службы, не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления принимает решение о предоставлении запрашиваемого срока. Срок не должен превышать 30 дней, а в случае, предусмотренном законодательством - шести месяцев со дня принятия решения о предоставлении срока для добровольной уплаты штрафа.

Решение о предоставлении срока для добровольной уплаты штрафа отправляется хозяйствующему субъекту через персональный кабинет налогоплательщика или по почте заказным письмом и через 3 рабочих дня справка считается врученной.

12. В случае неуплаты или несвоевременной уплаты штрафа на добровольной основе в течение срока, предоставленного в соответствии с решением, орган государственной налоговой службы обращается в суд с исковым заявлением о применении штрафа в отношении хозяйствующего субъекта.

13. Штраф в отношении хозяйствующих субъектов также применяется в случае погашения дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям после истечения установленных сроков.

14. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, в результате выявления просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым контрактам, и применение мер административного взыскания производятся в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

Глава 3. Ответственность

15. Органы государственной таможенной службы в соответствии с законодательством несут ответственность за своевременный и правильный ввод данных об отгрузке (возврате) и поступлении товаров в ЕЭИСВО.

16. Коммерческие банки в соответствии с законодательством несут ответственность за правильность внесения данных о движении денежных средств в ЕЭИСВО.

17. Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан несет ответственность за бесперебойное функционирование ЕЭИСВО.

18. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к постановлению Кабинета Министров

от «__» ______ 2018 года № ____

 

Изменения и дополнения, вносимые в некоторые решения
Правительства Республики Узбекистан

 

1. Подпункт «в» пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2000 года № 245 «О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка» (СП Республики Узбекистан, 2000 г., № 6, ст. 33) изложить в следующей редакции:

«в) предприятия с участием государства, допустившие задержку поступления выручки в иностранной валюте из-за рубежа, а также импортеры не обеспечившие ввоз в республику и оформление товаров в режим  «выпуск для свободного обращения», выполнение работ и оказание услуг более чем на 45 дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 90 дней), после истечения установленных сроков уплачивают штраф в доход республиканского бюджета:

в эквиваленте 5 процентов от суммы непоступивших валютных средств или товаров, не оформленных в режим «выпуск для свободного обращения» (не выполненных работ, не оказанных услуг), – при задержке до 180 дней от установленных сроков;

дополнительно в эквиваленте 10 процентов от суммы непоступивших валютных средств или товаров, не оформленных в режим «выпуск для свободного обращения» (не выполненных работ, не оказанных услуг), – при задержке от 180 до 365 дней от установленных сроков;

дополнительно в эквиваленте 85 процентов от суммы непоступивших валютных средств или товаров, не оформленных в режим «выпуск для свободного обращения» (не выполненных работ, не оказанных услуг) – при задержке более 365 дней от установленных сроков.

В случае применения штрафов, установленных настоящим постановлением, независимо от сроков взыскания просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям, повторные санкции по тому же предмету задолженности и объему фактического экспорта товаров (работ, услуг) к субъектам предпринимательства не применяются».

2. В Положении о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 сентября 2003 года № 416 (СП Республики Узбекистан, 2003 г., № 9, ст. 92):

а) в пункте 2:

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«импортеры – юридические, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - резиденты Республики Узбекистан, осуществляющие операции с нерезидентами Республики Узбекистан по импорту товаров, работ и услуг»;

абзац девятый изложить в следующей редакции:

«экспортеры – юридические, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - резиденты Республики Узбекистан, осуществляющие операции с нерезидентами Республики Узбекистан по экспорту товаров, работ и услуг»;

абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

«инвойс – счет-фактура на экспорт товаров (работ и услуг);

предприятие с участием государства – предприятие, в Уставном фонде которого имеется доля государства или имеется доля предприятия в Уставном фонде которого имеется доля государства»;

б) в абзаце третьем пункта 3.5 слова «специфических контрактов на выполнение работ и оказание услуг» заменить словами «внешнеторговых контрактов»;

в) пункт 7 дополнить абзацем следующего содержания:

«Информация об акте выполненных работ и/или оказанных услуг подлежит внесению хозяйствующим субъектом в течение 3 банковских дней со дня его составления. Не внесение или несвоевременное внесение информации об акте выполненных работ и/или оказанных услуг квалифицируется как нарушение установленного порядка осуществления экспортно-импортных операций»;

г) пункт 13 дополнить абзацами следующего содержания:

«Необеспечение импортером ввоза в республику и оформления товаров в режим «выпуск для свободного  обращения»,  выполнения работ и оказания услуг или возврата уплаченных за них денежных средств в вышеуказанные сроки учитывается как просроченная дебиторская задолженность.

Сведения о товарах, оформленных в таможенном режиме «Отказ в пользу государства», «Уничтожение», а также выбывших из владения вследствие решений государственных органов Республики Узбекистан, является основанием для уменьшения суммы дебиторской задолженности (в том числе просроченной дебиторской задолженности) по импортным контрактам»;

д) пункт 14 дополнить абзацем следующего содержания:

«Необеспечение экспортерами поступления выручки от экспорта товаров (работ, услуг) или обратного ввоза ранее экспортированных товаров, в вышеуказанные сроки учитывается как просроченная дебиторская задолженность»;

е) пункт 17 изложить в следующей редакции:

«17. предприятия с участием государства, допустившие задержку поступления выручки в иностранной валюте из-за рубежа, а также импортеры не обеспечившие ввоз на территорию Республики Узбекистан и оформление товаров в режим «выпуск для свободного обращения», выполнение работ и оказание услуг более чем на 45 дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 90 дней), после истечения установленных сроков уплачивают штраф в доход республиканского бюджета Республики Узбекистан:

в эквиваленте 5 процентов от суммы непоступивших валютных средств или товаров, не оформленных в режим «выпуск для свободного обращения» (не выполненных работ, не оказанных услуг), - при задержке до 180 дней
от установленных сроков;

дополнительно в эквиваленте 10 процентов от суммы непоступивших валютных средств или товаров, не оформленных в режим «выпуск для свободного обращения» (не выполненных работ, не оказанных услуг), - при задержке от 180 до 365 дней от установленных сроков;

дополнительно в эквиваленте 85 процентов от суммы непоступивших валютных средств или товаров, не оформленных в режим «выпуск для свободного обращения» (не выполненных работ, не оказанных услуг), - при задержке более 365 дней от установленных сроков.

В случае применения штрафных санкций, установленных настоящим Положением, независимо от сроков взыскания просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям, повторные санкции по тому же предмету и той же сумме просроченной дебиторской задолженности
не применяются.

При поступлении на счет экспортера суммы страхового возмещения
(в национальной и (или) иностранной валютах) по полису страхования экспортного контракта, сумма дебиторской задолженности по данному экспортному контракту для целей применения финансовых санкций уменьшается на сумму поступившего страхового возмещения.

При этом, не применяются штрафные санкции в отношении товаров, которые вывезены за рубеж и пришедшие в негодность в процессе транспортировки и хранения, либо по причине не зависящей от экспортера, на основании представленного акта экспертизы соответствующего уполномоченного органа и (или) подтверждения таможенного органа страны нахождения товаров об их уничтожении под таможенным контролем»;

ж) пункт 23 изложить в следующей редакции:

«23. Информация о фактах непоступления или неполного поступления выручки от экспорта товаров (работ, услуг) или товаров (невыполнения работ и услуг) по импорту (возврата авансового платежа) в сроки, установленные законодательством, формируется на основании сведений, поступивших в органы государственной налоговой службы от банков, органов государственной таможенной службы и хозяйствующих субъектов, а также в ЕЭИСВО. Органы государственной налоговой службы для принятия соответствующих мер используют вышеуказанные данные»;

з) дополнить пунктом 27 следующего содержания:

«27. Несанкционированное в установленном порядке хранение предприятиями иностранной валюты на счетах в зарубежных банках или
ее переуступка является сокрытием валютной выручки.

При выявлении фактов сокрытия валютной выручки или
ее переуступки органами государственной налоговой службы применяются санкции, установленные статьей 114 Налогового кодекса Республики Узбекистан».

3. Абзацы третий - шестой пункта 5 Положения о порядке таможенного оформления товаров, вывозимых хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан через торговые дома, представительства, предприятия, созданные ими в зарубежных странах, а также через торгово-инвестиционные дома Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в зарубежных странах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 августа 2005 года № 189 (СП Республики Узбекистан, 2005 г., № 8, ст. 40), изложить в следующей редакции:

«К предприятию с участием государства, допустившему задержку поступления валютой выручки из-за рубежа более чем на 45 дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 90 дней), после истечения установленных сроков органами государственной налоговой службы применяются следующие санкции:

в эквиваленте 5 процентов от суммы непоступивших валютных средств – при задержке поступления валютной выручки до 180 дней от установленных сроков;

дополнительно в эквиваленте 10 процентов от суммы непоступивших валютных средств – при задержке поступления валютной выручки от 180 до 365 дней от установленных сроков;

дополнительно в эквиваленте 85 процентов от суммы непоступивших валютных средств – при задержке поступления валютной выручки более 365 дней от установленных сроков».

4. Раздел первый графы «Источник формирования» позиции 8 приложения № 1 к постановлению Кабинета Министров от 2 апреля 2010 г. № 62 «О мерах по упорядочению отчислений средств во внебюджетные фонды министерств, государственных комитетов и ведомств» (СП Республики Узбекистан, 2010 г., № 4, ст. 14), изложить в следующей редакции:

«Средства от реализации имущества, изъятого налоговыми органами и обращенного в доход государства в установленном законодательством порядке, а также суммы штрафов за нарушение сроков поступления валютной выручки по экспортным операциям или за необеспечение ввоза и оформления товаров в режим «свободного обращения», выполнения работ и оказание услуг по импортным операциям».

Общие комментарии

2328